Главная / История / Конспект урока на тему "Первые князья Киевской державы" (5 класс)

Конспект урока на тему "Первые князья Киевской державы" (5 класс)

hello_html_3094513e.gifhello_html_m3128841e.gifhello_html_m798e6a81.gifhello_html_mfa2e449.gifhello_html_m209ad383.gifhello_html_mfa2e449.gifhello_html_m3b6db7e7.gifhello_html_62daba30.gifhello_html_mfa2e449.gifhello_html_f6d6618.gifhello_html_m3b3b0857.gifhello_html_mfa2e449.gifhello_html_mfa2e449.gifhello_html_m3b3b0857.gifhello_html_mfa2e449.gif

Урок №9

Тема: «Первые князья Киевской державы»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страничкой истории Украины – княжеской эпохой. Формировать начальные знания и элементарные представления о периоде первых князей Киевской Руси (князей Олега, Ольги, Игоря, Святослава). Учить составлять исторический портрет личности. Способствовать формированию активного словарика из таких терминов и понятий, как язычество, христианство, князь, император, бояре, дань, Киевская Русь. Углублять знания по исторической топонимике (Византийская империя, Царьград). Совершенствовать навыки работы с историческим текстом. Расширять представления о письменных исторических источниках на примере летописей и свидетельств византийских хроник (Лев Диякон о князе Святославе). Продолжать работу по совершенствованию умений и навыков работы с исторической картой. Расширять кругозор пятиклассников, развивать интерес к чтению, как одного из ведущего способа получения информации. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-рассказ с использованием практически-лабораторной работы.

Оборудование урока: слайдовая презентация «первые князья Киевской Руси», карты атласа «Киевское государство в 862-972 гг.» (с.6-7); шаблон таблицы «Исторические портреты первых князей Киевской Руси», схема «Линия времени «Первые князья Киевского государства», криптограммы, карточки для блицтурнира, портреты первых киевских князей.

Основные термины: язычество, христианство, князь, император, бояре, дань, Киевская Русь.

Опережающее домашнее задание: учащимся на предыдущем уроке было рекомендовано прочитать легенды и рассказы о первых киевских князьях. (Історія України в казках та легендах/ Під ред.. О. А. Волосевич. – Л.: Аверс, 2001. – с.12-16; 19-37)

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель раздает заготовленные листочки, на которых учащиеся изображают себя и пишут, что они ожидают от урока. Затем эти листочки помещают на доску.

  1. Сообщение темы, цели урока; мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы начинаем знакомиться с важной страничкой нашей истории – княжеской эпохой, или периодом Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества и удельными княжествами в составе Литвы и Польши (конец 9 – вторая половина 16 ст)

2011 г.



Р.Х 9 в. 11 в. 13 в. 15 в. 17 в.



Княжеская эпоха

Тема нашего урока – вопрос, который поставил перед собою Нестор-летописец, написав в начале летописи «Повесть временных лет»: «Откуда пошла Русская земля, кто в ней начал сперва княжить, и как русская земля постала». Мы с вами будем шаг за шагом для себя открывать историю государств существовавших на землях нашего государства – Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Нам также необходимо понять, в чем значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства для будущих поколений и для нас с вами.

  1. Ожидаемые результаты.

  1. Знать откуда пошло название Русь.

  2. Научиться составлять исторические портреты исторических личностей (Аскольда, Олега, Игоря, Ольги и Святослава).

  3. Ответить на вопрос летописца.

  4. Знать значение новых терминов и понятий (язычество, христианство, князь, император, бояре, дань, Киевская Русь) урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Перед изучением нового материала пятиклассники вспоминают:

  1. Что такое «Повесть временных лет»?

  2. Какие названия восточнославянских племенных союзов сохранила летопись «Повесть временных лет»?

  3. Почему историки эти 7 племенных объединений называют предками украинцев?

  4. Какой восточнославянский племенной союз, согласно летописи, основал город Киев?

  5. Какими названиями пользовались наши предки для названия своих земель и себя?

  6. Какую веру называют христианством? Чем христианство отличается от язычества?

