Главная / География / конспект урока на тему "Ветер" 6 класс

конспект урока на тему "Ветер" 6 класс

Урок географии в 6 классе на тему: «ВЕТЕР».

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Цели урока:

сформировать представление о причинах образования ветра;

познакомить с видами ветров;

познакомить с приборами,  позволяющими  измерять скорость и направление  ветра;

продолжать формирование навыков сравнительного анализа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Ветер», мультфильм «Что принесет ветер?» из мультсериала «Смешарики».

Методы: наглядные, словесные.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания

1. Тесты

1. Самый нижний слой атмосферы…

А) тропосфера В) экзосфера С) стратосфера .

2. Содержание кислорода в воздухе составляет:

А) 78% В) 21% С) 45%.

3. Атмосферное давление с высотой …

А) понижается В) повышается С) не изменяется.

4. Самый мощный слой тропосферы находится …

А) над тропиками В) над полюсами С)над экватором.

5. Э. Торричелли изобрел…

А) барометр В) термометр С) нивелир.

2.Конкурс «Кто быстрее?»

Вопросы:

  • Что означает слово «атмосфера»? В составе тропосферы, сколько содержатся кислорода?Что такое атмосферное давление? Почему день сменяет ночь?Что означает это число?Каким прибором измеряют атмосферное давление?Каким прибором измеряют температуру воздуха?

III. Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Учитель: Вопросы к классу: Что это?

Без рук, без ног
А дерево гнёт.



Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся  с   понятием  «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то   задумывался  о том, как он образуется?

Ветер – великий невидимка. Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым…

Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление  высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер Запишите
определение в тетрадь.
Деятельность учащихся: работают в тетрадях.

Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного
атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. На берегах морей, крупных озер в течение суток ветер меняет свое направление два раза. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Такой прибрежный ветер называется
бризом. Бриз образуется потому, что над морем и сушей создается разница в атмосферном давлении. Днем над морем давление больше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бриз (фр. brise – легкий ветер) - местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья – до нескольких километров.

Ветры, которые меняют направление дважды в год, называются муссонами. Муссоны (от араб.маусим - сезон) – устойчивые ветры над определенными областями Земли, охватывают нижнюю часть тропосферы. Летом материк нагревается быстрее, чем океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым атмосферное давление выше, поступает на сушу. Дует летний муссон. Зимой океан еще сохраняет тепло, следовательно, атмосферное давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка на океан. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний – малооблачную сухую погоду. Муссоны наблюдаются и на территории нашей страны - на Дальнем Востоке.

Рисунок 3. Как образуется муссон.

Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей. Их надо было хорошо знать и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Например, пассаты - название постоянных ветров, которое происходит от испанского словосочетания vientodepasada, - что означает "ветер, благоприятствующий переезду". Эти ветры действительно благоприятствовали движению парусных судов, так как устойчиво дуют на протяжении всего года вдоль экватора. А как же они образуются?(работа с учебником стр. 87, рис. 66)

Ребята, а как определить направление и силу ветра?

Ответ. Для того чтобы правильно предсказать погоду, очень важно знать направление и силу ветра. Северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный - потепление, ветер с моря несет влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, развевающим флажкам, но более точно это можно сделать с помощью флюгера. Объяснение учителя. Общей для флюгеров особенностью является то, что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с севера, его называют – северный, если с юга – южный и т. д. Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда бывает направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Вместе со стрелкой вращается и рамка, укрепленная выше флюгарки. В ней свободно висит металлическая пластинка, прикрепленная за верхний конец. Чем сильнее ветер, тем больше отклоняется пластинка от своего обычного положения. По отклонению пластинки и судят о силе ветра.  Можно определить силу ветра по картосхеме погоды. Условный значок  показывает метель. Следовательно, ветер в этот день был довольно сильным.

Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её. Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.

Что делать, если при возникновении урагана, бури, смерчи вы оказались (слайд)

IY. Динамическая пауза. (Звучит музыка)

Y. Домашнее задание. Изучить § 30, стр. 86-89; ответить на вопросы.

YI Закрепление изученного материала.

Просмотр мультфильма «Что принесет ветер?» из мультсериала «Смешарики». Вопросы после просмотра:

  1. О каких видах ветра было сказано в мультфильме?

  2. А почему они знали время изменения направления ветра?

  3. Почему герой мультфильма сказал, что можно не приходить до самой весны?

  4. Во время ночного или дневного бриза герои мультфильма вывешивали грибы, и почему?

Деятельность учителя: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Деятельность учащихся полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.

Обобщение ответов учащихся:

-перенос влаги на материк;

-источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;

-способствует образованию морских течений.

Заполните таблицу



Ветры


Характеристика


Причины возникновения


Бризы






Муссоны




Y. Подведение итога урока.

1. Вы узнали что-то новое? А что?

2. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

3. А для чего мы изучали эту тему?

Вывод.

«С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой – враг и беда»







конспект урока на тему "Ветер" 6 класс
  • География
Описание:

Данный урок - урок усвоения новых знаний. Поэтому необходимо сформировать у учащихся представление о причинах образования ветра, познакомить с видами ветров,рассказать о том, какую роль играет ветер в жизни человека,продолжить формирование навыков сравнительного анализа.

 Ученикам будет интересно  познакомиться с приборами,  позволяющими  измерять скорость и направление  ветра. Просмотр  мультфильма останется надолго в памяти  ребят, что позволит закрепить полученные знания на уроке, особенно у детей со зрительной памятью.

 

Автор Бекмагамбетова Жанаргуль Танатаровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 629
Номер материала 52636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