Главная / История / Конспект урока на тему "Расцвет Киевской Руси" (5 класс)

Конспект урока на тему "Расцвет Киевской Руси" (5 класс)

hello_html_m6d53444b.gifhello_html_m4944c59b.gifhello_html_m15ffb308.gifhello_html_m4944c59b.gif

Урок №10

Тема: «Расцвет Киевской Руси»

Цель урока: сформировать начальные знания и элементарные представления об эпохе расцвета Киевской Руси на примере деятельности князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Учить составлять исторический портрет личности. Способствовать формированию активного словарика из таких терминов и понятий, как язычество, христианство, князь, император, детинец, фреска, Киевская Русь, мозаика, Софийский собор. Углублять знания по исторической топонимике (Византийская империя, Царьград). Совершенствовать навыки работы с историческим текстом. Продолжать работу по совершенствованию умений и навыков работы с исторической картой. Развивать способность сопоставлять исторические факты, сравнивать их. Совершенствовать элементарные умения работать с лентой времени (определять продолжительность событий и отдаленность от сегодняшних дней). Расширять кругозор пятиклассников, развивать интерес к чтению, как одного из ведущего способа получения информации. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: практически-лабораторная работа на основе текста учебника.

Оборудование урока: слайдовая презентация «Расцвет Киевской Руси», карты атласа «Киевское государство в 862-972 гг.» (с.6-7); шаблон таблицы «Исторические портреты князей Киевской Руси», портреты Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

Основные термины: язычество, христианство, детинец, мозаика, фреска, Софийский собор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель раздает заготовленные листочки, на которых учащиеся изображают себя и пишут, что они ожидают от урока. Затем эти листочки помещают на доску.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Устная проверка выполненных упражнений в тетради дома.

Игра «отгадай героя»

Дети по очереди задают загадки о князьях друг другу или учитель загадывает учащимся.

Предполагаемые загадки:

Прославился военными походами против Византии. Первым из правителей Руси принял христианство. Был вероломно убит варягом (князь Аскольд).

Варяжский наемник, который быстро из защитника Киева превратился в правителя. Стал первым князем-христианином, построил в Киеве первую христианскую церковь Святого Илии (князь Аскольд).

Друг ему пожаловал титул князя и на смертном одре поручил заботиться и воспитывать своего сына. Князь захватил все днепровские земли. Установил контроль над водным торговым путем в Восточную Византию и завоевал хитростью Киевское княжество (князь Олег).

Объединил Киев и Новгород. Превратил Русь в одно из самых могущественных государств Европы (князь Олег).

Правил 33 года. За неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку народ прозвал его «Вещим» (князь Олег).

Главной исторической заслугой этого князя можно считать объединение всех славянских племен под единым началом. Укрепление и расширение великого княжества Киевского (князь Олег).

В Киев пришел малолетним отроком. Вступил на киевский престол уже в зрелом возрасте. При его княжении расширялась торговля с иностранными государствами. Его княжение было относительно спокойным (князь Игорь).

Княжил 32 года. Он не ознаменовал свое правление ни великими победами в сражениях, ни удачными военными походами, ни новыми прогрессивными реформами. Но смог сохранить целостность государства князь (Игорь).

Придерживался политики терпимости к различным верам славян, не мешая принятию христианства. Во времена его княжения на Руси появилась славянская азбука, составленная братьями Кириллом и Мефодием (князь Игорь).

После смерти мужа правила государством. Приняла христианство и содействовала его распространению. Церковь ее почитает как святую (княгиня Ольга).

На протяжении 20-летнего управления государством сумела сохранить мир в своей стране, а также с иностранными государствами и соседями-кочевниками. При ней Русь стала известной в самых дальних странах Европы (княгиня Ольга).

После смерти мужа смогла сохранить власть и единство Руси. Установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани и периодичность ее сбора. Всю территорию княжества разделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен тиун – княжеский управитель (княгиня Ольга).

Своей главной задачей князь считал преумножение воинской славы. В летописи говорится, что князь, уверенный в непобедимости своей дружины, никогда не нападал на врага врасплох, всякий раз предупреждал: «Иду на Вы!» (князь Святослав).

Разделив управление в государстве между тремя сыновьями, первый из князей ввел обычай давать наследникам уделы еще при своей жизни. Это был «пример несчастный, который принесет много бедствий Руси» (князь Святослав).

Князь успешно воевал с хазарами, волжскими булгарами, ходил походами на Византию. Эти походы увеличивали территорию киевской Руси, способствовали налаживанию торговли, отношений с более просвещенными народами, приносили новые знания русичам, но приводили к большим человеческим потерям (князь Святослав).



  1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с важными страничками нашей истории - «Княжеской эпохой». Вы узнаете, почему о временах правления князей Владимира Святославовича и его сына Ярослава Владимировича говорят как о времени расцвета Киевской Руси; почему Владимира называют Великим, а Ярослава – Мудрым?

