Главная / География / Конспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)

Конспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)

Урок географии 9 класс Центральная Россия

Цель: Дать комплексную характеристику Центральной России.

Задачи:

  1. Представить презентации экономических районов ЦР;

  2. Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;

  3. Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.

Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, раздаточный материал – карточки- программы для работы в группах, тесты, тесты для компьютера.

Образовательные ресурсы: учебник «География. Население и хозяйство России 9 класс» В.П.Дронов, В.Я.Ром, изд. «Дрофа», 2006г.; атлас с контурными картами «География России 8-9классы», изд. «Просвещение» 2008г.

Структура урока:


основные этапы

приемы

формы организации совместной деятельности

формирование компетенций

побудительно-мотивацион-

ный


1.представление презентаций по экономическим районам Центральной России

домашняя групповая работа

предметные компетенции:

формирование умения строить текст научного стиля (презентация)

коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

2.

операционально-познаватель-

ный этап (создание условий для обобщения учебного материала )

  1. обобщение с использованием опорных карточек - программ состава ЦР;

  2. обобщение с использованием опорных карточек - программ состава населения;

  3. обобщение с использованием опорных карточек - программ факторов экономики;

  4. обобщение с использованием опорных карточек - программ размещения хозяйства

групповая работа с карточками-програм

мами

предметные компетенции:

повторение понятий «специализация», «трудовые ресурсы»,

обобщение знаний о факторах размещения отраслей специализации

коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

3.

рефлексивно-оценочный

  1. тестирование

индивидуальная работа

предметные компетенции:

знания в пределах темы ЦР




Ход урока:

Здравствуйте. Тема нашего урока «Центральная Россия». И сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить, а так же проверить уровень усвоения знаний по теме «Центральная Россия».


В течение урока мы будем работать с оценочными листами, в которых мы должны оценить работу каждой группы и работу каждого ученика в своей группе по 5 балльной системе. При подведении итогов будет выставлена оценка всей группе и каждому ученику. Высшую оценку получит группа, набравшая большее количество баллов.

Оценочные листы

Максимальная оценка 5 баллов, минимальная - 0



презента

ция

работа по карточкам - программам

дополнения по работе с карточками-программами

выполнение теста

итого

оценки

группа 1







группа 2







группа 3







группа 4









У вас было домашнее задание по группам приготовить презентацию экономического района Центральной России. Начнем с Центрального экономического района….

Следующий - экономический район Волго-Вятский…

3 группа Центрально-Чернозёмный экономический район…

И последняя презентация Северо-Западный район…

Следующий этап нашего урока – это работа по карточкам – программам. На работу отводится не более 7 минут. По окончании работы один из группы представляет результат работы в виде сообщения.

Карточка-программа для группы №1.

Центральная Россия.

  1. В состав Центральной России входят: Ц_____________, _____________________, Волго-Вятский и С_________-З__________ районы.

  2. Здесь находятся бывшая и настоящая ___________ России, соединенные _________________________.

  3. ЭГП – Центральной России.

  1. ЦР – на водоразделах и в долинах рек _________,__________,_____________

  2. Реки служили ______________________________

  3. Столичное положение повлияло на _____________________________________________

  4. «Путь из _____________ в ________________».

  5. Транспортное положение (железные, речные пути) соединили ______________.

После распада СССР геополитическое положение ______________. Центральная Россия «вышла» к ______________, длина которой более _____________км.

2. Природными ресурсами Центральная Россия ________.

1) важное богатство составляет – КМА, благодаря которой была создана _____________________ база;

2) значительные водные ресурсы расположены на _____________;

3) леса сохранились только на __________ и _____;

4) рельеф удобен для ___________________;

5) климат у________-к___________, с ____________ увлажнением;

6) плодородные почвы – богатство _________________ района.

Карточка–программа для группы №2.

Население и трудовые ресурсы.

  1. На территории Центральной России сформировался _________ народ. На востоке живут ______, ______, _______. Преобладает (городское, сельское) население.

  2. Сформированы крупные агломерации вокруг ________,________,__________. Более 40 древних городов _____,_______,________,_______. В 1703 был основан _______________.

  3. Из бывших фабричных поселков возникли города _______, _________. В советское время возникли _______,_________,________ - центры промышленности. Города науки - _________,___________,___________.

  4. Естественный прирост _____________. Миграции из _________ и ______________ в Москву и другие города. Небольшие селения на _________ Центральной России, а на ____ - крупные села.

  5. Трудовые ресурсы ___________ качества.

  6. НИИ АН находятся в __________ положении. Наблюдается __________ научных работников.

Карточка-программа для группы №3.

Экономика.

  1. До революции основная доля обрабатывающей промышленности была сосредоточена в ________ и ___________.

  2. Главные черты хозяйства Центральной России сложились под влиянием следующих факторов:

  1. Центральная Россия стала главной научной базой.

  2. В экономике преобладали _____________________отрасли.

  3. _______________ кадры.

  4. ЭГП - _____________

  5. Транспортные связи - ______________________

  6. Сырье и топливо -_______________

  7. На базе КМА сформировалась __________________

  8. Мощная ______________ промышленность.

  9. Быстрое формирование в 90-х гг. ХХ в. _____________ сферы, и предприятий __________ и _________ бизнеса.

  10. На базе предприятий ВПК формирование ________




Карточка – программа для группы №4.

