Ибраева
Куаныш Сагидулловна,
учитель
русского языка и литературы
высшей
категории
Тема: «Тема «маленького человека»
в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя»
(«Толстый
и тонкий», «Шинель»).
Цель:
- проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве
Н.В. Гоголя, А.П.Чехова;
- выявить особенности раскрытия образов;
- какими средствами авторы достигают смеха;
- каков юмор у Гоголя и Чехова.
Ход урока:
I. Психологический
настрой.
...Генерал
едет, не сказав ему спасибо.
Через
пять минут – колокольчик! ... и
фельдъегерь
бросает ему на стол свою
подорожную!
...Вникнем во все это
хорошенько,
и вместо негодования
сердце
наше исполнится искренним
состраданием.
А.С.Пушкин «Станционный
смотритель»
Сегодня на уроке мы
будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий
русской литературы и современности - это тема «маленького человека».
Мы проследим, как эта
тема раскрывается в творчестве Гоголя, Чехова и в творчестве других
писателей. Попробуем определить, чем отличается смех у писателей,
какими средствами они достигают этого?
Эпиграфом к уроку стали
следующие слова «...Генерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут –
колокольчик! ... и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную! ...Вникнем
во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним
состраданием» А.С.Пушкина из «Станционного смотрителя».
– А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку стали именно
эти строки А.С.Пушкина?
Совершенно верно, первые с темой «маленького человека» мы
сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - образ
Самсона Вырина, «маленького человека». Затем к этой теме обращается Гоголь в
повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку
А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и
рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».
Но у каждого писателя
образ «маленького человека» свой. Сколько сочувственных слов было сказано об
этом герое в русской литературе!
– А
что вы знаете или думаете о том, кто он - «маленький человек? Напишите эссе (учащиеся
зачитывают эссе).
II. Какие
ассоциации у вас возникают с образом «маленького человека»
– Акакий Акакиевич
– Самсон Вырин
– Червяков
– Тонкий
(приниженность,
смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, чинопочитание, жалкое
существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и
сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный,
невзрачность, униженный и в жизни, и в смерти).
– Что помогает авторам раскрыть образ
«маленького человека», какие формы и средства? Выделите данные ключевые слова.
1. внешность героя;
2. его социальное положение;
3. внутренний мир;
4. отношение общества к герою;
5. речь героя, говорящие фамилии, детали.
III. Разноуровневые
вопросы.
1 группа:
– Опишите внешность Акакия Акакиевича. Как портрет раскрывает
героя? – Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия главного героя?
Башмачкин,
Акакий Акакиевич. Фамилия от слова «башмак» подчеркивает невзрачность облика
героя, привыкшего ощущать себя в самом низу социальной иерархической лестницы.
Под вечным «башмаком» тот, кому не лень поиздеваться.
– Какое событие произошло в жизни
главного героя? И почему оно стало для него важным и переломным?
2 группа:
– Опишите внешность тонкого и толстого.
Как портрет указывает на
социальное положение героя?
–Как изменяется тонкий? Почему? Как
изменяется его речь?
– С помощью каких средств автор
достигает комического эффекта. Приведите примеры (контраст, деталь).
Заключительные вопросы:
– Почему финал повести «Шинель»
трагичен? Согласны ли вы с ним? Как бы вы его закончили?
Гоголь не мог пойти по иному пути. Это
единственное возможное, реалистическое решение сюжет.
– Как авторы (Гоголь и Чехов) относятся
к своим героям? Чем отличается смех Гоголя от Чехова?
Вывод:
в русской литературе сложилась традиция, что
«маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. «Маленький
человек до Чехова, какую бы ступеньку он не занимал на социальной лестнице, к
какому низкому разряду чиновников не принадлежал, как бы ни был обижен и
угнетен сильными мира сего, значительными лицами, он все-таки старался изо всех
сил сохранить свою человеческую сущность, отстоять своё человеческое
достоинство или, во всяком случае, помнил о нем, страдал, когда это
достоинство попирали.
Так, Гоголь
сочувственно относится к своему герою, но не скрывает его недостатков,
правдиво изображая судьбу «маленького человека» как объективное явленное
действительности. Гоголю близок Акакий Акакиевич, даже дорог своим смирением, кротостью,
той любовью и прощением, которой отвечает он своим гонителям.
А у Чехова совсем не то
он решительно отказывается писать о трагической участи такого героя. У героев
Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло,
оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего
ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь
слезы».
Домашнее задание: Написать
эссе на тему «Тема «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова и Н.В.
Гоголя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.