II.Повторение
изученного, проверка домашнего задания
|
Послушайте
слова известного лингвиста А.Реформатского и скажите, о какой части речи он
рассуждает.
Они, как
игроки на футбольном поле, выходят на поле тогда, когда вынужденно
«освобождают игру» знаменательные слова.
Почему
местоимения учёный называет запасными игроками? В чем особенность этой части
речи? Как они изменяются?
Сравните
домашнюю работу у меня с вашей. Кто не согласен?
Я
заходил к учительнице, но их
небыло дома.
После
сна первый отряд пошол в
лес. Они долго
невозвращались.
Враг был
силён, но они скоро здались.
Собачёнке было три недели,
и у него начали прорезаца
глаза.
Сколько
разрядов местоимений вам известно?
|
О
местоимении
Оно
заменяет существительное
|
|
III.Постановка
целей урока
|
Знакомство
с новым материалом.
Внимание
на экран. Прослушайте шуточное стихотворение. (чтение учителем) Какой частью
речи являются выделенные слова? На что указывает местоимение Я? Может быть
кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чём мы будем говорить
сейчас? Каковы цели нашего урока (по опорным словам)
Познакомимся
с…………
Будем
учиться правильно………и правильно ………
Откройте
тетради, запишите число и тему урока. За каждое правильное задание вы будете
получать жетон. Желаю успехов!
|
Местоимения
На
человека, личность
О личных
местоимениях
Употреблять
личные местоимения в речи….. писать их с предлогами.
|
Познавательные:
-осознавать
познавательную задачу.
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу.
|
IV.Объяснение
нового материала
|
С
личными местоимениями мы встречаемся ежедневно, их всего 8, и все они
указывают на лица.
Вернёмся
к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас лежит на парте
распечатанный текст. Сейчас ещё раз прочитывая его, графически выделите
фломастером личное местоимение Я с падежом
Что у
вас получилось? Вы изменили местоимение по падежам, значит произвели….Что особенного
вы заметили в склонении данного местоимения? (работа по таблице)
Вторая
особенность: иногда в корне происходит чередование (меня – мне, тебя - тебе)
Третья
особенность: местоимение 3 лица Он изменяется по родам. Ещё одну особенность
вы узнаете попозже.
|
Именительный
– Я
Родительный
– Меня
Дательный
– Мне
Винительный
– Меня
Творительный
– Мной
Предложный
– обо Мне
Я только
в И.п., а в остальных падежах слово меняется
|
Коммуникативные:
-вступать
в диалог с учителем, одноклассниками;
-
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Личностные:
-желание
приобретать новые знания, умения
|
V.
Обеспечение осознанности формируемых знаний.
|
Работа с
местоимением «Я».
Хорошо,
а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква
церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному
местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в
«Я». Аз = Яз ---Я.
Но оно
(местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:
Дружные
– МЫ
Дружелюбный
–ТЫ
Вежливые
-- ВЫ (вы)
Неотразимая
-- ОНА
Всегда
печальное – ОНО
Великолепный
--- ОН
Неразлучные
-- ОНИ.
( Работа
с рисунками) Почему
местоимения поделены на 2 группы? (Местоимения «я» и «мы» оказались на одной
строке, т.к. и то и другое местоимение указывают на…….; «ты» и «вы»
указывают на….; «он», «она», «оно», «они» указывают на…)
Все они
дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит
или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:
Найдём и
исправим ошибку в их употреблении. (работа в
тетради)
Обозначим
род, число, падеж правильно употреблённых местоимений.
Пользоваться
нею -- ею (3 лицо, ж.р. Т.п.)
Плывут
по нём -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)
Говорить
с им -- с ним (3 л., м.р. Т.п.)
Без его
решили -- без него (3 л., м.р. Р.п.)
Был у
него -- у него (3 л. м.р. Р.п.)
Подойти
к ей -- к ней (3 л. ж.р. Д.п.)
Обратиться
к ему -- к нему (3 л. М.р. Д.п.)
- Какая
особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? Это
четвёртая особенность. Вы должны их запомнить и использовать правильно их на
письме.
|
Вывод:
Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова
просклоняли
его.
Единственное
и множественное число
Человек
традиционно ставит себя в центр, поэтому первое лицо – Я,
Если 2 человека сказали про себя: Это-Я», то как они могут сказать о себе
одновременно?
Я+Я= МЫ
ТЫ –
ЭТО НЕ Я.
ТЫ + ТЫ
=ВМЕСТЕ =ВЫ
ОН + ОНА
ВМЕСТЕ = ОНИ
(У них
появляется после предлогов Н).
|
Познавательные:
-
понимать информацию ;
-
осуществлять анализ, синтез, делать выводы.
Коммуникативные:
-
слушать и отвечать на вопросы.
Личностные:
-
осваивать новые виды деятельности.
Регулятивные:
-
действовать по плану.
|
VII.Обеспечение
прочности формируемых знаний
|
Дифференцированная
работа в группах
А теперь
приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого
уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.
1-й
уровень. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:Я (кто?)
– И.п.
Мне…,
мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,Тобой…, тебе.
2-й
уровень: понаблюдайте, как изменяются местоимения 1-го лица множественного
числа с предлогами. Вам даны слова-действия и вопросы с предлогами. Запишите,
изменяя местоимения.
Были
(кто?) мы
Расспрашивать
(у кого?)………
Подошел
(к кому?)……. .
Спрятался
(за кого?)……
Расстаться
(с кем?)………
Вспоминать
(о ком?) …. .
Устная
работа со стихотворением ( коллективная работа)
А теперь
обратимся к самому важному в жизни человека – любви и бережному отношению к
Земле и всему, что находится на ней.
Задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы»
( на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.
Учись
у них—у дуба, у березы.
Кругом
зима. Жестокая пора!...
..И
за сердце хватает холод лютый;
… Они стоят, молчат, молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений;
Опять
теплом и жизнию дыша…
- Чему
нужно учиться у природы?.
Игра «Не
спутай кармашки» (парная работа)
Ученики
должны разложить правильно карточки с местоимениями по кармашкам.1 лицо, 2
лицо, 3 лицо
|
Стойкости,
выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа
никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе
человека должна быть всегда весна, как у природы).
|
Регулятивные:
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать
их причины и пути преодоления
|
X.Рефлексия.
|
Окончен
урок, и выполнен план.
Спасибо,
ребята, огромное вам.
За то,
что упорно и дружно трудились,
И знания
точно уж вам пригодились!
С
задачей урока справились.
|
Самооценка
смайлик
|
Регулятивные:
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать
их причины и пути преодоления
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.