Учитель. Почти 12 веков назад наши предки начали строить государство, которое простиралось на западе от Карпатских гор до реки Волги на востоке, от Белого моря на севере, до Черного моря на юге. Киевская Русь просуществовала до середины 13 века, пока монгольская навала не разрушила ее. Наследницей Киевской Руси стала Галицко-Волынская держава, образованная в 1199 г. князем Романом Мстиславовичем. Просуществовала до 1340 г. Верховную власть в те времена совершали князья. Им принадлежали все земли. Они были главными распорядителями всей местной жизни. Поэтому этот период в нашей истории называют КНЯЖИМ.

Вопрос. Назовите имена киевских князей, о которых вы читали дома.

Учащиеся называют имена князей, учитель располагает их портреты на доске в порядке их правления (Если занятие в компьютерном классе – появление портретов на слайде).

Учитель предлагает ученикам рассказать то, что они запомнили о киевских князьях из прочитанного дома. Выслушав все ответы, предлагает пятиклассникам записать имена князей (в порядке их правления) в шаблон таблицы, которые учитель заранее приготовил.

Первые князья

План составления исторического портрета

Исторический портрет



  1. Изучение нового материала.

Учитель. D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\1 Отсканировано 09.07.2011 15-46.bmp

Прежде чем, перейти к выполнению практической части нашего урока, предлагаю

подумать и ответить на вопрос:

Что означает название «Русь»?

Выслушивает мнения учащихся.

Кратко рассказывает о разных мнениях историков о значении слова «Русь».

Существует несколько точек зрения по этому поводу.

  1. Самая известная из них – название «Русь» происходит от названия древних племен росомонов и росов, живших над рекой Рось в Поднепровье.

  2. В летописи словом Русь» называют дружинников Великого князя, среди которых были и варяги.

  3. Это название территорий, на которых великие князья киевские собирали полюдье (дань); сначала территория полян – «Русская земля», затем – объединение ближайших к ним племен, а позже – территория Киевской Руси.

Практическая работа

Учащиеся объединяются в малые группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет в течение 5-7 мин.

Задания для 1-ой группы:

  1. Определите имя князя, разгадав криптограмму с использованием русского алфавита, исторический портрет которого вы будете составлять.





А б в г д е (е) ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

1

19

12

16

13

30

5

(Аскольд)

  1. Используя фрагмент исторического текста, составьте исторический портрет князя (имя которого вы разгадали), используя таблицу, в которую в хронологическом порядке записали имена первых князей.

Фрагмент исторического текста

«… По словам летописца Нестора, в 862 г. три брата из варягов, Рюрик, Синеус, Трувор, стали править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – В Изборске, а Рюрик – в Новгороде.D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05 (3).bmp

В это время двое варягов из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев и киевляне наняли их для защиты от внешних врагов. Наемники очень быстро превратились из защитников в правителей и полностью завладели Киевской городовой областью.



Аскольд и Дир все же отправились в Константинополь, но уже не как купцы, а как завоеватели. Они собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях двинулись к византийской столице. Нападение было столь неожиданным, что население города охватила паника. По свидетельству летописца, греков спасло чудо: греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю, потопившую большую часть лодок захватчиков. Русские были так напуганы, что обратились в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении. Оставшиеся в живых воины во главе со своими князьями приняли христианскую веру. Так, Аскольд стал первым русским князем, принявшим православную веру. После возвращения в Киев князья построили первую христианскую церковь Святого Илии».D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05 (4).bmp

Задания для 2-ой группы:

  1. Определите имя князя, разгадав криптограмму с использованием русского алфавита, исторический портрет которого вы будете составлять.

А б в г д е (е) ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

16

13

6

4

(Олег)

  1. Используя фрагмент исторического текста, составьте исторический портрет князя (имя которого вы разгадали), используя таблицу, в которую в хронологическом порядке записали имена первых князей.

Фрагмент исторического текста

«Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного младше Рюрика. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал именно Олегу своего сына и новгородский стол. Олег стал настоящим отцом для княжича, воспитав Игоря мужественным, закаленным воином, образованным по тем временам человеком.D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05.bmp

Со всей ответственностью отнесся Олег к титулу князя, пожалованному ему другом. Главной целью правителей тех времен было приумножение богатства княжеского и расширение границ подвластной территории путем присоединения новых земель, подчинения других племен и сбора дани.

Встав во главе Новгородского княжества, Олег смело приступил к захвату всех днепровских земель. Его главной целью было установление полного контроля над водным торговым путем в Восточную Византию и завоевание Киевского княжества.

