Главная / Музыка / Конспект урока на ТЕМУ: «Можем ли мы увидеть музыку». 5 класс

Конспект урока на ТЕМУ: «Можем ли мы увидеть музыку». 5 класс


ТЕМА: «Можем ли мы увидеть музыку».


Название урока: «Образ матери в искусстве», 5 класс.


Тип урока: углубление и закрепление знаний.


Форма урока: Урок-размышление.


Музыкальный материал:

1. Ф. Шуберт «Ave Maria».

2. муз. и сл. Азаматова-Бас «Моей милой маме».

3. дидактическая песенка «Ворон».


ЗАДАЧИ:


образовательные:


  1. Познакомить учащихся с австрийским композитором Ф. Шубертом и его произведением «Ave Maria».

  2. Рассмотреть картину итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

  3. Учить различать характер и настроение музыкального произведения.

  4. Тренировать умение учащихся давать полные ответы.

  5. Закрепить работу над песней, добиваться выразительности исполнения, обратить внимание на дикцию.


развивающие:


  1. Развивать вокально-речевые навыки:

- координацию жеста и голоса;

  • мысленную свободу вокально-речевого аппарата;

  • чистоту интонирования.

Развивать образное восприятие музыки и живописи.

Развивать внимание, логическое и образное мышление.

Развивать навык культуры слушания.


воспитательные:


  1. Нацелить на понимание прекрасного, стремление видеть правду и красоту.

  2. Воспитание любви и уважения к матери.

оборудование:


  1. Аудиозапись по слушанию музыки.

  2. Портрет композитора.

  3. Текст песни.

  4. Репродукция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти.

  5. Сводный алгоритм.

  6. Два набора образовательных игр: («Третий лишний», «Выбери ответ»).

  7. Таблица «Связь музыки и живописи».

  8. Сюжетная иллюстрация «Корзина» (таблички-чувства; цветы с вопросами).


ЭПИГРАФ: «Внимайте музыке, всматривайтесь в картину и не думайте

ни о чём».

В. Кандинский


План урока:


1. Организационный момент:

  • вход в класс;

  • музыкальный сигнал;

  • приветствие.

2. Вступление.

Постановка цели урока перед учащимися.

  1. Подача нового материала.

  2. Слушание музыки (просмотр репродукции).

  3. Повторение (2 образовательные игры).

  4. Распевание по алгоритму (исполнение дидактической песенки «Ворон»).

  5. Работа над песней.

  6. Обобщение урока, подведение итогов.


Ход урока:

1.Приветствие.

П. Подача нового материала.

Сегодня мы с вами будем продолжать разговор о связи музыки и живописи, о том, можем ли мы увидеть музыку?


Вопрос: 1. Давайте вспомним, какие виды искусства мы знаем? А помогут вам в этом таблички-загадки (в таблицах зашифрованные виды искусств).

2.А теперь посмотрите на таблицу «музыка и живопись» и давайте сделаем сравнительную характеристику, чем же всё-таки близки эти два вида искусства.

Делая вывод определяем, что колорит, цвет, техника – это средства выражения живописного образа, а форма, гармония, темп – это средства, как мелодия и линия, гамма тонов и гамма звуков, оттенки имеют определённые сходства.

Но, что же всё-таки связывает сегодня наши произведения? А связывает их единая тема: «Образ матери».

Давайте рассмотрим репродукцию картины известного итальянского художника 16 века Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Мы видим образ Девы Марии, шагнувшей с облаков к людям и несущей на руках самое дорогое – своего сына (существует предание, что эта композиция была явлена художнику во сне). Слева от Мадонны изображён папа сикст, справа святая Варвара, а внизу два ангелочка, любующихся Мадонной и младенцем. И теперь, всматриваясь в картину, мы послушаем произведение известного австрийского композитора 19 века Франца Шуберта «Ave Maria». «Ave Maria» в переводе с латинского означает «Радуйся, Мария». Этими словами поздравлял архангел Гавриил Марию о том, что у неё родится сын – Иисус Христос (чтение цитаты урока). Слушание музыки: Ф. Шуберт «Ave Maria» (анализ произведений при помощи «корзины чувств» - выбираем соответствующие: мрак, доброта, любовь, свет, теплота, волнение, холод, вечность, утверждение, разрушение, неприязнь, зло).

Какова мелодия? Какие тона использованы? (ответы учащихся).


Учитель: Совершенно верно и в музыке и в живописи мы видим нежный, тёплый образ матери, и художник и композитор передали один и тот же образ, но каждый своими средствами выразительности. Произведение «Ave Maria» относится к жанру – камерная музыка (показ таблицы) с термином.


