Тема: Что изучает наука история?
У: Вы, вероятно, уже знаете о существовании многих наук, таких,
например, как математика? В этом году мы с вами начинаем путешествие в страну
знаний – страну История. Давайте запишем тему урока.
У: Как вы думайте, что это за наука, и что она изучает? (учащиеся
высказывают свои мнения)
Подведем итог вашим ответам. История изучает то, что касается жизни
людей в прошлом: о чем они мечтали, какие сооружения строили, чем они
занимались, какие обычаи у них были, что они ели, и какую одежду они носили.
Хорошо, теперь, чтобы не забыть, давайте запишем в наших тетрадях
определение, что изучает наука история. (учащиеся записывают определение)
История – наука о жизни людей в прошлом (их занятиях, обычаях,
верованиях)
У: Ребята, а как вы думаете, зачем надо изучать историю? Может совсем
необязательно знать о том, что было в прошлом? Все равно это было давно. Какое
нам сегодня до этого дело? (учащиеся высказывают мнение)
У: Из прошлого мы извлекаем уроки, что позволяет учиться на ошибках других
поколений, и помогает лучше понять наше настоящее.
А теперь я предлагаю вам зачитать письмо музы Клио (истории) к вам. В
древние времена люди верили в различных богов. Музы – это богини поэзии,
искусств и наук. Всего их было 9. в Древней Греции всем, кто любил и изучал
историю, покровительствовала муза истории Клио. Ее изображали со свитком для
письма в руках.
К тебе
К тебе обращаюсь я,
греческая Муза истории – Клио.
Я вдохновляла и вдохновляю всех тех,
кто вслед за мной готов к увлекательному
путешествию в Прошлое.
Каждый человек совершает в своей жизни
какое-либо
путешествие – на природу, по улицам города,
в другие
страны. И от этого его представления о мире
становятся ярче и интереснее.
Ты можешь ощутить аромат восхитительного
цветка, дотронуться рукой до мраморной
колонны
поразившего тебя здания, поговорить со
встретившимися тебе в путешествии людьми.
Все это – видимый мир, доступный для
твоих
ощущений, который ты можешь наблюдать
своими
глазами.
А я приглашаю тебя в путешествие в невидимый
мир –
в Прошлое. Мой мир необычайно увлекателен,
но скрыт от твоих глаз Временем.
Мы не можем стать свидетелями далеких от
нас
событий, как бы этого ни хотелось. Нельзя
поехать на
рыцарский турнир с Ричардом Львиное Сердце,
побывать на балу во дворце Короля-Солнце
или
побеседовать с Пушкиным. Все, о чем
рассказывает
История, уже когда-то было и невозвратно
ушло от нас!
Но, уходя в Историю, люди оставляют на
Земле свои
следы - ведь все, что окружает тебя,
некогда создано
Человеком!
И как интересно прокладывать свой путь в
загадочный
мир Истории!
Я готова взять тебя в путешествие по
тысячелетиям
и столетиям Истории Человечества.
Ты сам по крупицам, оставшимся от той или
иной
эпохи, сможешь приподнять завесу над
тайнами,
которые скрыты от глаз Временем.
А ты, хочешь ли ты вместе со мной
отправиться в
невидимый мир?
С уважением
муза истории Клио.
После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
Чем отличается мир истории от окружающей нас действительности?
Ребята, хотите отправиться вслед за Клио в путешествие по страницам
истории?
У: Муза Клио написала вам в письме, что уходя в Историю, люди оставляют
на Земле свои следы, которые и могут нам рассказать о прошлом. А сейчас
попробуем выяснить, что же такое «следы прошлого».
Подумайте, откуда мы можем узнать правду о жизни людей в прошлом? Ваши
родители могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как
ученые узнают, что происходило в глубокой древности? (учащиеся высказывают
версии)
У: Чтобы узнать как жили люди в прошлом , историку необходимо найти
исторические источники.
Записывают в тетрадь.
Исторические источники – все то, что дошло до нас и помогает узнать
прошлое.
Чертят таблицу.
Вещественные источники
|
Письменные источники
|
Устные источники
|
|
|
|
У каждого на парте карточки, на которых написаны различные виды
исторических источников. Задача учащихся – заполнить таблицу.
Слова: оружие, рукопись, одежда, рассказ дедушки, старинная песня,
монеты, медали, письма, сказки, украшения, легенды, былины, рисунок на камне,
медаль, кувшин, ключ, топор, былины.
У: Давайте вспомним, что мы узнали на уроке.
Что изучает наука история?
Зачем надо изучать историю?
Кто такая муза Клио?
Что такое исторический источник?
Какие виды исторических источников вы узнали сегодня?
Домашнее задание. Написать в таблицу по 2 своих примера.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.