Главная / Информатика / Конспект урока на тему "Урок безопасности в сети Интернет". Урок рассчитан на учеников 6-8 классов.

Конспект урока на тему "Урок безопасности в сети Интернет". Урок рассчитан на учеников 6-8 классов.

«Урок безопасности в сети интернет»

Классы: 6-8

Разработал: учитель информатики Шурскольской СОШ

Кузнецов Александр Сергеевич


Цель урока:


  • Ознакомить детей с основными правилами пользования сетью Интернет.



Задачи урока:

  • Сообщить детям о возможных опасностях в сети Интернет

  • Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.

  • Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.

  • Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.







Ход урока

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, дети!

Что вы знаете об Интернете?

Зачем он нужен?

Какие возможности он предоставляет?

(Дети дают свои определения Интернета, рассказывают о возможностях и предназначении).

Все верно, компьютерная сеть Интернет позволяет найти нужную нам информацию, помогает в учебе и не только. Но… Помимо несомненных плюсов Интернета, в нем скрываются и различные угрозы. Сегодня мы с вами как раз и поговорим о них, а также узнаем, как избегать этих угроз и что делать, если столкнемся с ними.

  1. Основной этап.

Начинаем разбирать угрозы сети Интернет.

Знаете ли вы, что такое социальные сети?

Зарегистрированы ли вы, в какой нибудь социальной сети?

(Скорее всего, ответ будет положительным на оба вопроса.)

Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый. Всех пользователей социальных сетей можно поделить на несколько категорий. Одни выставляют напоказ всю свою частную жизнь, начиная от личных фотографий до номера телефона и адреса, другие используют настройки приватности – это делают, прежде всего, те, кто думает о собственной безопасности. Но есть еще одна негласная категория– любопытные. Именно им не терпится узнать, что скрывают закрытые странички друзей, поэтому они и попадают в ловушки мошенников, предлагающих пошпионить в Интернете за друзьями и знакомыми, узнать тайны их личной переписки, прочитать сообщения на “стене” и просмотреть закрытые фотографии.

Вообще все предложения получения доступа к чужой переписке и аккаунтам имеют две цели. Развести доверчивого пользователя на деньги или заразить его компьютер вирусом. В последнем случае злоумышленники также могут завладеть собственным паролем любопытного юзера. Не верьте ссылкам, которые якобы ведут на чтение чужой переписке.

В социальной сети “ВКонтакте” появился новый вирус «троян-вымогатель”. Цель этого вируса заключается в блокировании работы компьютера с целью получения денег злоумышленниками. Для этого пользователю предлагается отправить СМС-сообщение на короткий номер в обмен на пароль для восстановления данных или нормальной работоспособности компьютера. В “Контакте” это выглядит обычно так: любопытному пользователю предлагают пройти по ссылке на сайт, который на самом деле мошеннический, и там узнать все интересующие его тайны. На этом сайте предлагается скачать ПО для взлома учетных записей в социальной сети “ВКонтакте”. Однако после клика на кнопку загрузки под видом “программы-взломщика” начинается скачивание троянца-вымогателя, естественно о подмене ничего не сообщается.

После этого, на Рабочем столе компьютера появляется окно с предложением отправить СМС-сообщение на короткий номер, чтобы получить программу для доступа к личным данным пользователей сети “ВКонтакте”. Одновременно троянец блокирует работу системы до тех пор, пока вымогатели не получат выкуп в виде СМС.

Но при отправке СМС, пользователь оказывается дважды “наказан” злоумышленниками. Троянец скачает архив VK-Hack.zip, в котором находятся программа для подбора паролей к аккаунтам в популярных почтовых сервисах, а также ПО класса ShareWare, за полноценное использование которого необходимо заплатить дополнительно. Таким образом, жертва уловки мошенников не только оплачивает отправку дорогостоящей СМС-ки, но и получает совсем не бесплатные программы сомнительного функционала. Лаборатория Касперского рекомендует при обнаружении СМС-блокера на компьютере не идти на поводу у мошенников и не отправлять сообщения, а удалить назойливый баннер с Рабочего стола с помощью бесплатного сервиса на сайте “Лаборатории Касперского”.

Сервис Deblocker бесплатный. С его помощью можно убрать баннер (рекламный модуль) с рабочего стола, разблокировать Windows без отправки смс или перевода денег на счет, вернуть зашифрованные вирусом файлы.

После удаления баннера проверьте компьютер на наличие



Кроме того, чтение чужой переписки не только некрасиво, но и незаконно, так как противоречит статье 138, часть 3 Уголовного Кодекса РФ — незаконное производство и сбыт специальных технических устройств, предназначенных для негласного получения информации.


Поговорим еще о угрозах, которые могу постегать нас в Интернете.

Клевета в Интернете

Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Причины для распространения порочащих сведений могут быть самыми разными - обида, злость, месть, желание обойти конкурента или соперника. В принципе, все что угодно может подвигнуть не слишком честного человека оклеветать другого. Особенно легко и просто сделать это, если уверен, что потом не придется отвечать за свои действия. Речь идет о таком явлении, как клевета в Интернете.

Всемирная паутина позволяет сохранить анонимность, и порой этим ее свойством люди пользуются в своих корыстных целях. Нет ничего проще, чем написать гадость о жертве и затаиться в сторонке, ожидая последствий своих «трудов». Однако все не так просто. Несмотря на то, что люди в Сети скрываются за никами и аватарами, найти и наказать обидчика все-таки можно.

