Главная / Технология / Конспект урока на тему "Отделка в изделии. Украшение передника в национальном костюме Тульской губернии. (Все учащиеся данной группы обучаются по допустимому варианту)

Конспект урока на тему "Отделка в изделии. Украшение передника в национальном костюме Тульской губернии. (Все учащиеся данной группы обучаются по допустимому варианту)

Цели  урока: Познакомить учащихся с историей передника (фартука) как элемента русского национального костюма, формировать практические умения и навыки по выполнению эскиза передника (фартука).

Задачи:

1.Образовательные:

- формировать практические умения и навыки по выполнению эскиза передника (фартука);

-расширить знания из истории Тульского края.

2.Развивающие:

-развивать связную устную речь, путем пересказа, устного высказывания, работы с рефератом, беседы по плану работы.

- развивать графические навыки путем выполнения эскиза;

- развивать эмоционально-образную память с помощью символического изображения;

-развивать координацию движения рук, мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, путем выполнения упражнений.

-совершенствовать фонетическое восприятие, музыкальный слух путем прослушивания музыкального произведения.

- анализировать и сравнивать свою работу с образцом, находить свои ошибки.

3.Воспитательные:

- формировать эстетический вкус, творческое воображение;

- формировать интерес к народному творчеству;

Наглядность:

-иллюстрации головных уборов, вышивок, манекены девичьего и женского национального костюма Тульского края.

Раздаточный материал:

-орфографический словарь, чертеж передника, ножницы, булавки, линейка, цветные карандаши, ластик. Различные виды отделки (тесьма, кружево, ленты).

ТСО:

- музыкальный центр, записи русской народной песни «Пряха» в разных аранжировках для сравнения звучания музыкальных инструментов.

Тип урока:

-комбинированный.

Формы работы:

-фронтальная, групповая.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи:

- чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, история отечества, математика, музыка;

Здоровьесберегающий компонент:

-музыкальная терапия, физкультминутка.













Ход урока.

1. Организационный момент.

приветствие, проверка отсутствующих, готовность класса к уроку. Настрой на рабочий лад и проговариваем поговорку хором «Терпение и труд – все перетрут»

2.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: « Отделка в изделии. Украшение передника в национальном костюме Тульской губернии».

Учитель:

На уроке вспомним исторические сведения о Тульском крае, повторим теоретический материал по теме «Отделка», выполним эскиз передника с элементами украшения, прослушаем русскую народную песню в различных аранжировках и выполним практическую работу по украшению передника.

3. Повторение пройденного материала.

Учитель:

- Тема урока связана с историей Тульского края. Давайте повторим исторические сведения.

1.В каком году было первое упоминание о Туле?

Ответ: Первое упоминание о Туле было в летописи в 1146 году

2. Что такое летопись?

Ответ: Летопись-это исторический документ, где события записаны по датам.

3.Что такое губерния?

Ответ: Губерния – это земельная территория.

4. Давайте поговорим о русском национальном костюме.

Что являлось основой русского костюма?

Ответ: Основой русского национального костюма являлась рубаха с рукавами.

5. Из каких тканей шили рубахи?

Ответ: Рубаха шилась из лучшего домотканого полотна льна или конопляных волокон.

6.Как отличить девичий костюм от женского костюма?

Ответ: Девичий костюм отличить можно от женского костюма по головному убору и по прическе.

7.Перед вами иллюстрации головных уборов. Составьте короткий рассказ о головных уборах ,используя материалы реферата на тему « Тульский национальный костюм Тульской губернии»

Ответ: « Головные уборы были различны для девушек и замужних женщин. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Девушки на выданье носили налобные повязки, венцы, ленты украшали вышивкой, тесьмой, бисером, блестками. Девушки могли ходить с открытой головой. Замужние женщины прятали волосы под маленькую шапочку – повойник. Повойник носили в будни. А в праздник кокошник. И только потом надевали кику или сороку и повязывали платок. Девушки носили одну косу и вплетали накосник, женщины носили 2 косы, которые завязывали на затылке в узел и прятали в головной убор».

8.Как украшали одежду?

Ответ: Одежду украшали вышивкой, кружевом, лентами.

