Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему: «Обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»

Конспект урока на тему: «Обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»

Название документа Словосочетание 5 кл открытый урок.ppt

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Знания подобны мёду: собираются по капле
Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит бол...
Интеллектуальная разминка А). Что лишнее? 1. У земли 2. Возле сада 3. Пушисты...
Интеллектуальная разминка Б). Сделайте обобщение. Капли дождя, разноцветная р...
Интеллектуальная разминка В). Составьте логическую цепочку (что пропущено) Бу...
Цель урока: Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Словосочета...
Правила поведения: 1.Поднимать руку 2.Говорить чётко 3.Не перебивать Покупате...
Задание №1 Указать главное и зависимое слова, поставить вопрос. В голубом неб...
Задание №2 Мини - тест Ответы: Вариант № 1 1 в; 2 а,б; 3 в,д; 4 б. Вариант № ...
Задание №3 Работа с перфокартами 1 столбик Согласование 2,5,10 2 столбик Упра...
Физминутка
Почему не словосочетания? посреди двора девочки и мальчики дети играют
Выписать словосочетания Лес ослепительно сверкал в лучах солнца. 1.Сверкал ос...
Синонимичные словосочетания Жизнь школы, варенье из малины, грибной суп, хвос...
Домашнее задание
Рефлексия
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Описание слайда:

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

№ слайда 2 Знания подобны мёду: собираются по капле
Описание слайда:

Знания подобны мёду: собираются по капле

№ слайда 3 Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит более
Описание слайда:

Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. (Словарь С.И.Ожегова)

№ слайда 4 Интеллектуальная разминка А). Что лишнее? 1. У земли 2. Возле сада 3. Пушистый с
Описание слайда:

Интеллектуальная разминка А). Что лишнее? 1. У земли 2. Возле сада 3. Пушистый снег 4. Перед домом

№ слайда 5 Интеллектуальная разминка Б). Сделайте обобщение. Капли дождя, разноцветная раду
Описание слайда:

Интеллектуальная разминка Б). Сделайте обобщение. Капли дождя, разноцветная радуга, громко стучит – это словосочетание

№ слайда 6 Интеллектуальная разминка В). Составьте логическую цепочку (что пропущено) Буква
Описание слайда:

Интеллектуальная разминка В). Составьте логическую цепочку (что пропущено) Буква, слово, словосочетание, предложение, текст

№ слайда 7 Цель урока: Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Словосочетание
Описание слайда:

Цель урока: Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Словосочетание».

№ слайда 8 Правила поведения: 1.Поднимать руку 2.Говорить чётко 3.Не перебивать Покупателем
Описание слайда:

Правила поведения: 1.Поднимать руку 2.Говорить чётко 3.Не перебивать Покупателем становится тот, кто больше наберет баллов. А теперь аукцион, Подведет итоги он. Тот, кто больше знает, Тот пятёрки получает.  

№ слайда 9 Задание №1 Указать главное и зависимое слова, поставить вопрос. В голубом небе в
Описание слайда:

Задание №1 Указать главное и зависимое слова, поставить вопрос. В голубом небе веет свежестью признаки осени птичьи голоса скоро услышишь запах травы 0 ошибок-5;1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2; 4 ошибки -0

№ слайда 10 Задание №2 Мини - тест Ответы: Вариант № 1 1 в; 2 а,б; 3 в,д; 4 б. Вариант № 2 1
Описание слайда:

Задание №2 Мини - тест Ответы: Вариант № 1 1 в; 2 а,б; 3 в,д; 4 б. Вариант № 2 1 в; 2 а,б; 3 в,д; 4 б. 0 ошибок-5;1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2; 4 ошибки -0

№ слайда 11 Задание №3 Работа с перфокартами 1 столбик Согласование 2,5,10 2 столбик Управле
Описание слайда:

