Главная / Классному руководителю / конспект урока на тему "Здравствуй мир библиотек"

конспект урока на тему "Здравствуй мир библиотек"

МБОУ СОШ с. Ишлы








hello_html_m7b032bc9.gif

(Урок – праздник)


Провела учительница Г.Р.Хисамова




hello_html_31562cd.gif



Цели и задачи праздника:


- ознакомление первоклассников со школьной библиотекой и символический прием первоклассников в читатели;

- ознакомление первоклассников с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал»;

- формирование и закрепление первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки;

- привитие умения самостоятельно ориентироваться в мире книг (попросить подобрать себе книгу);

- ознакомление первоклассников с «Правилами поведения в библиотеке».

Место проведения: школьная библиотека.

Оборудование: высказывания выдающихся людей: «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа» (Г. Лейбниц), «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души» (Цицерон) и т. д., пословицы о чтении и книге, символические «Удостоверения читателя школьной библиотеки», закладки для книг, ТСО, стихи русских и башкирских поэтов.


Участвуют библиотекарь, Знайка и Книги (ученицы пятого класса), учитель, первоклассники, родители, приглашенные.


УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы впервые попали в сказочную страну, в которой большинство из вас еще ни разу не бывали. Эта сказочная и забавная страна наполнена самыми различными книгами, здесь всегда царит загадочная тишина. А называется эта страна - школьная библиотека.

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такое место на свете, где собраны для тебя самые различные путеводители по жизни. Это место находится то в большой комнате, то в маленьком домике, то в огромном светлом дворце. И называется оно- «библиотека».

«Библио»- по-гречески- книга, а «тека»- хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе (растение на реке Нил), в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае- свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Появляется Знайка и читает стихотворение И.Тюкавина.

Песня о библиотеке.

Библиотека. В зале тишина.

Ты здесь сидишь, часов не замечая,

Друзей своих испытанных встречая,

Которым жизнь навеки продлена.

Они с тобой взрослеют наравне,

И учат неприметно, год за годом,

Идти вперед, противиться невзгодам,

И видеть вечность в мимолетном дне.

Герои книг. Они нам все сродни,

Дубровский, Чацкий, чуточку- Печорин.

Характер наш рождается из зерен,

Которые посеяли они.

На улице – осень. И легкий дождь

Свивается в бесшумные волокна.

И манят нас задумчивые окна

В далекий. Близкий мир библиотек.

Учитель: Итак, библиотека- это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши самые верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того. Чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.


Библиотекарь: Меня зовут…( называет свою фамилию, имя, отчество). После сегодняшней встречи я каждый день буду ждать вас в гости. Я помогу вам в подборе интересных книг, которые помогут понять не только школьные задания, но и удивительный мир науки и мировой литературы.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобится читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.


Знайка: вы, конечно же, меня узнали. Я Знайка, тоже литературный герой. Моя квартира – сказка о Незнайке, а дом родной – вот эта библиотека.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать-

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.


Учитель: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что?... (Беречь!)

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

- нельзя книги перегибать.

- нельзя загибать книжные страницы.

- нельзя закладывать в книги карандаши, ручки.

А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (закладка.)

- нельзя писать и рисовать в книгах.

- нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

- Ребята, давайте послушаем, о чем говорят книги на полке.

Инсценирование басни «Две книжки».


Ведущий. Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

1-й ученик. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

2-й ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

1-й ученик. Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, -

О них и говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

2-й ученик. Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий. Найдешь ты храбрости пример

В хорошей умной книжке,

Увидишь всю Россию,

Всю Землю с этой вышки.

В дорогу взять не позабудь

Ключей надежных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

(обсуждение басни).

Учитель. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Внимательно послушайте и запомните следующие правила.

Правило №1. в библиотеке надо вести себя спокойно, тихо, так как шум мешает другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3. с библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

- Послушайте обращение книги к вам, ребята.

Стихотворение «Я книга».

Я книга. Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянул на беду?

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.



Учитель: А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.


Знайка: итак, библиотека, картотека,

Наброски, сноски, выписки, мечты

И вдруг ты набредешь на человека,

Который занят тем же, что и ты.

Откуда он? Как мог он породниться

С мечтой неясной, с замыслом твоим?

И кажется, что светится страница,

В прекрасный час написанная им.

И радуешься ты ему как брату,

А если он уже землею взят,

Ты ощутишь как свежую утрату

То, что случилось, может, век назад.

Учитель: а сейчас я хочу проверить, внимательно ли вы читали или слушали детские книжки.

К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

- «Спасите! Нас съел серый волк!»

- «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

- «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

- «От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»

Книга: мне показалось, что вы очень умные. А вы сумеете отгадать загадки о сказках и сказочных героях?

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка? – Вот вопрос!

(«Золотой ключик»)

  1. Был похож на мяч немножко.