Физкультурная минутка «Раз, два, три».


Игры на повторение пройденного материала:

  1. «Волшебное полотно с ответами».

(заранее учащиеся готовят карточки от 1 до 10 и выбирают ответы под соответствующей цифрой).


Вопросы:

  1. Вид изобразительного искусства, основными средствами которого являются линия и цвет.

  2. Изображения картины природы.

  3. Музыкальное произведение для комнатного прослушивания.

  4. Музыкальный жанр, где смысл и содержание передаётся при помощи музыки и вокала.

  5. Коллектив людей, поющих вместе, слаженно.

  1. Украинский художник.

  2. Одноголосное, вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

  3. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

  4. Музыкальный жанр, в переводе означает пение, большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей для исполнения хором, солистами и оркестром.

  5. Русский художник.


  1. Игра «Третий лишний».


Вокально-хоровая работа.

а) Распевание по алгоритму (дидактическая песенка «Ворон»).

б) Чтение стихотворения «Мама».

в) Исполнение песни «Моей милой маме» муз. и слова Азаматовой-Бас (исполнение с солистами, работа над художественным образом со звоночками).


Подведение итогов:

Наполнить корзину цветами для мамы, но чтобы получить цветок, нужно ответить на вопросы (учащиеся отвечают).


Вопросы:


    1. С каким композитором и его произведением познакомились?

    2. О каком художнике говорили и какую картину рассматривали?

    3. В какой стране жил композитор и в каком веке?

    4. Какой стране принадлежит художник Рафаэль, век?

    5. Что такое камерная музыка?

    6. Чей образ являлся основным на уроке?

    7. Смогли ли мы увидеть музыку, при помощи чего?


Итог урока:


О чём бы люди не складывали сюжеты: литературные, музыкальные, поэтические, живописные – образ матери Мадонны остаётся лучшим и вечным. Ведь музыка была написана 200 лет назад, а картина 400 лет назад, но нам и сегодня в 21 веке близка эта тема.

Мадонно – мамо, я тобі

Вклоняюся з любовю до землі,

Твою усмішку та імя

У серці збережу на все життя!



Конспект урока на ТЕМУ: «Можем ли мы увидеть музыку». 5 класс
  • Музыка
Описание:

 

ТЕМА: «Можем ли мы увидеть музыку».

 

Название урока: «Образ матери в искусстве», 5 класс.

 

Тип урока: углубление и закрепление знаний.

 

Форма урока: Урок-размышление.

 

Музыкальный материал:

1. Ф. Шуберт   «AveMaria».

2. муз. и сл. Азаматова-Бас «Моей милой маме».

3. дидактическая песенка «Ворон».

 

ЗАДАЧИ:

 

                  образовательные:

 

1.     Познакомить учащихся с австрийским композитором  Ф. Шубертом и его произведением «AveMaria».

2.     Рассмотреть картину итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

3.     Учить различать характер и настроение музыкального произведения.

4.     Тренировать умение учащихся давать полные ответы.

5.     Закрепить работу над песней, добиваться выразительности исполнения, обратить внимание на дикцию.

 

                развивающие:

 

  1. Развивать вокально-речевые навыки:                                                                         

          -    координацию жеста и голоса;

-         мысленную свободу вокально-речевого аппарата;

-         чистоту интонирования.

  1. Развивать образное восприятие музыки и живописи.
  2. Развивать внимание, логическое и образное мышление.
  3. Развивать навык культуры слушания.

 

                 воспитательные:

 

1.     Нацелить на понимание прекрасного, стремление видеть правду и красоту.

2.     Воспитание любви и уважения к матери.

                                                                   

                оборудование:

 

1.     Аудиозапись по слушанию музыки.

2.     Портрет  композитора.

3.     Текст песни.

4.     Репродукция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти.

5.     Сводный алгоритм.

6.     Два набора образовательных игр: («Третий лишний», «Выбери ответ»).

7.     Таблица «Связь музыки и живописи».

8.     Сюжетная иллюстрация «Корзина» (таблички-чувства; цветы с вопросами).

 

ЭПИГРАФ: «Внимайте музыке, всматривайтесь в картину и не думайте 

                     ни о чём».

                                           В. Кандинский

 

             План урока:

 

       1. Организационный момент:

-         вход в класс;

-         музыкальный сигнал;

-         приветствие.

2. Вступление.

    Постановка цели урока перед учащимися.

3.     Подача нового материала.

4.     Слушание музыки (просмотр репродукции).

5.     Повторение (2 образовательные игры).