Задание №3 Работа с перфокартами 1 столбик Согласование 2,5,10 2 столбик Управление 1,3,6,7,9,12 3 столбик Примыкание 4,8,11 Оцени 0 ошибок-5;1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2; 4 ошибки -0

№ слайда 12 Физминутка
Описание слайда:

Физминутка

№ слайда 13 Почему не словосочетания? посреди двора девочки и мальчики дети играют
Описание слайда:

Почему не словосочетания? посреди двора девочки и мальчики дети играют

№ слайда 14 Выписать словосочетания Лес ослепительно сверкал в лучах солнца. 1.Сверкал ослеп
Описание слайда:

Выписать словосочетания Лес ослепительно сверкал в лучах солнца. 1.Сверкал ослепительно 2. Сверкал в лучах 3. В лучах солнца. Оцени 0 ошибок-5;1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2; 4 ошибки -0

№ слайда 15 Синонимичные словосочетания Жизнь школы, варенье из малины, грибной суп, хвост л
Описание слайда:

Синонимичные словосочетания Жизнь школы, варенье из малины, грибной суп, хвост лисы, стеклянная дверь, забор из дерева, еловые шишки. Оцени 0 ошибок-5;1 ошибка – 4; 2 ошибки –3; 3 ошибки – 2; 4 ошибки -0

№ слайда 16 Домашнее задание
Описание слайда:

Домашнее задание

№ слайда 17 Рефлексия
Описание слайда:

Рефлексия

№ слайда 18
Описание слайда:

Название документа аннотация к уроку.docx

Аннотация к уроку русского языка

«Обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»


Тема урока повторения и обобщения по теме «Словосочетание» в 5 классе с использованием игровых технологий. С помощью данной технологии решались задачи, поставленные перед уроком.

Образовательные (предметные): повторение и обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»; выявление затруднений по теме для дальнейшей индивидуальной работы; формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие (метапредметные): сотрудничество учителя с классом; выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи; осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

Воспитывающие (личностные): воспитание культуры учебного труда; повышение мотивации учебного труда за счет игровой формы работы; обучение умению «слушая, слышать»; формирование чувства здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Урок предназначен для учителей русского языка и литературы.




Название документа информационная карта урока.docx



Информационная карта урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Словосочетание»


Тип урока: обобщение, деловая игра: урок-аукцион


Задачи по обучению, развитию и воспитанию

Предметные УУД (Образовательные)

1.Повторение и обобщение изученного материала.

2.Формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля.


Метапредметные УУД (Развивающие)

1.Коммуникативные

  • Сотрудничество учителя с классом;

  • Выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи.

2.Регулятивные

  • Создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

Личностные УУД (Воспитательные)

1.Воспитывать культуру учебного труда.

2.Повысить мотивацию учебного труда за счет игровой формы работы.

3.Научить умению «слушая, слышать»

4.Способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды

Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методический инструментарий.

Результат.

1. Организационный момент.

Психологический настрой

2. Постановка темы и задач урока.

1) интеллектуальная разминка

2) тема и задачи урока

3. Актуализация опорных знаний.

1) аукцион

4. Закрепление

1) мини-тест

2) работа с перфокартами

3) работа с учебником

6. Домашнее задание.

7. Итог урока. Выставление оценок.

8.Рефлексия деятельности.

Технологии:

Здоровьесберегающие, технология использования игровых методов, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативные, приемы технологии критического мышления

Методы:

Модельный метод обучения – деловая игра

по характеру познавательной деятельности:

репродуктивный

частично-поисковый

по виду источника знаний:

словесно-наглядно-практический

Средства:

Презентация, письменные и устные упражнения, тесты, перфокарты, учебник, словарь, кластер.

Интеллектуальные: анализ, выводы.

Формы:

парная, фронтальная, самостоятельная

Учащиеся должны уметь:

Определять главное и зависимое слово; ставить вопрос от главного к зависимому; определять виды с/с по строению, видам подчинительной связи; вычленять с/с из предложения; производить их синтаксический разбор



Название документа план урока 5 кл рус яз.docx

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Словосочетание».


