Главная / Биология / Конспект урока на тему Общая характеристика Типа моллюски.(7 класс)

Конспект урока на тему Общая характеристика Типа моллюски.(7 класс)

Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 г Москвы Криулина И.В.

Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.

  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  1. Воспитательные:

  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

  1. Развивающие:

  1. Умение применять информационные технологии.

  2. Умение сравнить биологические объекты.

  3. Умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Карточки – задания (на каждую парту):

  1. Обозначь части тела моллюсков”

  2. Распредели моллюсков по классам”

  3. Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков”

  4. Конспекты для учащихся

  • Раздаточный материал:

Поделки из моллюсков

бусы, броши и т.д. из жемчуга;

перламутровые пуговицы;

Этапы урока.

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Общее закрепление знаний.

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?

-Правильно—Это ракушки.

-А каким животным они принадлежат?

Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.

III. Изучение нового материала.

Общие черты типа.

Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Среда обитания

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м

Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

Внешнее строение моллюсков

Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.

  2. Туловище.

  3. Нога.

  4. Мантия (мантийная полость)

  5. Раковина.

Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск

Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

  • д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

  • в) сосчитайте число оборотов раковины;

  • г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

  1. Форма.

  2. Окраска.

  3. Наличие годичных колец на раковине.

  4. Наличие оборотов на раковине.

  5. Прочность раковины.

  6. Значение раковины.

  7. Внутреннее строение.

Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце

Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами

Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.

Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.

Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам

Закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”

Значение моллюсков в жизни человека.

IV. Общее закрепление материала.

Тест – тренажёр

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

 VII. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.



Конспект урока на тему Общая характеристика Типа моллюски.(7 класс)
  • Биология
Описание:

 

Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 г Москвы Криулина И.В.

 

Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.

 

Цели урока:

 

  1. Образовательные:

 

1.     Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.

 

2.     Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

 

  1. Воспитательные:

 

1.     Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

 

2.     Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

 

  1. Развивающие:

 

1.     Умение применять информационные технологии.

 

2.     Умение сравнить биологические объекты.

 

3.     Умение наблюдать, делать выводы.

 

Оборудование:

 

  • Презентация “Тип Моллюски”

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Карточки – задания (на каждую парту):

 

1.     “Обозначь части тела моллюсков”

 

2.     “Распредели моллюсков по классам”

 

3.     “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков”

 

4.     Конспекты для учащихся

 

  • Раздаточный материал:

    Поделки из моллюсков

    бусы, броши и т.д. из жемчуга;

    перламутровые пуговицы;

    Этапы урока.

 

1.     Организационная часть.

 

2.     Актуализация знаний.

 

3.     Изучение нового материала.

 

4.     Общее закрепление знаний.

 

5.     Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

6.     Домашнее задание.

 

Ход урока

 

I Организационная часть.

 

  • Проверка  готовности учащихся к уроку.

  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

    II. Актуализация знаний.

    Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?

    -Правильно—Это ракушки.

    -А каким животным они принадлежат?

    Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.

    III. Изучение нового материала.

    Общие черты типа.

 

Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.

 

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

 

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

 

Среда обитания

 

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м

 

 Движение моллюсков.

 

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

 

 Внешнее строение моллюсков

 

Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.

 

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

 

1.     Голова.

 

2.     Туловище.

 

3.     Нога.

 

4.     Мантия (мантийная полость)

 

5.     Раковина.

 

Определите симметрию тела моллюсков.

 

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

 

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

 

 Поэтапное закрепление материала.

 

Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”

 

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск

 

 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

 

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

 

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

 

Задание:

 

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

 

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

  • д) попробуйте определить прочность раковины.

    2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

 

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

  • в) сосчитайте число оборотов раковины;

  • г) попробуйте определить прочность раковины.

    3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

 

1.     Форма.

 

2.     Окраска.

 

3.     Наличие годичных колец на раковине.

 

4.     Наличие оборотов на раковине.

 

5.     Прочность раковины.

 

6.     Значение раковины.

 

7.      Внутреннее строение.

 

Пищеварительная система.

 

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

 

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

 

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

 

Кровеносная система.

 

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце

 

Дыхательная система.

 

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами

 

Выделительная система.

 

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.

 

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.

 

Органы чувств.

 

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.

 

Размножение.

 

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

 

Брюхоногие – гермафродиты.

 

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

 

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

 

Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам

 

Закрепление материала.

 

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”

 

Значение моллюсков в жизни человека.

 

IV. Общее закрепление материала.

 

Тест – тренажёр

 

V. Рефлексия. Итоги урока.

 

  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

    VI. Выставление оценок.

     VII. Домашнее задание.

 

1.     Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.

 

 

 

Автор Криулина Ирина Вячеславовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3721
Номер материала 4915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