9. Перед вами иллюстрации вышивки. Составьте короткий рассказ о вышивке, используя материалы реферата на тему « Тульский национальный костюм Тульской губернии».

. Ответ: « Вышивка не только украшала, но и играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения. Ворот, подол, рукава – это все отверстия рубашки, чтобы защититься от «нечисти» эти места покрывали вышивкой.

Родился ребенок. Первую рубашку украшали вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая, светлая дорога, по которой должен идти ребенок.

Элементы вышивки имеют символическое значение.

Елочка - желать благополучной и счастливой жизни.

Цветы, растительность – символ богатства.

Звери, птицы, рыбы – символ богатого, крепкого хозяйства.

Женская фигура – символ плодородия.

Информация о минувшей жизни читалась на подоле, свои желания и мечты женщина выражала в орнаменте ближе к поясу, как бы приближая к сердцу».

4.Словарная работа. Постановка проблемной ситуации.

Таня произнесла « девичий костюм». Поставила ударение в слове девичий на второй слог. Если мы не знаем, как правильно произнести слово, что нужно сделать?

Ответ: « Если мы не знаем, как правильно писать или произносить слово, нужно посмотреть в словаре или в интернете».

Раздаю орфографические словари. Учащиеся находят нужное слово. Записываем это слово в словарь тетради и проговариваем индивидуально и все вместе.

5.Сообщение познавательных сведений.

Учитель:

Передник, или как сейчас называют фартук, – одна из основных частей традиционного русского костюма. Его называли еще « запон», «занавеска», «нагрудник», «фартук» - это все названия одного и того же предмета.

Фасоны передника были разнообразны: на бретелях, туникообразные, на поясе. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

Шили его из льняных и конопляных тканей.  Передник был белого цвета, т.к. белый цвет олицетворяет чистоту. Ведущими цветовыми тонами были: белый, красный и синий. Красный цвет был самый любимый, он наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.

 Повседневная или будничная одежда была простой и ее практически не украшали, в отличие от праздничной и обрядовой, однако девушки имели право носить нарядную одежду. Они должны были «красоваться», поэтому рубахи, передник украшали вышивкой, лентами, кружевом, тесьмой.

Предлагаю вам стать художниками-модельерами и выполнить эскиз передника.

Эскиз – это рисунок, выполненный от руки. Запишем это слово в словарь. Проговариваем индивидуально и все вместе. Прежде чем вы приступите работе над эскизом вам необходимо выбрать вид отделки. Подойдите к образцам и выберите 3 вида отделок.

6. Упражнения по развитию моторики.

Вы немного подвигались, размяли свои пальчики, когда выбирали вид отделки, теперь выполним упражнения:

1. «Кулачки»

2.Упражнения с бусинками.

7.Практическая работа по выполнению эскиза.

Раздаю основу чертежа передника. Повторяю задание. Пока учащиеся выполняют эскиз передника, звучит музыка. ( Народная песня « Пряха»). Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполнения работы.

8. Физкультминутка.

Упражнение : ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая горизонтальную поверхность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (изображение волны руками)
Надевали шляпки (руками в повторяют форму головы)


9.Техника безопасности.

Прежде чем приступить к практической работе повторим технику безопасности.

Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте и скажите о каком рабочим инструменте идет речь.

Острый нос, стальное ушко,
В ушке – ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла,
Нашей бабушке …
(Ответ: игла).

(Повторяем технику безопасности по опорным сигналам);

Вторая загадка.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ответ: ножницы)

( Повторяем технику безопасности по опорным сигналам);

10. Практическая работа. Текущий инструктаж.

Перед вами инструкционная карта. По этой карте нужно выполнить эскиз передника. Прочитайте ее.

Учащейся, обучающейся по допустимому варианту, учитель читает инструкционную карту

Что вам непонятно?

Разбираем последовательность выполнения работы.

Практическая работа по инструкционной карте. « Инструкционная карта прилагается».

Во время работы звучит песня « Пряха» в другой аранжировке.

11. Подведение итогов. Беседа по вопросам.

12. Оценка знаний.

Учитель выставляет оценки учащимся в журнал и дневники. Дает оценку работы всего класса.