Задачи:
учебные: обобщение пройденного материала; контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся.
воспитательные: повысить мотивацию учащихся на уроке за счет игровой формы работы; научить умению «слушая, слышать»; способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды; продолжить работу над повышением грамотности устной речи;
развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли.


Оборудование: интерактивная доска, жетоны, молоток, мультимедийное оборудование, презентация, портрет для аукциона, карточки для выставления отметок, перфокарты, музыкальное сопровождение для физминутки.

План урока:

  1. Организационный момент

*психологический настрой

*задачи урока;

*правила проведения аукциона.

2. Аукцион

*повторение теоретического материала;

*применение знаний на практике.

3. Домашнее задание.

4. Подведение итогов.

5.Рефлексия.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте наш урок начнем с приветствия: возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбнитесь нашим гостям! Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Как вы думаете почему?

- Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться… Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний. Оценки за выполненные задания будем выставить в эти таблички.


  1. Постановка целей и задач урока


  1. Интеллектуальная разминка



Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок-аукцион.

Что такое аукцион? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова

Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Что будет выставлено на продажу, попробуйте догадаться, выполнив задания.

А). Что лишнее?

1. У земли 2. Возле сада 3. Пушистый снег 4. Перед домом

Б). Сделайте обобщение.

Капли дождя, разноцветная радуга, громко стучит – это словосочетания

В). Составьте логическую цепочку (что пропущено)

Буква, слово, ……, предложение, текст



  1. Формулирование целей и задач урока

Учитель: Итак, что же будет выставлено сегодня на аукционе?

Дети: Словосочетание

Учитель: Откроем тетради и запишем число и тему урока

Чтобы торги состоялись, необходимы правила поведения:

  1. Поднимать руку

  2. Говорить чётко

  3. Не перебивать

Покупателем становится тот, кто больше наберет жетонов.

  1. Актуализация опорных знаний и творческое их использование

  1. Аукцион

Учитель: А теперь аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот пятёрки получает.



Сегодня на торги выставляется знаменитая картина неизвестного художника. Перед вами портрет очаровашки «Словосочетание».

Учитель: Что такое словосочетание?

Дети: Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

Учитель: Что значит грамматическая связь

Дети: Грамматическая связь выражается с помощью окончания или окончания и предлога.

Учитель: Из каких слов состоит с/с

Дети: Словосочетание состоит из главного и зависимых слов.

Учитель: Как обозначается главное слово

Дети:Главное слово обозначается «Х».

Задание №1 Указать главное и зависимое слова, поставить вопрос.

В голубом небе, веет свежестью, признаки осени, птичьи голоса, скоро услышишь, запах травы.



Учитель: Какой же вывод можно сделать?

Ученик: Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто здесь кто – нам без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда наоборот.

Запомни как основу.

Учитель: Что знаем о строении словосочетания?

Дети: именные (главное слово – имя существительное, прилагательное, числительное).

глагольные (главное слово – глагол).

наречные (главное слово – наречие).


Задание №2 Мини-тест

Вариант 1

  1. Какое словосочетание является глагольным?

  1. Весёлый ветер

Б. Полёт шмеля

В. Изучать математику

Г. Стремление к знаниям


2. Укажите именные словосочетания

А. Устный счёт

Б. Участие в соревнованиях

В. Участвовать в игре

Г. Чествовать победителя

Д. Шёл по дороге


3. Укажите наречные словосочетания

А. Тёплый ветер

Б. Сражались отчаянно

В. Очень тихо

Г. Собирать крыжовник

Д. Сильно ярко


4. Найдите словосочетание

А. Таня читала

Б. Пошёл за малиной

В. Рябина и клён

Г. Позвонил и пригласил


Вариант 2

  1. Какое словосочетание является глагольным?

