МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ
ПО «ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО
УРОКА <<Использование прикладных программ общего назначения :Word,
Power Point,
Excel
>>.
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ <<ИНФОРМАТИКА>>.
Выполнил
преподаватель: Коннова А.В.
Пенза
2015.
Содержание
1. Аннотация.
2. Введение.
3. План открытого урока.
4. Ход урока.
5. Приложение 1.
6. Приложение 2.
7. Приложение 3.
8. Приложение 4.
9 Приложение 5.
10. Список используемой литературы.
11. Заключение
Аннотация
Методическая разработка
проведения открытого урока содержит рекомендации по комплексному использованию
методов и средств действенного обучения. Данная тема одна из важнейших по дисциплине
<<Информатика>> и является ключевой в понимании учебного
материала.
Данная методическая разработка
составлена с целью углубленного изучения учебного материала, обобщения и
систематизации опыта проведения занятий. Материал методической разработки
поможет преподавателю в профессиональном росте, в совершенствование качества
преподавания.
Введение
Мультимедиа - собирательное понятие
для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько
информационных сред, таких как графика, текст, видео, фотография, движущиеся
образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедиа-компьютер - это
компьютер, снабженный аппаратными и программными средствами, реализующими
технологию мультимедиа. Области применения - обучение с использованием
компьютерных технологий - информационная и рекламная служба - развлечения,
игры, системы виртуальной реальности.
Технологию мультимедиа составляют
два основных компонента: аппаратный и программный. Аппаратные: процессор,
память, приводы, тонер… Программные: средства мультимедиа, мультимедийное
приложение, средства создания мультимедийных приложений.
Технологии мультимедиа:
Телевизионный
прием - вывод телевизионных сигналов на монитор компьютера на фоне работы
других программ.
Видео захват - «захват» и
«заморозка» в цифровом виде отдельных кадров. Анимация - воспроизведение
последовательности картинок.
Звуковые
эффекты - сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов.
3D
графика - графика, создаваемая с помощью изображений, имеющих ширину, длину и
глубину.
Музыка Midi - стандарт, позволяющий
подсоединять к компьютеру цифровые музыкальные инструменты.
Виртуальная реальность - это
высокоразвитая форма компьютерного моделирования, позволяющая пользователю
погрузиться в модельный мир и непосредственно действовать в нем. Имитация
окружающей обстановки с высокой степенью реализма.
Мультимедийные технологии обогащают
процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в
процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент
обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии —
это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В
совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы,
а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится
перспектива успешного применения современных информационных технологий в
образовании.
Мультимедиа и
гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные
ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых
компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и
коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают
принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему
“провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за
счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.
Мультимедиа - это взаимодействие
визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного
обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они
объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа
– это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для
перемещения между мультимедийными объектами.
Для организации компьютерных
классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая
преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации,
возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют
серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации
при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ
большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки
устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD
диски.
Имеющиеся
программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так
же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения.
Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство
общения с коллегами, становится Интернет.
План открытого
урока
Дисциплина: Информатика
Специальность: 110201<<Агрономия>>
(210 группа)
Преподаватель: Коннова А.В.
Дата проведения: 09.10.2014.
Место проведения: Учебный корпус №
1, ауд. 56
Время проведения: 09ч. 50мин -
11ч.25мин.
ТЕМА: Использование
прикладных программ общего назначения: Word, PowerPoint.
Тип урока: Урок комплексного применения
знаний, умений , навыков.
Вид занятия: Практическое занятие
Форма проведения урока: Урок- конкурс-
бизнес проектов
Цели:
Дидактическая:
усвоение
умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки,
осуществлять их перенос в новые условия;
контроль
знаний, умений и навыков студентов по разделу «Прикладные программы общего
назначения»;
демонстрация
тесной связи информатики с другим предметными областями.
Воспитательная:
-воспитание
навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения -- -(воспитание
культуры речи, свободное владение специальной терминологией); - пополнять и
активизировать словарный запас учащихся; воспитание уверенности в собственных
силах
формирование
профессиональных качеств специалиста: усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
ответственности, работоспособности, коллективизма и здорового соперничества;
контроль
и систематизация знаний учащихся о возможностях использования компьютерных
программ, изучаемых в разделе, в некоторых сферах деятельности человека;
стимулирование
познавательного интереса к предмету<<Информатика>>, к профессиям ,
связанными с информационными технологиями;
воспитание
информационной культуры;
Развивающая:
развитие
приёмов умственной деятельности ( обобщение, анализ, синтез, сравнение ) ;
развитие
творческой познавательной деятельности ;
развитие
у студентов навыков самостоятельной работы;
развитие
интереса к предмету;
развитие
общетрудовых политехнических умений (контролировать и планировать свои
действия, умений оценивать результаты своих действий)
развитие
коммуникативно-технических умений.