…В 882 году власть в Киеве Олег захватил хитростью. По свидетельству летописца, Олег попросил встречи у тогдашних правителей Киева, Аскольда и Дира, остановившись у стен города якобы по пути на юг. Когда же князья, ничего не подозревая, подошли к новгородским ладьям, Олег, как гласит предание, показал им на Игоря и воскликнул: «Вы не князья, не роду княжеского. Вот сын Рюрика!» После этих слов дружинники Олега вероломно расправились с Аскольдом и Диром.

…Совсем скоро Киевская земля закрыла собой все южные границы страны. Но Олег не успокаивался, продолжая подчинять себе и другие племена, более удаленные от главного речного пути… Много трудных походов пришлось совершить Олегу со своей дружиной, прежде чем ему удалось закончить политическое объединение восточных славян.

В 907 г., 911 г. Олег совершил Походы в Столицу Византии. Летописец рассказал о жестокости русских воинов, с которой те истязали мирных жителей… По договору Олега с греками русские купцы не платили никакой пошлины. D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05 (2).bmp

Умер Олег в 912 г. в преклонном возрасте. Существует предание, по которому волхвы князю предсказали смерть от любимого коня. Суеверный князь после предсказания никогда больше не садился на своего любимца. Через много лет вспомнив о своем коне, князь пришел туда, где лежали кости его верного друга. Укус змеи, выползшей из черепа, оказался смертельным. В летописи записано, что «народ стонал и проливал слезы», когда умер князь Олег.

Картина художника В. Васнецова «Вещий Олег над костями коня»

Олег правил 33 года. За неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку народ прозвал князя Вещим Олегом. О нем слагали песни и легенды, приписывая ему необыкновенные способности и дар предвидения…»



Задания для 3-ой группы:

  1. Определите имя князя, разгадав криптограмму с использованием русского алфавита, исторический портрет которого вы будете составлять.

А б в г д е (е) ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

10

4

16

18

30

(Игорь)

  1. Используя фрагмент исторического текста, составьте исторический портрет князя (имя которого вы разгадали), используя таблицу, в которую в хронологическом порядке записали имена первых князей.

Фрагмент исторического текста

«Игорь вступил на киевский престол после смерти князя Олега, будучи уже в зрелом возрасте. Он привык во всем подчиняться Олегу, который заменил ему отца.D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05 (5).bmp

Игорь полностью одобрял политику князя, старался перенять у него воинские навыки, рассудительность, умение справедливо вершить суд, тщательно обдумывать свои решения и поступки.

Игорь, сопровождал Олега в боевых походах, хорошо знал, как нелегко было покорить некоторые племена, особенно гордое племя древлян. В 882 г. Олегу удалось присоединить к своему княжеству их. Но древляне не смирились и после смерти Олега попытались обрести независимость. Игорь жестоко подавил бунт древлян и обложил их большой данью. Защищал границы державы от печенегов.

… При княжении Игоря расширялась торговля с иностранными государствами. Так, 935 г. русичи воины и купцы на ладьях вместе с греческим флотом ходили в Италию. Киевское княжество поддерживало мирные отношения с Византией.

Правление Игоря было спокойным и ничем не ознаменовалось до 941 г. Уже стареющий князь решил прославить имя свое и оставить о себе память военным походом на Константинополь. Этот поход стал для Игоря не удачен… В 942 г. у него родился сын Святослав. Князь снова почувствовал себя молодым. Почти два года готовился к новому походу на греков. Для того чтобы наемники (варяги, печенеги и др.) не подвели русичей, не изменили им, были взяты в заложники их семьи. В 943 г. князь Игорь отправился во второй поход на Константинополь. Греческий император испугался мощи войска Игоря. Чтобы спасти свою империю от новых бедствий отправил навстречу Игорю послов, которые принесли богатые дары князю и предложили платить дань еще больше той, что брал с них Олег. Игорь принял подарки и вернулся домой…

Осенью 945 г. Игорь с дружиною отправился в Коростень к древлянам за данью. Взяв с них большой налог, князь разрешил дружине грабить несчастных древлян. Уже на пути домой Игорю вдруг показалось, что дани собрали мало. Отправив войско в Киев, он с небольшим отрядом вернулся обратно. Возмущенные древляне вооружились и во главе со своим князем по имени Мал напали на отряд Игоря, перебили дружинников, а самого князя, привязав к двум деревьям, разорвали надвое….D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 17-05 (6).bmp

Княжение Игоря продолжалось 32 года. Он не ознаменовал свое правление ни великими победами в сражениях, ни удачными военными походами, ни новыми прогрессивными реформами. Но уже одно то, что князь Игорь смог сохранить целостность государства, делает ему честь.