А. Последний урок

Б. Просьба бабушки

В. Идти по мосту

Г. Мост через реку



  1. Укажите именные словосочетания

А. Гигантский завод

Б. Осень в парке

В. Сверкнуть на солнце

Г. Благодарить товарища

Д. Работать на поле


  1. Укажите наречные словосочетания


А. Ушли далеко

Б. Звонкий смех

В. Очень интересно

Г. Июльский день

Д. Сильно громко


4. Найдите словосочетание

А. Заглянул и увидел

Б. Написал рассказ

В. Через реку

Г. Ребята переглянулись

Ответы: вариант 1 -


Ответы: Проверка: на слайде 0 ошибок -5,

1ошибка – 4, 2 ошибки -3 Оценки поставьте в таблицу.


Учитель: Что вам известно о видах подчинительной связи?

Дети:

  1. В русском языке 3 вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

  2. Согласование – такой способ подчинительной связи, в котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово.

  3. Управление – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном числе, роде, падеже.

  4. Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слова связываются по смыслу.

  5. Зависимыми словами в примыкании выступают наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие.

  6. Зависимыми словами в управлении выступают существительное, местоимение.

  7. Зависимыми словами в согласовании выступают прилагательное, местоимение, числительное.

Задание №3

Распределить с/с по видам подчинительной связи (работа с перфокартами):

  1. Песни соловья

  2. Росистая тропинка

  3. Дочитать до конца

  4. Идти тихо

  5. Счастливое детство

  6. Выжигать по дереву

  7. Подарил на память

  8. Касался бережно

  9. Встреча зимы

10 Серебристая роса

11 Очень внимательно

12 Свет зари

Проверка: на слайде 0 ошибок -5, 1ошибка – 4, 2 ошибки -3

Оценки поставьте в таблицу.

Вывод:

Учитель: Назовите виды подчинительной связи в словосочетании

Учитель: Как мы определяем вид?

Физминутка!


Учитель: Расскажу я вам, друзья, историю, которая произошла с пятиклассницей Людой.

Начали они изучать с/с. Учительница задала задание выписать с/с. Девочка аккуратно выполнила это задание, но Светлана Ивановна (так звали учительницу) вычеркнула вот эти примеры:

посреди двора, девочки и мальчики, дети играют.

Как вы думаете почему?

Дети:

  1. Слово с предлогом, 2 –однородные члены предложения, 3 – грамматическая основа - словосочетанием не являются

Задание №4

Учитель: Откройте учебники на странице 388. Упражнения 387, из 5 предложения выписать все с/с.

Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.

Сверкал ослепительно, сверкал в лучах, в лучах солнца.

?На какой вид отсутствует словосочетание. Образуйте с/с, подставив слово.


Вывод:

Проверка: на слайде 0 ошибок -5, 1ошибка – 4, 2 ошибки -3


Оценки поставьте в таблицу.


Учитель: О чем ещё не вспомнили?

Дети: синонимичные с/с

Для обогащения речи, её образности используют синонимичные словосочетания.

Учитель: Какие виды ИВС образуются с помощью с/с?

Дети: Эпитеты, метафоры

Задание 5 В упр.387, 388 найдите примеры эпитетов, метафоры


Учитель: Я читаю вам словосочетания, а вы записываете синонимичное.

Школьная жизнь – жизнь школы, малиновое варенье – варенье из малины,

суп из грибов – грибной суп, лисий хвост – хвост лисы, дверь из стекла – стеклянная дверь, деревянный забор – забор из дерева, шишки ели – еловые шишки.


  1. Домашнее задание

Напишите сочинение о зиме. Перед вами картинка, подберите с/с на тему «Зима»





  1. Подведение итогов

Кластер: с/с, виды по строению, виды подчинительной связи, синонимичные с/с.

Вы трудились как пчёлки. Заслужили поощрение. Это оценка за урок. Оценки Общее количество баллов. Так кто же у нас выиграл аукцион?



