Приложение А
Присваивание, числовые функции
Цель: формирование
знаний по новой теме в соответствии с программным материалом
Цели и задачи урока:
- ввести понятия «оператор присваивания»;
- познакомить с часто используемыми в программах числовыми функциями;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,
аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой,
самоконтроля, умения конспектировать.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Оборудование: доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация «Язык
программирования».
Ход урока:
1.
Организационный
момент
Приветствие, проверка
присутствующих.
2.
Актуализация
знаний
Компьютерное
тестирование с помощью интерактивного теста «Алгоритмы»
1. Вопросы по
пройденному материалу:
- В чем заключается
суть постановки задачи? (Необходимо четко представлять, чем мы располагаем –
какие есть исходные данные, каковы ограничения на них. Никакую задачу
невозможно решить, если не понимать, что будет решением, что должно стать
результатом всего процесса решения).
- В чем смысл
алгоритмизации задачи? (Алгоритм отражает всю логику наших рассуждений при
решении задач, но обязательно учитывает, что исполнителем алгоритма является
компьютер).
- Каковы особенности у
этапа написания программы? (Последовательность команд составляет хранимую в
памяти компьютера программу. Современную программу решения определенного класса
задач программист пишет на языке программирования и затем, как говорят,
реализует на компьютере)
- При решении задач на
компьютере необходимо пройти этапы:
·
Формализация
задачи
·
Выбор метода
решения
·
Программирование
·
Анализ
результатов
·
Составление
программ
·
Отладка
программы
·
Постановка
задачи
Необходимо указать
правильный порядок этапов (задание выполняется с помощью интерактивной доски).
- В каком виде
хранится информация в компьютере? (В виде последовательности электрических
сигналов, нулей и единиц, в двоичном коде).
3. Объяснение
нового материала
Вы помните, что любая информация в
компьютере представлена в виде последовательности нулей и единиц, в так
называемом двоичном коде. Для примера запусти программу Far,
найдем на диске любой исполнимый ехе-файл. И нажмем клавишу просмотра
содержимого файла (F3). Получим двоичный код этого файла.
Конечно, понять этот код сложно, тем
более написать программ в таком виде. Поэтому, чтобы избавить человека от
программирования в машинных кодах, были созданы языки программирования.
На языке программирования человек
пишет текст программы, который также называют «исходником». Этот текст понятен
программисту, но не понятен для компьютера. На следующем этапе, в процессе
выполнения программы, запускается еще одна программа, которая переводит текст
исходного файла в двоичный код. Такие программы называются компиляторами. КОМПИЛЯЦИЯ
– это процесс перевода программы с языка программирования в двоичный код.
Для каждого языка программирования
существует свой компилятор, но все компиляторы, независимо от того, какой
используется язык программирования, переводят язык программирования в один и
тот же двоичный код. В результате работы компилятора из исходника формируется
исполнимый ехе-файл. Данный файл существует независимо от исходной программы,
написанной программистом. Исполнимый файл можно копировать, удалять, «заражать»
вирусами, на исходный файл эти действия никак не повлияют. Проще говоря, в
результате работы компиляторов мы получаем «перевод» программы, написанной на
языке программирования, в двоичный код, понятный компьютеру.
Для удобства программистов созданы
современные интегрированные среды разработки (IDE). Это среда, которая
включает текстовый редактор, компилятор, отладчик и справочную систему. Вы
будете учиться создавать программы в IDE Free Pascal.
Для создания программ надо знать
синтаксис языка, т.е. правила записи команд. Поэтому знакомство я зыком начнем
с алфавита. АЛФАВИТ ЯЗЫКА- это определенный набор символов.
Алфавит языка Pascal
состоит из символов кодовой таблицы ASCII. Каждому символу соответствует числовой код
от 0 до 255.
Алфавит языка Pascal
состоит из:
·
Символов – малые
латинские буквы, большие латинские буквы, десятичные цифры от 0 до 9, символ
подчеркивания (_)
·
Разделяющего символа –
пробела
·
Специальных знаков (+-*/=><;:.,’(){}[]^@$#)
·
Управляющих символов (0-31
по таблице ASCII).
Русские буквы применяются только для написания
комментариев и содержания строк вывода!
В тексте программы можно использовать
комментарии. Их удобно использовать в качестве пояснений к программе. Для
обозначения комментариия применяют следующие символы:
*
{это комментарий}
*
(*еще один способ записи
комментария*)
*
//такой способ
*
//удобен, если комментарий
*
//надо записать в несколько строк
Для начала написания
непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются
команды, в каком порядке и т.д.
Структура
программы:
Это общая структура программы. В
каждой конкретной программе может присутствовать тот или иной элемент
структуры, но есть разделы, из которых составляется любая программа.
Имя программы. У программы должно быть имя – это набор латинских
букв и цифр. Оно может быть произвольным. После него всегда ставится точка с
запятой.
Раздел описания переменных. Для каждой переменной, используемой в
программе, задается ее тип.
Раздел операторов. Это обязательная часть программы, без нее программа
работать не будет. Раздел операторов начинается со слова begin (начало), далее следуют операторы языка, отделенные друг от друга
точкой с запятой. Завершает раздел слово end. (конец) с точкой.
Перед end Точка с запятой необязательны.
4. Закрепление
нового материала.
Совместная работа с учителем
Задание – создание простейшей программы.
Команды
ввода текста – write и writeln. Текст, который эти команды будут выводить на
экран, заключается в скобки и одинарные кавычки.
Например,
Begin
Write
(‘Моя первая программа’)
End.
Для
запуска процесса компиляции нужно нажать F9. Если программа написана без ошибок, то
будет выдано сообщение об успешной компиляции.
В
противном случае, появится сообщение об ошибке.
После
компиляции будет создан ехе-файл, наличие которого вы можете проверить, открыв
рабочий каталог. Если вы запустите этот файл, то скорее всего увидите на экране
только мелькнувшее черное окно, так как ОС выполнила вашу программу и закрыла
окно. Поэтомк лучше не выходя из программы, проверить ее выполнение. Для
выполнения программы надо нажать CTRL+F9. Затем спрятать окно исходного текста
программы комбинацией Alt+F5.
Самостоятельная работа
Задание: составить программу, которая
выводит на экран монитора сведения и названии и авторе программы.
5. Подведение итогов, выставление оценок, ответы на
вопросы учеников
6. Домашнее
задание.
§4.5. Прочитать, ознакомиться с дополнительным
материалом к параграфу, ответить на контрольные и тестовые вопросы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.