Обсуждение проблемного вопроса на основе карты атласа. Ученики сравнивают территорию Киевской Руси времен князя Олега и времен Владимира, Ярослава. После ответов учащихся учитель обобщает:

Киевская Русь действительно стало сильным и могущественным государством за время правления Игоря, Ольги и Святослава. Но это не означает, что границы государства были постоянными. Каждому киевскому князю приходилось прикладывать усилия для возобновления своей власти над непокорными племенными князьями.

Начиная с X ст. Русь становится «известна и услышана во всех концах земли». Наибольшая заслуга в этом князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Они провели реформы, которые существенно изменили внутреннюю и внешнюю жизнь страны.

  1. Изучение нового материала

  1. Групповая работа

Учитель объясняет условия работы на уроке и напоминает алгоритм работы в группах (проговаривает устно, либо каждая группа получает инструкцию работы в группе).

Алгоритм работы в группах

  1. Каждый ученик должен работать в полную силу, чтобы не подвести членов группы.

  2. Внимательно, не перебивая, выслушать каждого ученика в группе, который отвечает.

  3. Говорить кратко и четко, чтобы все могли высказаться.

  4. Пока выдвигаются предложения – никакой критики (все предложения записываются на листке, потом обговариваются).

  5. Придерживаться правил диалога – не перебивать того, кто говорит. Дать ему возможность высказаться.

  6. Используйте слова во время обсуждения: «Я считаю…», «Мне кажется …», «Извини, но я думаю …».

  7. Во время работы необходимо уважительно относиться к одноклассникам, отвергая предложенные ими идеи. Делайте это вежливо.

  8. Если нет желающих высказаться, действует правило: начинает говорить первый от спикера группы по часовой стрелке.

  9. Спикер устанавливает разногласия в идеях и вместе со всеми выбирает лучшую мысль.

  10. Выступать от имени группы – почетно. Того, кто выступает, выбирает и готовит группа.

Каждая группа получает алгоритм к составлению исторического портрета личности (таблица)

Личность

План составления исторического портрета

Исторический портрет

Владимир

Великий

  1. Характеристика исторической эпохи


  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

(? – 1015). Годы правления 980 – 1015 гг. Младший сын Святослава Игоревича. Был рожден рабыней, ключницей княгини Ольги Маклушей. Воспитанием Владимира занимался воевода Добрыня.

  1. Черты характера.

Мстительный, властный, закаленный, мужественный, решительный.

  1. Какие реформы проводил в государстве.

В братоубийственной войне с помощью варягов, завоевал Киевский престол, правил 35 лет. За время княжения расширил границы государства от Карпат на западе, до верховьев Оки и Волги на востоке, от Новгорода на севере до Черного моря на юге. Для защиты государства возводил крепости и оборонительные рубежи. Способствовал городскому строительству Киева (детинец). Крестился сам и крестил Русь. Открыл специальные училища для боярских сыновей. Устраивал обеды для бедных. По всей Руси воздвигались православные соборы и церкви. Заменил смертную казнь на денежный откуп. Следуя традиции, разделил свое государство на области, распределил их между своими сыновьями (12) еще при жизни.

  1. Значение его деятельности для государства.

Расшил территорию государства; укрепление монархической (центральной) власти и политического единства Киевской Руси; формирование верхушки военной знати; печатал свои монеты (златники, серебряники); введение христианства как государственной религии, что привело к укреплению центральной власти и политическому единству Киевской Руси. Способствовал распространению образования. Повысил международный авторитет государства.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

Князь Владимир, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любовью к наукам, живет доныне в памяти народа.

Учитель ставит задачу группам учащихся и определяет время работы.





Личность

План составления исторического портрета

Исторический портрет

Ярослав Мудрый

  1. Характеристика исторической эпохи


  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

(78 – 1054). Годы правления : 1019 – 1054 гг. сын Владимира Великого и византийской принцессы Анны.

  1. Черты характера.

мстительный, имел дар распознавать ум и талант в человеке, стремился окружить себя такими людьми; любил читать, «был храбр в рати» по словам летописца

  1. Какие реформы проводил в государстве.

Стремился сохранить величие государства. Разбил печенегов. Расстраивал Киев (в 7 раз больше стал Киев, чем пи Владимире); строил церкви, соборы, школы и библиотеки; был составлен первый на Руси сборник законов. Заключал династические браки своих детей («тесть Европы»)

  1. Значение его деятельности для государства.

После 35-летнего княжения оставил могучее, процветающее государство. Мирные политические соглашения и династические браки, позволили укрепить международный авторитет Киевской Руси. При Ярославе Мудром закончилось формирование государства. Но введение наследования великокняжеской власти и разделение между сыновьями территории государства, привело к новому витку междоусобиц и в дальнейшем к политической раздробленности Руси.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

За то, что вел мудрую политику в интересах народа и государства, его прозвали «Мудрым».