  1. Рефлексия выберите смайлик, соответствующий вашему настроению

  2. Мы трудились сегодня, как пчёлки. Получили вы удовлетворение от работы? Покажите своё настроение. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.



Маёрова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

с.Плешаново, Красногвардейского района Оренбургской области

8


Название документа технологическая карта урока.docx


Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе «Повторение и обобщение по теме «Словосочетание»


Этапы урока

Задачи этапа

Методы и средства, приёмы, организационная форма

Деятельность

Результат взаимодействия

учителя

ученика

1.Организационный

Подготовить обучающихся к работе на уроке, настроить детей на плодотворную совместную деятельность.

Словесный,


Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует внимание,

Проверяют свою готовность к уроку

Полная готовность к работе, быстрое включение, кратковременность.

2. Постановка темы и задач урока


Организовать и целенаправить познавательную деятельность каждого ученика через собственное осмысление темы и задач урока.

Словесный,

беседа, девиз

создание проблемной ситуации, интеллектуальная разминка

Задает вопросы,

предлагает девиз урока.


Отвечают и формулируют тему и задачи урока.

Активность познавательной деятельности на последующих этапах. Установка на активную работу.

4. Актуализация опорных знаний:

проверка теории


Повторение, проверка усвоения и корректировка знаний по теме «Словосочетание»

словесно-наглядный, фронтальная,

словарь

Проводит аукцион. Задает вопросы, раздаёт жетоны


Отвечают на вопросы, получают жетоны

Активизация в памяти обучающихся основных теоретических фактов, необходимых для работы на уроке.

5. Творческое использование сформированных умений и навыков

(закрепление)

Закрепить умение выполнять задания по теме:

А). Определять главное и зависимое слова

Б). Группы словосочетаний по строению

В). Виды подчинительной связи

Г). Выбирать словосочетания из предложения

Формировать и закрепить умение их различать.

словесно-наглядно-практический

репродуктивный

упражнения

индивидуальная, мини-тест, работа с перфокартами, дифференцированные задания, учебник

Предъявляет задание. Организует и корректирует работу учащихся, предлагает критерии оценки работы.

Выполняют самостоятельно тест.

Самопроверка Взаимопроверка, работа по учебнику


Умение учащихся выполнять различные упражнения по степени сложности

6. Динамическая пауза (Физминутка)

Упражнения для профилактики заболеваний

Презентация, упражнения

Предлагает упражнения

Выполняют действия

Чередование умственной деятельности с физ.упражнениями.

7. Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъясните методику его выполнения.

словесно-наглядный

фронтальная, работа по картине

Знакомит с содержанием и технологией выполнения д/з, проверяет понимание.

Слушают, записывают, уточняют способы работы и её объём.

Записано д/з и понята детьми технология его выполнения.

8. Итог урока

Подвести итоги урока.

Оценить работу учащихся.

словесный

кластер

фронтальная

Задает вопросы.

Отвечая на вопросы, составляют кластер, анализируют свою работу на уроке.

Приведение знаний в определённую систему

9.Рефлексия деятельности

Смайлик


Проанализировать свою деятельность на уроке

Рисуют смайлик, отображая своё настроение

Положительные отзывы детей.


Конспект урока на тему: «Обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 Тема  урока повторения и обобщения по теме «Словосочетание» в 5 классе с использованием игровых технологий. С помощью данной технологии решались задачи, поставленные перед уроком.

Образовательные (предметные):  повторение и обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»; выявление затруднений по теме для дальнейшей индивидуальной работы; формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля.                    

Развивающие (метапредметные): сотрудничество учителя с классом; выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи; осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

 

          Воспитывающие (личностные): воспитание культуры учебного труда; повышение мотивации учебного труда за счет игровой формы работы; обучение умению «слушая, слышать»; формирование чувства здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Автор Маёрова Татьяна Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 812
Номер материала 52736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