Конспект урока на тему "Отделка в изделии. Украшение передника в национальном костюме Тульской губернии. (Все учащиеся данной группы обучаются по допустимому варианту)
  • Технология
Описание:

Цели  урока: Познакомить учащихся с историей передника (фартука) как элемента русского национального   костюма, формировать практические умения и навыки по выполнению эскиза передника (фартука).

Задачи:

1.Образовательные:

   - формировать  практические умения и навыки по выполнению эскиза передника (фартука);   

    -расширить знания из истории Тульского края.

  2.Развивающие:

             -развивать связную устную речь, путем пересказа, устного высказывания, работы с рефератом, беседы по плану работы.

   - развивать графические навыки  путем выполнения эскиза;

   - развивать эмоционально-образную память с помощью символического изображения;

             -развивать координацию движения рук, мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, путем выполнения упражнений.

  -совершенствовать фонетическое восприятие, музыкальный слух путем прослушивания музыкального произведения.

- анализировать и сравнивать свою работу с образцом, находить свои ошибки.

3.Воспитательные:

  - формировать эстетический вкус, творческое воображение;

  - формировать интерес к народному творчеству;

Наглядность: 

-иллюстрации головных уборов, вышивок, манекены девичьего и женского   национального костюма Тульского края.

 Раздаточный материал:

-орфографический словарь,  чертеж передника,  ножницы,  булавки, линейка,  цветные карандаши, ластик.   Различные виды отделки (тесьма, кружево, ленты).

ТСО:  

-  музыкальный центр, записи  русской народной песни «Пряха» в разных аранжировках  для сравнения звучания музыкальных инструментов.

Тип урока:

-комбинированный.

Формы работы:

-фронтальная, групповая.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи:

- чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, история  отечества, математика, музыка;

Здоровьесберегающий  компонент:

-музыкальная терапия, физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

приветствие, проверка отсутствующих, готовность класса к уроку. Настрой на рабочий лад и проговариваем поговорку хором «Терпение и труд – все перетрут»

2.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: « Отделка в изделии. Украшение передника в национальном костюме Тульской губернии».

Учитель:

На уроке вспомним  исторические сведения о Тульском крае, повторим теоретический материал по теме «Отделка», выполним эскиз передника с элементами украшения, прослушаем русскую народную песню в различных аранжировках и выполним практическую работу по украшению передника.

3. Повторение пройденного материала.

Учитель:

- Тема урока связана с историей Тульского края. Давайте повторим исторические сведения.

1.В каком году было первое упоминание о Туле?

Ответ: Первое упоминание о Туле было в летописи в 1146 году

2. Что такое  летопись?

Ответ:  Летопись-это исторический документ, где события записаны по датам.

3.Что такое губерния?

Ответ: Губерния – это земельная территория.

4. Давайте  поговорим  о русском национальном костюме.

 Что являлось основой русского костюма?

ОтветОсновой русского национального костюма являлась рубаха с рукавами.

5. Из каких тканей шили рубахи?

Ответ: Рубаха шилась из лучшего домотканого полотна льна или конопляных волокон.

6.Как отличить девичий костюм от женского костюма?

Ответ: Девичий костюм отличить можно от женского костюма по головному убору и по прическе.

7.Перед вами иллюстрации головных уборов. Составьте короткий рассказ о головных уборах ,используя материалы реферата на тему « Тульский национальный костюм Тульской губернии»

Ответ: « Головные уборы были различны для девушек и замужних женщин.  Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Девушки на выданье носили налобные повязки, венцы, ленты украшали вышивкой, тесьмой, бисером, блестками. Девушки могли ходить с открытой головой.  Замужние женщины прятали волосы под маленькую шапочку – повойник. Повойник носили в будни. А в праздник кокошник. И только потом надевали кику или сороку и повязывали платок. Девушки носили одну косу и вплетали накосник,  женщины носили 2 косы, которые завязывали на затылке в узел и прятали в головной убор».

8.Как украшали одежду?

Ответ: Одежду украшали вышивкой, кружевом, лентами.

9. Перед вами иллюстрации вышивки. Составьте короткий рассказ о вышивке, используя материалы реферата на тему « Тульский национальный костюм Тульской губернии».