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

(«Колобок»).

  1. Хвост засунул в прорубь волк

И какой же в этом толк?

(« Лиса и волк»).

4. Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы.

(« Волк и семеро козлят»).

  1. Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(« Доктор Айболит»).

  1. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое

Ну, отгадайте, как звали её.

(«Красная Шапочка»).

Библиотекарь: чтобы стать полноправными читателями библиотеки вы, ребята, еще должны знать много стихов. А знаете ли вы их?

( ребята рассказывают стихи).

1. Кто на вопросы нам ответит,

Кто нам расскажет про дела вокруг?

Такой волшебник есть на свете

Ведь это – книга, спутник наш и друг.


2. Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Стихотворение «Читателю», (автор Р.Сеф)


Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот,

Кто умеет

Сам читать,

Совсем

Не знает скуки.

Всю жизнь свою

Учись читать

Внимательно,

Серьезно.

Я так прошу тебя-

Учись

Читать,

Пока не поздно.

Учитель: первые библиотеки в нашей стране появились во времена Киевской Руси. В летописи сказано, что князь Ярослав Мудрый в 1037 году собрал в Киеве многих писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг « князь положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Само слово «библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. Россияне называли ее «книжный дом».

Чтоб книги были у детей

В библиотеке, в школе,

Трудилось множество людей

На фабрике и в поле.

Трудились твой отец и мать.

Тебе бы надо уважать

Труды их и заботы-

Беречь и книгу, и тетрадь,

Не мять, не пачкать, не трепать

Страницы, переплеты.

Нам книги – лучшие друзья,

Они дают нам счастье,

А эта книга – и моя,

Да и твоя отчасти!

Исполняется песня:

1. Живет в каждой книжке какой-то герой.

Мечтает герой подружиться со мной.

И ключик волшебный от двери в стене

Несет Буратино ко мне.

Припев:

Есть земля Австралия, есть страна Италия,

А еще на свете есть вот какое чудо:

Вовсе не Австралия, вовсе не Италия –

Есть страна Читалия! Мы как раз оттуда!

  1. Все больше прочитанных книжек - семья,

все больше хороших друзей у меня.

В каникулы летом и в школьные дни

Со мною повсюду они!

Учитель: Вот и подходит к концу наше первое знакомство со школьной библиотекой.

В память о сегодняшней встрече мы хотим вам вручить «Удостоверения читателя» нашей школьной библиотеки и закладки для книг. Храните их как память о сегодняшнем празднике.

(Библиотекарь, учитель и Знайка вручают каждому первокласснику символические удостоверения читателей школьной библиотеки.)

Библиотекарь: Мы поздравляем вас со вступлением в многочисленную семью читателей нашей школьной библиотеки. Но мы расстанемся с вами совсем ненадолго. Я думаю, что вы все поняли, какое великое значение играет библиотека в жизни человека и, особенно, в жизни школьника.










Стихотворение «Слово про слово».

Давайте представим хотя бы на миг,

Что мы вдруг лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слухом не слыхивал о Мойдодыре.

Что нету Незнайки – вруна-недотепы,

Что нет Айболита и нет дяди Степы.

Наверно, нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

(исполняется песня «Чему учат в школе»)




Стих. «Слово даем».


Слушай, Родина родная,

Наши верные слова:

Мы учиться обещаем

Засучивши рукава!

Мы прибавим к нашим знаньям

Богатырских сил запас,

Чтоб страна могла героем

Каждого из нас назвать,

Впереди работы – море!

Подрасти скорей хотим.

Если нужно мы и в космос,

Как Гагарин, полетим.

(Ш. Биккол)


Родина моя – Башкортостан.


Родина моя –

Башкортостан мой,

Спеть бы мне о празднике твоем,

В песне и заветной, и гортанной,

Обернувшись звонким соловьем.

Родина моя –

Башкортостан мой,

Мне бы превратиться в соловья,

Воспевать тебя я не устану,

Родина великая моя!

К. Киньябулатова.

Башкортостан.

Башкортостан – край счастливый,

Стал навек свободным он.

Солнцем новой светлой жизни

Край башкирский озарен.

На земле Башкортостана

Счастьем стал богат народ.

Край башкирский, край свободный

Садом радости цветет.

К. Даян.





конспект урока на тему "Здравствуй мир библиотек"
  • Классному руководителю
Описание:

Цели и задачи праздника:

 

- ознакомление первоклассников со школьной библиотекой и символический прием первоклассников в читатели;

- ознакомление первоклассников с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал»;

- формирование и закрепление первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки;

- привитие умения самостоятельно ориентироваться в           мире книг (попросить подобрать себе книгу);

- ознакомление первоклассников с «Правилами поведения в библиотеке».

Автор Хисамова Гульнара Рафаиловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 35844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