Он придерживался политики терпимости к различным верам славян, не мешая принятию ими христианства. Во времена княжения Игоря на Руси появилась славянская азбука, составленная греческими братьями монахами Кириллом и Мефодием. Это тоже способствовало распространению православной веры в Киевской Руси, так как с помощью этой азбуки на славянский язык перевели с греческого Библию, Евангелие и другие священные книги.



Задания для 4-ой группы:

  1. Определите имя князя, разгадав криптограмму с использованием русского алфавита, исторический портрет которого вы будете составлять.

А б в г д е (е) ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

16

13

30

4

1

(Ольга)

  1. Используя фрагмент исторического текста, составьте исторический портрет князя (имя которого вы разгадали), используя таблицу, в которую в хронологическом порядке записали имена первых князей.

Фрагмент исторического текста

«… Когда погиб князь Игорь, его сыну Святославу было всего три года. Вновь возникла опасность разделения Киевской Руси на отдельные княжества. Мятежные древляне подавали пример неповиновения другим народам.

Ольге предстояло сохранить власть и единство Руси, чтобы передать их законному наследнику по достижению им совершеннолетия. Княгиня, заручившись поддержкой воеводы Свенельда и боярина Асмуда, взошла на Киевский престол. С 945 – по 964 гг. правила государством Ольга.D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 19-47.bmp

Прежде всего, Ольга расправилась с убийцами мужа.

Была княгиня волевой, мудрой и энергичной правительницей. При ней Киевская Русь превратилась в могучую державу. Ольга не вела войн, а занялась мирными преобразованиями. Как сказано в летописи, она сама объездила почти все свои владения. В 945 г. Ольга установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани и периодичность ее сбора. Все подвластные ей территории она разделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен тиун – княжеский управитель. Так начался процесс централизации государства. Княгиня ввела систему погостов – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по гостам стали строить храмы. Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси. Первыми каменными зданиями Киева стали городской дворец и загородный терем Ольги. В течение всего своего правления Ольга со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель.

Будучи человеком образованным, Ольга сама приняла христианство и содействовала его распространению в своем государстве. Дальновидная Ольга понимала, что христианская религия может оказаться хорошей помощницей в управлении государством. Умерла Ольга в 969 г. На протяжении почти 20-го правления Ольга сумела сохранить мир в стране, а также с иностранными государствами и соседями-кочевниками. При Ольге Русь стала известной в самых дальних странах Европы.

Деятельность княгини Ольги высоко оценил историк Н. М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением свои доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».



Задания для 5-ой группы:

  1. Определите имя князя, разгадав криптограмму с использованием русского алфавита, исторический портрет которого вы будете составлять.

А б в г д е (е) ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

19

3

33

20

16

19

13

1

3

(Святослав)

  1. Используя фрагмент исторического текста, составьте исторический портрет князя (имя которого вы разгадали), используя таблицу, в которую в хронологическом порядке записали имена первых князей.

Фрагмент исторического текста

«Князь Святослав – сын Ольги и Игоря – правил в 969 – 972 гг. Все его княжение было посвящено военным походам, благодаря которым усиливалось могущество Киевского государства.D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\Отсканировано 25.08.2011 19-47 (2).bmp

Святослав был настоящим солдатом, выносливым и терпеливым. Он с легкостью переносил все тяготы походного быта. Военная удача сопутствовала князю.

Греческий ученый того времени описывал Святослава: «Он был невысокого роста, но сильный, широкий в плечах и с толстой шеей мужчина, лицо у него суровое и недоброе, нос приплюснутый, глаза синие, брови густые, усы длинные и всклоченные, борода бритая, а голова стриженная – только длинный чуб висел на макушке; в правом ухе дорогая серьга, а одет в простую белую рубаху – немного белее, чем у дружинников».

