Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя

Конспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя

Ибраева Куаныш Сагидулловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории


Тема: «Тема «маленького человека» в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя»

(«Толстый и тонкий», «Шинель»).


Цель:

- проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.П.Чехова;

- выявить особенности раскрытия образов;

- какими средствами авторы достигают смеха;

- каков юмор у Гоголя и Чехова.

Ход урока:


I. Психологический настрой.

...Генерал едет, не сказав ему спасибо.

Через пять минут – колокольчик! ... и

фельдъегерь бросает ему на стол свою

подорожную! ...Вникнем во все это

хорошенько, и вместо негодования

сердце наше исполнится искренним

состраданием.


А.С.Пушкин «Станционный смотритель»


Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий русской литературы и современности - это тема «маленького человека».

Мы проследим, как эта тема раскрывается в творчестве Гоголя, Чехова и в творчестве других писателей. Попробуем определить, чем отличается смех у писателей, какими средствами они достигают этого?

Эпиграфом к уроку стали следующие слова «...Генерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут – колокольчик! ... и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную! ...Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием» А.С.Пушкина из «Станционного смотрителя».


А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку стали именно эти строки А.С.Пушкина?

Совершенно верно, первые с темой «маленького человека» мы сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - образ Самсона Вырина, «маленького человека». Затем к этой теме обращается Гоголь в повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».

Но у каждого писателя образ «маленького человека» свой. Сколько сочувственных слов было сказано об этом герое в русской литературе!


А что вы знаете или думаете о том, кто он - «маленький человек? Напишите эссе (учащиеся зачитывают эссе).


II. Какие ассоциации у вас возникают с образом «маленького человека»


Акакий Акакиевич

Самсон Вырин

Червяков

Тонкий

(приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, чинопочитание, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный и в жизни, и в смерти).


Что помогает авторам раскрыть образ «маленького человека», какие формы и средства? Выделите данные ключевые слова.

1. внешность героя;

2. его социальное положение;

3. внутренний мир;

4. отношение общества к герою;

5. речь героя, говорящие фамилии, детали.


III. Разноуровневые вопросы.


  1. группа:

Опишите внешность Акакия Акакиевича. Как портрет раскрывает героя? Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия главного героя?

Башмачкин, Акакий Акакиевич. Фамилия от слова «башмак» подчеркивает невзрачность облика героя, привыкшего ощущать себя в самом низу социальной иерархической лестницы. Под вечным «башмаком» тот, кому не лень поиздеваться.

Какое событие произошло в жизни главного героя? И почему оно стало для него важным и переломным?


  1. группа:

Опишите внешность тонкого и толстого. Как портрет указывает на

социальное положение героя?

Как изменяется тонкий? Почему? Как изменяется его речь?

С помощью каких средств автор достигает комического эффекта. Приведите примеры (контраст, деталь).


Заключительные вопросы:

Почему финал повести «Шинель» трагичен? Согласны ли вы с ним? Как бы вы его закончили?

Гоголь не мог пойти по иному пути. Это единственное возможное, реалистическое решение сюжет.


Как авторы (Гоголь и Чехов) относятся к своим героям? Чем отличается смех Гоголя от Чехова?


Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. «Маленький человек до Чехова, какую бы ступеньку он не занимал на социальной лестнице, к какому низкому разряду чиновников не принадлежал, как бы ни был обижен и угнетен сильными мира сего, значительными лицами, он все-таки старался изо всех сил сохранить свою человеческую сущность, отстоять своё человеческое достоинство или, во всяком случае, помнил о нем, страдал, когда это достоинство попирали.

Так, Гоголь сочувственно относится к своему герою, но не скрывает его недостатков, правдиво изображая судьбу «маленького человека» как объективное явленное действительности. Гоголю близок Акакий Акакиевич, даже дорог своим смирением, кротостью, той любовью и прощением, которой отвечает он своим гонителям.

А у Чехова совсем не то он решительно отказывается писать о трагической участи такого героя. У героев Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло, оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь слезы».


Домашнее задание: Написать эссе на тему «Тема «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова и Н.В. Гоголя.




Конспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема:  «Тема «маленького человека» в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя»

(«Толстый и тонкий», «Шинель»).

 

Цель:

 - проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.П.Чехова;

- выявить особенности раскрытия образов;

- какими средствами авторы достигают смеха;

 - каков юмор у Гоголя и Чехова.

Ход урока:

 

I. Психологический настрой.

...Генерал едет, не сказав ему спасибо.

Через пять минут – колокольчик! ... и

 фельдъегерь бросает ему на стол свою

подорожную! ...Вникнем во все это

хорошенько, и вместо негодования

сердце наше исполнится искренним

состраданием.

 

 

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Автор Ибраева Куаныш Сагидулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 623
Номер материала 42305
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