6.     Распевание по алгоритму (исполнение дидактической песенки «Ворон»).

7.     Работа над песней.

8.     Обобщение урока, подведение итогов.

 

                   Ход урока:

 1.Приветствие.

 П. Подача нового материала.

     Сегодня мы с вами будем продолжать разговор о связи музыки и живописи, о том, можем ли мы увидеть музыку?

 

Вопрос: 1. Давайте вспомним, какие виды искусства мы знаем? А помогут вам в этом таблички-загадки (в таблицах зашифрованные виды искусств).

              2.А теперь посмотрите на таблицу «музыка и живопись» и давайте сделаем сравнительную характеристику, чем же всё-таки близки эти два вида искусства.

                                   

              Делая вывод определяем, что колорит, цвет, техника – это средства выражения живописного образа, а форма, гармония, темп – это средства, как мелодия и линия, гамма тонов и гамма звуков, оттенки имеют определённые сходства.

              Но, что же всё-таки связывает сегодня наши произведения?          А связывает их единая тема: «Образ матери».

              Давайте рассмотрим репродукцию картины известного итальянского художника 16 века Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Мы видим образ Девы Марии, шагнувшей с облаков к людям и несущей на руках самое дорогое – своего сына (существует предание, что эта композиция была явлена художнику во сне). Слева от Мадонны изображён папа сикст, справа святая Варвара, а внизу два ангелочка, любующихся Мадонной и младенцем. И теперь, всматриваясь в картину, мы послушаем произведение известного австрийского композитора 19 века Франца Шуберта «AveMaria». «AveMaria» в переводе с латинского означает «Радуйся, Мария». Этими словами поздравлял архангел Гавриил Марию о том, что у неё родится сын – Иисус Христос (чтение цитаты урока). Слушание музыки: Ф. Шуберт «AveMaria» (анализ произведений при помощи «корзины чувств» - выбираем соответствующие: мрак, доброта, любовь, свет, теплота, волнение, холод, вечность, утверждение, разрушение, неприязнь, зло).

               Какова мелодия? Какие тона использованы? (ответы учащихся).

 

Учитель: Совершенно верно и в музыке и в живописи мы видим нежный, тёплый образ матери, и художник и композитор передали один и тот же образ, но каждый своими средствами выразительности. Произведение «AveMaria» относится к жанру – камерная музыка (показ таблицы) с термином.  

 

Физкультурная минутка «Раз, два, три».

 

               Игры на повторение пройденного материала:

1.     «Волшебное полотно с ответами».

(заранее учащиеся готовят карточки от 1 до 10 и выбирают ответы под соответствующей цифрой).

 

Вопросы:

1.     Вид изобразительного искусства, основными средствами которого являются линия и цвет.

2.     Изображения картины природы.

3.     Музыкальное произведение для комнатного прослушивания.

4.     Музыкальный жанр, где смысл и содержание передаётся при помощи музыки и вокала.

5.     Коллектив людей, поющих вместе, слаженно.

                                   

6.     Украинский художник.

7.     Одноголосное, вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

8.     Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

9.     Музыкальный жанр, в переводе означает пение, большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей для исполнения хором, солистами и оркестром.

10. Русский художник.

 

2.     Игра «Третий лишний».

 

Вокально-хоровая работа.

а) Распевание по алгоритму (дидактическая песенка «Ворон»).

б) Чтение стихотворения «Мама».

в) Исполнение песни «Моей милой маме» муз. и слова Азаматовой-Бас (исполнение с солистами, работа над художественным образом со звоночками).

 

           Подведение итогов:

Наполнить корзину цветами для мамы, но чтобы получить цветок, нужно ответить на вопросы (учащиеся отвечают).

 

Вопросы:

 

1.     С каким композитором и его произведением познакомились?

2.     О каком художнике говорили и какую картину рассматривали?

3.     В какой стране жил композитор и в каком веке?

4.     Какой стране принадлежит художник Рафаэль, век?

5.     Что такое камерная музыка?

6.     Чей образ являлся основным на уроке?

7.     Смогли ли мы увидеть музыку, при помощи чего?

 

    Итог урока:

 

          О чём бы люди не складывали сюжеты: литературные, музыкальные, поэтические, живописные – образ матери Мадонны остаётся лучшим и вечным. Ведь музыка была написана 200 лет назад, а картина 400 лет назад, но нам и сегодня в 21 веке близка эта тема.

“Мадонно – мамо, я тобі

Вклоняюся з любовю до землі,

Твою усмішку та імя

У серці збережу на все життя!

                  

Автор Дорош Анна Юрьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1279
Номер материала 9077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