Князь успешно воевал с хазарами, волжскими булгарами, ходил походами на Византию. Эти походы увеличивали территорию Киевской Руси, но приводили к большим человеческим потерям. С другой стороны, походы Святослава способствовали налаживанию торговли, отношений с другими, более просвещенными народами, приносили новые знания русичам.

Князь Святослав разделив управление в государстве между тремя сыновьями, первый из русских князей ввел обычай давать наследникам уделы еще при своей жизни. Как показала дальнейшая история, это был «пример несчастный, который принесет много бедствий государству».»





Исторические портреты первых князей Киевской Руси

Личность

План составления исторического портрета

Исторический портрет

Аскольд

  1. Характеристика исторической эпохи

Начало княжеской эпохи (к. 9 века), когда наши предки только начинали строить государство.

  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

в) основное занятие.

? – 882 г. дружинник варяга Рюрика, который по словам летописца Нестора в 862 г. пришел в Новгород и стал там править. Скорее всего, не был знатного рода.

  1. Черты характера.

Сила, храбрость, умение руководить людьми, воинская смекалка и умение.

  1. Значение его деятельности для государства (какие изменения проводил в государстве, к чему это привело) .

Защита от внешних врагов, воевал с печенегами и волжскими булгарами, способствовал превращению Киева и торгового города в центр Киевского княжества. 866 г. – поход на Византию, который закончился не военной победой, а заключением договор с Византией. Стал первым славянским князем, который принял христианскую веру, построил христианскую церковь Святого Илии. Княжение Аскольда – это начало могущества Киевского княжества.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.


Олег

  1. Характеристика исторической эпохи

Начало княжеской эпохи (к. 9 начало 10 веков), когда наши предки укрепляли и расширяли территорию государства.

  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

в) основное занятие.

? – 912 г.

Годы правления: 879 – 912 гг.

Друг и родственник Рюрика.

  1. Черты характера.

Смелость, смекалка, отвага, хитрость, вероломство, умение планировать и рассчитывать не только свои шаги, но и врага; стремление к власти; ответственное отношение к титулу князя, пожалованному ему Рюриком. Ему приписывали необыкновенные способности и дар предвидения.

  1. Значение его деятельности для государства (какие изменения проводил в государстве, к чему это привело).

Увеличил территорию Киевского государства, подчинив себе племена, не только расположенные возле главного речного пути, но и удаленные. Закончил политическое объединение восточных славян (к началу X в. большинство восточнославянских племен было под началом киевского князя). Военные походы на Византию в 907 г., 911 г., дали возможность Олегу заключить выгодные договоры, способствовавшие развитию внешней торговли.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

Как человек обладал негативными качествами: хитрый и вероломный, властолюбивый. Но эти же качества в сочетании с ответственностью и чувством долга перед Отечеством, удачливостью в военных походах позволили ему заслужить любовь его соотечественников. Несомненно, что главной исторической заслугой этого правителя по праву можно считать объединение всех славянских племен под единым началом, основание и укрепление государства – великого княжества Киевского.

Игорь

  1. Характеристика исторической эпохи

Княжеская эпоха первой половины 10 в. Для Киевского княжества характеризовалась тем, что образованное государство смогло не только сохранить свои территории, но и показать другим народам нарастающее свое могущество.

  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

в) основное занятие.

Сын варяга Рюрика, который по словам летописца Нестора в 862 г. пришел в Новгород и стал там править. После смерти отца воспитывался князем Олегом по завещанию Рюрика. Получил по тем временам хорошее воспитание, образование. После смерти Олега взошел на престол Киевский и положил начало правления династии Рюриковичей.

  1. Черты характера.

Был воином, рассудительным, проявил терпимость к разным верам славян, не мешал принятию христианства.

  1. Значение его деятельности для государства (какие изменения проводил в государстве, к чему это привело).

Княжение продолжалось 32 г. Продолжал политику своего опекуна князя Олега. Правление Игоря не было ознаменовано великими победами в сражениях, ни удачными военными походами, ни новыми прогрессивными реформами. Но он смог сохранить целостность государства. Во времена его правления на Руси появилась азбука Кирилла и Мефодия, что способствовало распространению православия.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

Как человек князь Игорь не выделялся среди других людей того времени, но кК государственный деятель он заслуживает чести, так как смог сохранить то, что получил в наследство от князя Олега.