. Ответ: « Вышивка не только украшала, но и играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения.  Ворот, подол, рукава – это все отверстия рубашки, чтобы защититься от «нечисти»  эти места покрывали вышивкой.

Родился ребенок. Первую рубашку украшали вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая, светлая дорога, по которой должен идти ребенок.

Элементы вышивки имеют символическое значение.

Елочка - желать благополучной и счастливой жизни.

Цветы, растительность – символ богатства.

Звери, птицы, рыбы – символ богатого, крепкого хозяйства.

Женская фигура – символ плодородия.

Информация о минувшей жизни читалась на подоле, свои желания и мечты женщина выражала в орнаменте ближе к поясу, как бы приближая к сердцу».

4.Словарная работа. Постановка проблемной ситуации.

Таня произнесла « девичий костюм». Поставила ударение в слове девичий на второй слог. Если мы не знаем, как правильно произнести слово, что нужно сделать?

Ответ: « Если мы не знаем, как правильно писать или произносить слово, нужно посмотреть в словаре или в интернете».

Раздаю орфографические словари. Учащиеся находят нужное слово. Записываем это слово в словарь тетради и проговариваем индивидуально и все вместе.

5.Сообщение познавательных сведений.

Учитель:

Передник, или как сейчас называют фартук, – одна из основных частей традиционного русского костюма. Его называли еще « запон», «занавеска», «нагрудник», «фартук» - это все названия одного и того же предмета.

Фасоны передника были разнообразны: на бретелях, туникообразные, на поясе. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

Шили его из льняных и конопляных тканей.  Передник был белого цвета, т.к. белый цвет олицетворяет чистоту. Ведущими цветовыми тонами были: белый, красный и синий. Красный цвет был самый любимый, он  наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.

 Повседневная или  будничная  одежда была простой и ее практически  не украшали, в отличие от праздничной и обрядовой, однако девушки имели право носить нарядную одежду. Они должны были  «красоваться», поэтому рубахи, передник украшали вышивкой, лентами, кружевом, тесьмой.

Предлагаю вам стать художниками-модельерами и выполнить эскиз передника.

Эскиз – это рисунок, выполненный от руки. Запишем это слово в словарь. Проговариваем индивидуально и все вместе. Прежде чем вы приступите работе над эскизом вам необходимо выбрать вид отделки. Подойдите к образцам и выберите  3 вида отделок.

6. Упражнения по развитию моторики.

Вы немного подвигались, размяли свои пальчики, когда выбирали вид отделки, теперь выполним упражнения:

1. «Кулачки» 

2.Упражнения с бусинками.

7.Практическая работа по выполнению эскиза.

Раздаю основу чертежа передника. Повторяю задание. Пока учащиеся выполняют эскиз передника, звучит музыка. ( Народная песня « Пряха»). Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполнения работы.

8. Физкультминутка.

Упражнение : ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая горизонтальную поверхность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (изображение волны руками)
Надевали шляпки (руками в повторяют форму головы)

 

9.Техника безопасности.

Прежде чем приступить к практической работе повторим технику безопасности.

Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте и скажите о каком рабочим инструменте идет речь.

 Острый нос, стальное ушко,
В ушке – ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла,
Нашей бабушке … (Ответ: игла).

(Повторяем технику безопасности по опорным сигналам);

Вторая загадка.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами,  дети:
Можем больно наказать! (Ответ: ножницы)

( Повторяем  технику безопасности по опорным сигналам);

10. Практическая работа. Текущий инструктаж.

Перед вами инструкционная карта. По этой карте нужно выполнить эскиз передника.  Прочитайте ее.

 Учащейся, обучающейся по допустимому варианту, учитель читает инструкционную карту

Что вам непонятно?

 Разбираем последовательность выполнения работы.

Практическая работа по инструкционной карте.  « Инструкционная карта прилагается».

 Во время работы звучит песня « Пряха» в другой аранжировке.

 11. Подведение итогов. Беседа по вопросам.

 12. Оценка знаний.

          Учитель выставляет оценки учащимся в журнал и дневники. Дает оценку работы всего      класса.

 

 

 

Автор Косова Лия Павловна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 848
Номер материала 5013
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