Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему: "Согласованные и несогласованные определения"

Конспект урока на тему: "Согласованные и несогласованные определения"

Класс:

8 класс

күні:


Предмет:

Русский язык

Час:

1

Тема:

Согласованные и несогласованные определения.

Цель:


Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений,

умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;

Повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

В – воспитательная: умение работать в паре, группе.
Р – развивающая: развитие умения сравнивать, анализировать.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

Предполагаемый результат

Учащиеся знают понятие согласованных и несогласованных определений,

умеют различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения; работают в паре, группе, умеют сравнивать, анализировать.

Наглядность

Опорные схемы ,интерактивная доска, учебное пособие

Методы и приемы:

Стратегии критического мышления, стратегия ЗХУ, индивидуальный опрос, парная работа, формативное и суммативное оценивание.

Актуализация прежних знаний


3 мин.

2 мин





I. Стадия вызова






5 мин.


3 мин.



































Наблюдение




































Осмысление











Анализ















































Синтез





Мотивация к учебной деятельности

I.Оргмомент.«Круг комплиментов.»

- Я надеюсь, что все сказанные комплименты шли от сердца. Поэтому выберите свой цвет сердца и сядьте по группам.


Деление на группы.

Ученики выбирают красные и розовые сердца, которые лежат на столе учителя, тем самым делятся на 2 группы по 6 человек



Правила обсуждения в группе:

Не отметайте ничье мнение, если есть разные мнения, записывайте все, сомнительные помечайте знаком вопроса. Слушайте друг друга, не перебивайте, уважать мнение другого


II.Актуализация прежних знаний.

Вызов.

Эта стадия позволяет:

-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

-вызвать интерес к изучаемой теме;

-побудить ученика к активной деятельности.



Создание кластера «Определение».Учащиеся в группах на флипчартах готовят сообщение по пройденной теме.

Оценивание работ групп по критериям( составленным заранее учителем)

Критерии оценивания работы группы

1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного; 
3) языковое оформление ответа.

4) вклад в работу группы



Защита работ.

III. Новый материал.

1. Постановка целей и задач

Организация учебного процесса на этапе 1:

На экране эпиграф к уроку:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский Слайд №1.

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует русский язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

Как вы понимаете эти слова?

- Каким членом предложения они являются?

-О чем мы сегодня продолжим разговор? ( об определении)

-Сегодня вы продолжите узнавать новое об определении и вернемся к вашим работам попозже, чтобы дополнить сообщение по нашей теме.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Запись числа и темы урока. Слайд № 2

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид связи в словосочетаниях. Слайд № 3

Карточка № 1

Осен..ий вечер, ж..лтеют от холода, наш край, в…сьмой класс, деревя… ая ложка, з..лотая рожь, светит ярко, встретить друга, , пок..залась вдали, ул..тают на юг.

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения. Слайд № 4

На экране карточка № 2

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Звенит третий звонок.



Учащиеся работают на форматках.



Утверждения

Выполнение

Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.

 2 балл

Я знаю, как определить согласованные определения.

 2 балл

Я знаю, как определить несогласованные определения.

 2 балл

Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.

 2 балл

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

 2 балл

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

 1 балл




- У кого нет результата?

- Что вы не смогли сделать? (Я нашел определения, но не не смог определить их вид).

(Я нашел определения не во всех предложениях)

- Кто выполнил задание?

- Объясните свой выбор. (Не могу объяснить).

- Почему? (Нет способа, алгоритма определения согласованных и несогласованных определений)


- В каком месте возникло затруднение? (Не во всех предложениях нашли определения, не знаем, что такое согласованные и несогласованные определения)

- В чем причина затруднения? (У нас нет способа определения согласованных и несогласованных определений)

Слайд № 5

- Прочитайте предложения и скажите, что общего меду выделенными словами?

(Все эти слова являются определениями).

- Докажите! (Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей?)

- Найдите предложение, в котором есть словосочетание со связью согласование. ( Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Беспокойство мое исчезло. Звенит третий звонок).

- Подчеркнем определения.

- Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные).

- Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным).

- А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованнымиСлайд № 6-7

(Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями).

- Определим вид связи в словосочетаниях с выделенными словами в других предложениях.