Ольга

  1. Характеристика исторической эпохи

Княжеская Русь, в которой государство отстаивало право на независимость, укрепляло свои границы и свою мощь, используя прогрессивные преобразования того времени.

  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

в) основное занятие.

? - 969 г. Годы правления: 945 – 966 гг. Жена князя Игоря, а после его трагической смерти, стала правительницей Киевской Руси.

  1. Черты характера.

Сильная, мудрая, рассудительная, дальновидная, любящая мать.

  1. Значение его деятельности для государства (какие изменения проводил в государстве, к чему это привело).

Не только сохранила власть единство Руси и передала по достижению совершеннолетия своему сыну Святославу, но и провела реформы, которые позволили усилить могущество государства (установила точный размер дани и периодичность ее сбора; ввела систему погостов – центров торговли и обмена, что позволило упорядочить сбор податей; территории разделила на административные единицы, в каждой из которых поставила тиуна – княжеского управителя. Так начался процесс централизации государства. Положила начало каменному градостроительству (городской дворец и загородный терем Ольги); приняла христианство, так как понимала, что христианская религия – верная помощница в управлении государством. Этот ее поступок послужил в дальнейшем убедительным примером для князя Владимира и других русичей. На протяжении своего почти 20 –го правления сохранила мир в своей стране, а также с иностранными государствами и соседями-кочевниками. При ней Русь стала известна самым дальним странам Европы.


  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

Сильная личность, которая всю свою жизнь самосовершенствовалась. Княгиня Ольга заслуживает находиться в первых рядах правителей – реформаторов. ЕЕ деятельность высоко оценил Н. М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Святослав

  1. Характеристика исторической эпохи

Княжеская эпоха, II половина X в., в котором правители стремились увеличить территории своего государства за счет завоевания слабых государств.

  1. Биографические данные:

а) дата рождения и смерти;

б) какого рода личность;

в) основное занятие.

942 – 972 гг.; годы правления: 966 – 972 гг.

Рюрикович, сын князя Игоря и княгини Ольги.

Князь-воин.

  1. Черты характера.

Храбрый, физически хорошо развитый, выносливый, терпеливый, легко переносил все тяготы походной жизни; честный и открытый, не обладал хитростью и коварством, но был тщеславным – это его и погубило.

  1. Значение его деятельности для государства (какие изменения проводил в государстве, к чему это привело).

Князь успешно воевал с хазарами, волжскими булгарами, ходил походами на Византию. Эти походы увеличили территорию Киевской Руси, но приводили к большим человеческим потерям. С другой стороны, походы Святослава способствовали налаживанию торговли, отношений с другими, более просвещенными народами, приносили новые знания русичам.

  1. Твое отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.

Святослав был настоящим солдатом. Он думал только о сражениях и мечтал, чтобы все вокруг говорили о его храбрости и боялись его.

Как государственный деятель он уступал предыдущим киевским князьям. Князь Святослав, разделив управление в государстве между тремя сыновьями, первый из славянских князей ввел обычай давать наследникам уделы еще при своей жизни. Как показала дальнейшая история, это был «пример несчастный, который принесет много бедствий Киевской Руси»

По истечении отведенного вмени, группы презентуют свои результаты, остальные учащиеся заносят в свои таблицы недостающий материал.

Для закрепления изученного материала, учитель предлагает пятиклассникам выполнить следующее практическое задание:D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Школа\история Украины 5 кл\история 5 кл\1 Отсканировано 09.07.2011 15-46.bmp

  1. Заполните недостающие участки схемы, которая поможет лучше запомнить сведения о первых киевских князьях.

Линия времени «Первые князья Киевского государства»









  1. Как соотносить год с веком?

  2. Обозначьте, какой это век:

882 г. _________________ век

912 г. _________________ век

972 г. _________________ век

  1. Сколько веков, по мнению ученых, продолжалось правление династии Киевичей?

  2. В каком веке было положено начало династии Рюриковичей?

При наличии времени, после работы со схемою, можно провести блицтурнир (нем. Blitz “молния», буквально «молниеносный ответ») – соревнования, которые проводятся в течение нескольких минут.

Разминка. Каждый представитель от группы получает карточку, в которой из предложенного перечня слов, необходимо выбрать те, которые логически связаны и устно составить с ними предложение.