Территориальная структура экономики (размещение хозяйства)

Эти факторы повлияли на специализацию Центральной России, которая представлена:

  1. (тяжелым, наукоемким) машиностроением;

  2. Непроизводственная сфера ________,____________,__________

  3. Особое значение приобретают отрасли: ______, __________, __________.

В Центральной России крупными центрами наукоемкого машиностроения являются: __________,_________,_______,________,_____________.

70% энергетического оборудования производится в (Санкт-Петербург, Тула).. Автомобилестроение развито в (Москва, Смоленск, Нижний Новгород). Самолеты производятся в (Москва, Воронеж, Смоленск, Тверь, Нижний Новгород, Липецк) Морские суда создаются в (Санкт-Петербург, Иваново), речные (Липецк, Нижний Новгород).. Локомотивы, вагоны производятся в (Коломна, Тверь, Москва, Калининград, Тула, Мытищи).

Металлургические заводы в (Новгород, Старый Оскол, Ярославль, Липецк, Тула) работают на собственных ресурсах ___.

Химическая промышленность производит __________________________. Текстильная промышленность Центральной России выпускала (35, 90)% тканей. Сейчас она переживает ____________.

Построены АЭС: Нововоронежская, Обнинская, _______________________

АПК играет важную роль в ____________районе, где выращивают 10% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля), 20% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля), 50% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля).

В окрестностях городов сложилось _____________ сельское хозяйство.

Презентация урока «Золотое кольцо России - Всемирное культурное наследие»

(ссылка на электронный носитель)

И последний этап урока – это выполнение тестов: группа должна выбрать одного ученика, который будет тестироваться у компьютера использование диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ЕГЭ по географии), остальные два по вариантам печатного теста – выполнение теста оценивает учитель и выставляет оценки в оценочный лист.


Вариант -1.

1. Какой из перечисленных регионов России отделен от основной территории нашего государства территориями других стран?

А) Калининградская область, В) Ленинградская область, Б) Амурская область, Г) Чувашия.

2. Городами федерального подчинения являются: А) Москва и Санкт-Петербург, В) Екатеринбург и Тула, Б) Новосибирск и Казань, Г) Липецк и Калининград.

3. Центром черной металлургии полного цикла в России является:

А) Самара, Б) Волхов, В) Липецк, Г) Казань.

4. Центральная Россия имеет … положение А) периферийное, Б) столичное, В) приграничное.

5. В Центральной России есть крупное месторождение:

А) бурого угля, Б) торфа, В) фосфоритов, Г) железной руды.

6. Какой народ преобладает в Центральной России? А) чуваши, Б) мордва, В) русские, Г) марийцы.

7. В состав, какого района входят республики: А) Центрального, Б) волго-Вятского, В) Центрально-Черноземного, Г) Северо-Западного.

8. В г. Ростове Ярославской области изготовляют: А) финифть, Б) деревянные игрушки, В) лаковые миниатюры, Г) глиняные игрушки.

9. Отраслями специализации Центральной России являются: А) рыболовство, Б) наукоемкое машиностроение, В) добыча нефти, Г) целлюлозно-бумажная.


Вариант -2.

  1. В состав Центрального района входит область: 1) Ярославская, 2) Ленинградская, 3) Мурманская, 4) Нижегородская.

  2. Ведущим фактором развития Центрального района является: 1) географическое положение, 2) наличие минеральных ресурсов, 3) благоприятный климат, 4) наличие лесных ресурсов.

  3. В структуре Центрального района ведущей отраслью является: 1) машиностроение, 2) деревообработка, 3) добыча топлива, 4) металлургия.

  4. Общей отраслью специализации Волго-Вятского и Центрального районов является: 1) машиностроение, 2) животноводство, 3) производство бумаги, 4) легкая промышленность.

  5. АПК Центрального и Северо-Западного района схожи в 1) развитии пригородного хозяйства, 2) развитии зернового хозяйства, 3) выращивании крупяных культур.

  6. Самая высокая доля горожан в 1) Центральном, 2) Волго-Вятском, 3) Северо-Западном, 4) Центрально-Черноземном районе.

  7. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются 1) Молдавия, 2) Грузия, 3) Украина, 4) Эстония.





  1. Соотнеси промыслы и центры:

А) хохлома 1) г.Ростов Ярославской обл.

Б) палехские лаковые миниатюры 2) с.Богородское

В) резьба по дереву 3) Хохлома

Г) финифть 4) с.Палех Ивановской обл.

9. Соотнеси промышленность и центр:

А) легкая 1)Калининград

Б) морские суда 2) Москва

В) локомотивы, вагоны 3) Воронеж

Г) самолеты 4) Иваново


Подведение итогов: на доске

  1. после презентации, во время групповой работы и объявление перед тестами

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

  1. после групповой работы, во время выполнения тестов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

  1. по итогам двух этапов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

3. оценки за тест и индивидуальные оценки вы узнаете на следующем уроке.

Во время урока заставки:

  1. Центральная Россия

  2. 2. работа по карточкам – программам

  1. тест

4. Домашнее задание: опережающее задание: «Москва – административный, культурный и научный центр России» - сообщения.

Конспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)
  • География
Описание:

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока на тему "Центральная Россия" (9класс).

Цель: Дать комплексную характеристику Центральной России.

Задачи:

1) Представить презентации экономических районов ЦР;

2) Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;

3) Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями географии ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея состоит в том, что новые задания не даются в готовом варианте. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свои собственные открытия. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Автор Гирная Антонина Федоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 3782
Номер материала 23795
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