(Волна счастья и радости (управление) захлестнула его.

Есть тема получше(примыкание). 

Книга сказок (управление) сохранилась в его библиотеке (примыкание).

Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание)

- Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные)

- Поясните, что это за определения. Слайд № 7-9

(Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием).

- Что нам осталось установить о несогласованных определениях? (Какими частями речи

выражаются).

Алгоритм работы с определением на слайде № 10


1.Задать вопрос.

2.Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.

3.Определить, какой частью речи выражено.

4.Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.

5.Установить: согласованное или несогласованное.







Применение

Закрепление.

Тренировочные упражнения.

Задание 1 Слайд № 11 выполняется в парах, одна пара работает у доски

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Задание 2. Слайд № 12

1 группа

  • На витрине стояла ваза из хрусталя (несогл.).

  • Дверь слева (несогл.) вела в подвал.

2 группа

  • Мечта отдохнуть (несогл.) так и не сбылась этим (согл.) летом.

  • Напротив стоял кирпичный (согл.) дом в два этажа (несогл.).



Проверка по ключу .Слайд № 13

Задание 3 Слайд № 14

Среди данных предложений укажите предложения с несогласованным определением

1.Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)

2.Пушкин считал народную речь “живым и кипящим источником”. (Зимина А.)

3.Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.) 

4.Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)

5.В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.) 

6.Было морозное декабрьское утро. (Бондарев Ю.) 

7.Тропа вдоль просеки лесной бывает так прохладна взгляду. (Солоухин В.)


Ответ: 3, 4, 7.


Рефлексия

  1. Чему вы сегодня учились?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Какие цели ставили перед собой?

  4. Вы достигли поставленных целей?

  5. Что вам помогало справиться с затруднениями?

  6. Проанализируйте свою работу на уроке.

Учащиеся работают с карточками рефлексии.

Домашнее задание:

Из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника» выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, указать вид.

Оценивание:

Оценивание лидерами групп работ учеников. Комментирование оценок


Учитель: Кужахметова А.Ж.. Замдиректора по УР: Китарова С.Ж.









Конспект урока на тему: "Согласованные и несогласованные определения"
  • Русский язык и литература
Описание:

 Мотивация к учебной деятельности

I.Оргмомент.«Круг комплиментов.»

- Я надеюсь, что все сказанные комплименты шли от сердца. Поэтому выберите свой цвет сердца и сядьте по группам.

 

Деление на группы.

Ученики выбирают красные и розовые сердца, которые лежат на столе учителя, тем самым делятся на 2 группы по 6 человек

 

Правила обсуждения в группе:

 Не отметайте ничье мнение, если есть разные мнения, записывайте все, сомнительные помечайте знаком вопроса. Слушайте друг друга, не перебивайте, уважать мнение другого

 

II.Актуализация прежних знаний.

Вызов.

Эта стадия позволяет:

-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

-вызвать интерес к изучаемой теме;

-побудить ученика к активной деятельности.

 

Создание кластера «Определение».Учащиеся в группах на флипчартах готовят сообщение по пройденной теме.

Оценивание работ групп по критериям( составленным заранее учителем)

Критерии оценивания работы группы

1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного; 
3) языковое оформление ответа.

4) вклад в работу группы

 

Защита работ.

III. Новый материал.

1. Постановка целей и задач

Организация учебного процесса на этапе 1:

На экране эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский Слайд №1.

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует русский  язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

Как вы понимаете эти слова?

- Каким членом предложения они являются?

-О чем мы сегодня продолжим разговор? ( об определении)

-Сегодня вы продолжите узнавать новое об определении и вернемся к вашим работам попозже, чтобы дополнить сообщение по нашей теме.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Запись числа и темы урока. Слайд № 2

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид связи в словосочетаниях. Слайд № 3

Карточка № 1

Осен..ий вечер, ж..лтеют от холода, наш край, в…сьмой класс, деревя… ая ложка, з..лотая рожь, светит ярко, встретить друга, , пок..залась вдали, ул..тают на юг.

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения. Слайд № 4

На экране карточка № 2

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Звенит  третий звонок.

 

Учащиеся работают на форматках.

Автор Кадришева Асем Серажевна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 942
Номер материала 59174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