  1. В. Хвойка, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав.

  2. Царь Атей, княгиня Ольга, дворец, Константинополь.

  3. Константинополь, Царьград, Стамбул, Киев.

  4. Вещий Олег, волхвы, конь, князь Мал.

  5. Реформы, княгиня Ольга, Русь, Рюрик.

Блицтурнир «исследователь исторических источников»

  1. Древнее историческое произведение, в котором говорилось о событиях, которые записывали из года в год, называют … (летопись).

  2. Первое государство на наших территориях иноземцы называли … (Русь).

  3. От летописного названия государства с центром в Киеве, историки образовали название … (Киевская Русь).

  4. Летописи сохранили имена двух наследников Кия … (Дира и Аскольда).

  5. Наемных воинов, происходивших из скандинавских воинственных народов, на Руси звали … (варягами).

  6. Князь Аскольд прославился походами против … (Византии).

  7. Веру, которая пришла на наши земли из Византии, называют … (христианской).

  8. Опекуном княжича Игоря после смерти отца стал князь … (Олег).

  9. Олег захватил власть в Киеве в … (882 г.).

  10. Князь Игорь из княжеского роду … (Рюриковичей).

  11. Наследниками Игоря на великокняжеском престоле стали его жена … (Ольга) и сын … (Святослав).

  12. Княгиня Ольга в 957 г. посетила столицу Византийской империи – это город … (Константинополь).

  13. Русские дружины направлялись из Киева к Черному морю рекой … (Днепр).

  14. Обязательное предоставление князю подчиненным населением меда, воска, меха называют … (данью).

  15. Князь, который трагически погиб во время бунта, который вспыхнул через недовольство одного из подданных Киеву славянских племен размерами дани … (Игорь).

  16. Княгиню Ольгу летописец называл … («Наимудрейшею среди всех людей»).

  17. Киевский князь, о котором летопись рассказывает: «И посылал он в другие земли послов, говоря: «Хочу на вас идти»» … (Святослав).

  18. Князя Олега за его военную удачу и необыкновенные способности народ прозвал … (Вещим).

  19. Азбука греческих монахов братьев Кирилла и Мефодия появилась на наших землях при княжении князя … (Игоря).

  20. Ввел обычай давать наследникам уделы еще при своей жизни князь … (Святослав).



  1. Итог учебной деятельности.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока:

  1. «Откуда пошла Русская земля, кто в ней начал, сперва княжить?».

  2. В чем значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства для будущих поколений и для нас с вами?

Учитель с пятиклассниками, подводят итоги ученической деятельности, выясняют, что сегодня каждый приобрел (знания, умения, навыки); оправдались ли его надежды или нет и почему.

Оценивание работы пятиклассников, сопровождаемое кратким комментарием.

  1. Домашнее задание:

  1. Учебник - с.41-46

  2. Тетрадь - упр. 4 и 9 на с.16, 17.

  3. Придумать загадки о первых князьях (3-4 предложения, ярко характеризующих личность).

  4. Опережающее д/з: рассказ о Софийском соборе, десятинной церкви, «Золотых воротах» Киева, детинце Владимира.



Конспект урока на тему "Первые князья Киевской державы" (5 класс)
  • История
Описание:

Конспект урока позволит молодому учителю быстро подготовиться к уроку.

В конспекте указана цель, тип урока, необходимое оборудование. Особое внимание уделено для формирования позитивной мотивации на уроке. Для проведения этапов актуализации и закрепления материала предложены задания и приемы их выполнения, которые расчитанны на разные уровни подготовки и развития познавательной активности учеников. Кроме того, задания творческого характера можно использовать для индивидуальной работы с одаренными детьми, а также для индивидуальной работы с пятиклассниками, имеющими низкий уровень познавательной активности.

Для проведения этапа изучения нового материала разработан план с рекоминдациями относительно разных форм и приемов его проведения. Это групповые, парные формы работы, которые чередуются с фронтальными, что предвидит постоянное активное участие ребенка в работе на уроке.

Конспект завершает диференцированное домашнее задание.

Надеюсь, что конспект урока предоставит реальную помощь во время подготовки и проведения урока.

Успехов!

 

 

Автор Карпюк Инна Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1324
Номер материала 19465
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