Как человек он был глубоко несчастен. Физические увечья отталкивали от него людей. В детстве не имел должной материнской и отцовской любви, наверное поэтому, став взрослым отомстил своим братьям и старался уменьшить заслуги отца.

Междоусобицы – войны между князьями за власть и землю.

Презентация результатов работы.

Каждая группа знакомит с результатами своей деятельности. Остальные ученики записывают основные положения докладов. При необходимости учитель корректирует ответы учащихся.

  1. Мини-экскурсия по памятникам времен Владимира и Ярослава (иллюстрации слайдовой презентации)

Экскурсию проводят учащиеся, которые получили опережающее д/з.

София Киевская

Софийский собор – самое главное сооружение Киева того времени. В нем проводили не только богослужения, но и торжественные встречи, церемонии. Это огромных размеров здание с 13 куполами (символ Христа и 12 апостолов), украшенное фресками (картины, написанные красками на свежей влажной штукатурке), яркими сверкающими мозаиками (изображения или узоры, сделанные из отдельных, очень плотно уложенных друг к другу и закрепленных каким-либо раствором кусочков стекла или камешков). Фрески и мозаика изображают не только сцены религиозной жизни, но и музыкантов. Больше всего поражает большое мозаичное изображение Богородицы – Оранты. В народе ее считали защитницей Киева и Руси. Эти фрески и мозаика – шедевры (высшее достижение) мирового искусства.

Киево-Печерская Лавра

Мужской монастырь был построен в 1051 г. на живописных берегах Днепра. Основал его монах Антоний Печерский. Первоначально это были пещеры, соединенные между собой подземными ходами. Монахи-отшельники уединялись в них и ревностно молились, чтобы спасти сувои души. Изменения в жизни монастыря произошли, когда его возглавил ученик Антония – Феодосий. Киево-Печерский монастырь стал образцом духовного труда. Под руководством Феодосия началось строительство главного храма монастыря – собора Успения Пресвятой Богородицы, или Успенского. Это строительство положило начало превращения монастыря в ведущий центр культурной жизни княжеской Руси-Украины. Вокруг него объединялись выдающиеся церковные деятели, ученые, иконописцы. Там работал иконописец Алипий, который за свою работу не брал ни золота, ни серебра. В монастыре создавались летописи, переводились с других языков богослужебные книги.

  1. Закрепление полученных знаний и умений

Учитель просит прокомментировать метафорическое название параграфа. Почему параграф о Киевской Руси эпохи князей Владимира и Ярослава назван «Известна и слышима во всех концах земли»?

При наличии времени обсуждение провести в форме «мозгового штурма».

Решение хронологической задачи, расположенной в тексте параграфа учебника (учебник с. 50).



Реши хронологическую задачу. Расчеты и даты отметьте на ленте времени.ag00317_



  1. В каком году состоялось крещение киевлян?

  2. Сколько лет тому назад это произошло?

2011 – 988 = 1023 года прошло с момента крещения Владимиром Руси.

Заполни пропуски

  1. Границы Киевской Руси при Владимире Великом на востоке достигли верховьев рек … и … .

(Оки и Волги)

  1. Границы Киевской Руси при Владимире Великом на юге достигли … моря (Черного).

  2. Князь Владимир принял крещение в городе … (Херсонесе).

  3. Столицу Руси времен Ярослава Мудрого называли соперницей столицы Византии и сравнивали Киев с …. (Царьградом).

  4. Один из самых известных символов Киевской Руси … собор (Софийский).

  1. Подведение итогов

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос урока.

Подводят итоги ученической деятельности, выясняют, что сегодня каждый приобрел (знания, умения, навыки); оправдались ли его надежды или нет и почему.

Оценивание работы пятиклассников, сопровождаемое кратким комментарием.

  1. Домашнее задание:

  1. Читать параграф учебника 7.

  2. Подготовить кроссворды на тему: «Первые князья Киевской Руси».

  3. На контурную карту нанести границы Киевской Руси при правлении князей Олега, Владимира, Ярослава.









Конспект урока на тему "Расцвет Киевской Руси" (5 класс)
  • История
Описание:

Для вашего внимания предлагаю конспект урока "расцвет Киевской Руси", главным задание которого является не только познакомить пятиклассникв с деятельностью князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого, но и развития позитивной мотивации для приобретения исторического образования в дальнейшем.

План-конспект урока содержит не только описание каждого этапа урока, но и предоставлены творческие задания, задания с элементами игры, шаблоны таблицы "Исторические портреты князей Киевсской Руси", иллюстративный материал, методические рекомендации относительно использования разных методов и приемов обучения.

Надеюсь, что конспект урока предоставит реальную посмощь во время подготовки и проведения урока. Успехов и желания работать!

Автор Карпюк Инна Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 787
Номер материала 19477
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