В России уже существует судебная практика по делам, связанным с распространением в Интернете ложной информации, которая порочит достоинство, честь или деловую репутацию. Каждый человек должен знать, что публикация таких данных влечет уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Статья 129 Уголовного кодекса гласит, что клевета наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. При этом клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Как мы видим, закон довольно строг в отношении людей, распространяющих клевету. Публикация в Интернете заведомо ложных сведений подходит под эту статью, если получится доказать, что автор сообщения заранее знал о его ложности, и распространил информацию специально для причинения вреда определенному человеку.

Истинных компьютерных гениев в Интернете мало, большинство людей все же оставляют после себя некий «электронный след», по которому его можно вычислить. Правда, нередко жертва сама определяет личность своего обидчика, проанализировав, кто из ее знакомых владеет порочащей информацией или может быть заинтересован в ее публикации.

Таким образом, не стоит оскорблять людей на форумах или в социальных сетях и говорить о них вещи, которые они не совершали. Это карается законом.


Возможности социальных сетей позволяют заводить новые знакомства с людьми. Однако за аватаркой собеседника может оказаться совсем не тот человек, который изображен на фотографиях и намерения его нам не известны, поэтому заканчивая тему об опасностях социальных сетей, запомните несколько советов при общении с незнакомыми людьми.


  1. Никогда не сообщай свое полное имя, домашний адрес и телефон, не высылай свои фотографии незнакомым людям. Помни: преступники могут использовать эту информацию против тебя или твоих родных.

  2. Встречаться с виртуальным знакомым либо не следует вовсе, либо только в присутствии родителей. Если назначается встреча, она должна проходить в людном месте и, желательно, так же в присутствии родителей. Помни: под маской твоего «друга» – ровесника может скрываться взрослый человек с преступными намерениями.

  3. Если Интернет-общение становится негативным – такое общение следует прекратить и не возобновлять.



Теперь давайте поговорим о загрузке файлов из интернета. Когда вы готовите доклад или реферат вы обычно скачиваете какие то фотографии, документы и прочией файлы из интернета.

Любой материал, выставленный в сети Интернет: фото, видео, музыка, картинки и тексты, – имеет своего автора, а значит – охраняется законом (часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Помни: путешествуя в сети Интернет, необходимо соблюдать закон!


То, что на web-сайте нет надписи о защите авторских прав, совсем не означает, что можно свободно использовать материалы. Не нужно думать, что если ты не продаешь чужую информацию, то ты ничего не нарушаешь.

Обязательное условие при копировании материалов – указать источник информации. Это относится и к текстам, так и изображениям, музыкальным, видео- и прочим файлам, независимо от целей использования.

Перед копированием необходимо обязательно ознакомиться с дополнительными условиями, которые могут быть указаны на сайте-источнике. Если такие условия есть, то при копировании они должны быть обязательно соблюдены. Если же указан прямой запрет на использование материалов, то от копирования необходимо отказаться. Следует запрашивать специальное разрешение у авторов или информировать их о копировании файлов.

Используй на домашнем компьютере лицензионное программное обеспечение или их бесплатные аналоги (свободно распространяемые версии).


А как вы думаете, какие еще угрозы могут подстерегать вас в интернете? Давайте посмотрим несколько видео, а потом обсудим их.

Просмотр скачанных видео с сайта http://i-deti.org/

(так как ссылки ведут на сайт ютуб, а в школе стоит сетевой фильтр, то видео запускаются с флэшки)

Вы посмотрели видео. Ну так какие же угрозы могут подстерегать нас в Интернете?


(Дети сообщают об опасностях, которые увидели при просмотре видео)

(Нельзя скачивать информацию с непроверенных источников.

Подпускать маленьких детей к интернету можно только под контролем у взрослых

Никогда не рассказывайте даже близким друзьям свои пароли.)


Итог урока: Итак, дети, что нового вы сегодня узнали?

Интернет может быть очень полезным источником получения знаний, а также для развлечений, но не забывайте о мерах предосторожности при работе с Интернетом.


Примечание:

Если остается время, то можно поговорить о рекомендациях для выбора пароля и какие пароли не стоит использовать.

Не создавайте короткий пароль. (Коротким принято считать пароль, менее 7 символов)

Не создавайте пароль, состоящий только из цифр. (Специальные программы быстро переберут все возможные варианты и ваш аккаунт окажется взломанным)

Не создавайте пароли, как то связанные с личной жизнью (дата рождения, фамилия, имя)

При выборе пароля постарайтесь использовать в нем и буквы и цифры, и специальные символы на клавиатуре. Такие пароли труднее перебрать перебором.

И самое главное – НИКОМУ И НИКОГДА НЕ СООБЩАЙТЕ СВОЙ ПАРОЛЬ!




Материалы к уроку:

http://i-deti.org/

http://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html

http://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenije_K_MVD_Rossii



Конспект урока на тему "Урок безопасности в сети Интернет". Урок рассчитан на учеников 6-8 классов.
  • Информатика
Описание:

В середине первой четверти 2014 - 2015 учебного года от управления образования Ростовского района пришло письмо о необходимости проведения тематического урока "Безопасный интернет". Были представлены сайты, которые помогли бы в разработке занятия. Собственно на основе сайтов, которые были предложены управлением образования с добавлением в урок своих элементов и было построено занятие. На уроке были рассмотрены основные угрозы сети Интернет, разбор опасностей, которые подстерегают нас в социальных сетях (это особенно актуально для детей и именно это больше всего их интересовало), рассказано о том, к чему могут привести оскорбления и клевета в соц. сетях, на форумах и т.п., были даны рекомендации о том, какую информацию стоит выкладывать, а какая информация не должна просачиватьяс в социальные сети, были даны рекомендации при создании паролей на сайтах

Автор Кузнецов Александр Сергеевич
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 639
Номер материала 37591
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