Приобретаемые умения и навыки:
Должны знать:
назначения
и возможности прикладных программ общего назначения (программа подготовки и
демонстрации презентаций, текстовый редактор, табличные процессор);
основные
приемы работы в среде текстового редактора;
основные
приемы работы в программе подготовки и демонстрации презентаций;
основные
приемы работы в среде табличного процессора;
Должны уметь:
создавать
и выполнять демонстрацию презентаций по предложенной теме;
создавать
документ любой сложности в среде текстового редактора;
создавать
таблицы, выполнять расчеты с использованием Мастера функций, графически
представлять табличные данные в среде табличного процессора.
Метод обучения: компьютерное тестирование;
самостоятельная работа студентов (выполнение практических заданий с помощью
ПК); защита проектов.
Форма
организации учебной работы: в мини-группах, фронтальная работа,
индивидуальная работа.
Методическое обеспечение: папки с
текстовой и графической информацией (на рабочем столе ПК) ; тесты компьютерные,
инструкция по технике безопасности, интернет.
Оборудование и материалы к уроку:
персональные компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, лист оценки защиты
проектов .
Внутридисциплинарные связи:
темы:<<Программное обеспечение ПК>>, <<Архитектура
ПК>>,<<Компьютерные сети>>.
Междисциплинарные связи: русский язык,
литература, математика.
Мотивация познавательной деятельности:
необходимость использования полученных знаний в будущей профессиональной
деятельности.
Ход урока
I
.Организационный момент.
Взаимное
приветствие. Отметка отсутствующих на уроке. Выявление степени готовности
студентов и аудитории к уроку. Объявление целей и задач урока. Сообщение плана
урока. (цель нашего занятия отработать навыки создания презентации, в учебных
целях. Мы будем это делать на примере создания бизнес- проектов по неполному
алгоритму (приложение 2 ) . Вид предпринимательской деятельности выбрать
самостоятельно.
II. Проверка
теоретических знаний по разделу <<Прикладные программы общего
назначения>> .
Тест
<<Прикладные программы общего назначения>> .
Цель: выявление уровня усвоения теоретического
материала по разделу <<Прикладные программы общего назначения>> .
Метод обучения: компьютерное
тестирование, тестирование. Приложение 1
Форма организации учебной работы:
индивидуальная.
III.
Выполнение практического задания на компьютере.
Цель: выявление уровня усвоения теоретических
знаний, а также уровня сформированности умений и навыков по теме:<<
Основные сведения о Power Point 2007.
Оформление презентаций >>.
Метод обучения: самостоятельная
практическая работа.
Форма организационной работы: мини-группа.
Проблемная ситуация: создать
презентацию бизнес-проекта по алгоритму (Приложение2), вид
предпринимательской деятельности выбрать самостоятельно . Приложение 3.
Этапы
создания презентаций:
Создание
проекта( структуры) презентации, подбор информации, определение
последовательности и перехода между слайдами.
Создание
и заполнение слайдов различными объектами: текст, таблица, схема, диаграмма,
картинка, фото, рисунок, художественный заголовок, анимация.
Оформление
слайдов: фон ( цвет или шаблон),анимация к объектам , звуковое сопровождение.
Отладка,
просмотр и демонстрация презентаций.
IV. Защита
проектов.
Цель: провести контроль знаний, умений и навыков
по разделу
Метод обучения: защита проектов.
Форма организации учебной работы : мини-группа.
План защиты проекта :
1.Назовите
тему презентации.
2.Почему
выбрали именно эту тему ? (укажите цели создания презентации.)
3.Содержание
презентации. (Демонстрация презентации с комментариями.)
4.Где
и кто может использовать вашу презентацию ? (Для кого может быть полезна
информация, содержащаяся в презентации)
Критерии оценивания презентации. Приложение 4.
V.
Углубление и расширение знаний, развитие учебно-познавательных интересов
студентов (резервный этап) . Приложение 5.
Задание: Перед вами программистские версии
известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в
оригинале.
Цель: повышение учебно - познавательного
интереса студентов к информатике.
Метод обучения : рассказ.
Форма организации учебной работы:
индивидуально- групповая.
VI.
Подведение итогов урока.
VII. Задание
на дом.
Конспект.
Л1.:
А.В. Шипунова <<Справочник >>, астрель , Москва 2006г.(стр.
206-212)
Л2:
М.В. Борисова <<Основы информатики и вычислительной техники>>
Ростов- на –Дону 2006г.(стр. 389- 411).
Приложение 1
Тест
для текущего
контроля знаний
Графические
программы-оболочки – это
А)
Инсталляция
Б)
Программы, предоставляющие пользователю графический интерфейс
В)
Полезные программы, помогающие в работе с ПК
Г)
Глобальная компьютерная сеть
Д)
Дистрибутив
Программное
обеспечение – это
А)
Программа для выполнения конкретных пользовательских задач
Б)
Вспомогательная программа
В)
Система программирования
Г)
Совокупность всех программ и служебных данных, предназначенных для управления
компьютером
Д)Это
последовательность команд для выполнения компьютером какой-либо операции
Флеш
-карты – это
А)CD-ROM
Б)
микросхема, быстродействие которой сравнимо со скоростью работы процессора
В)DVD-R
Г)
жесткий диск
Д)
гибкий магнитный диск
Дигитайзер
– это
А)
устройство в виде шарика на подставке
Б)
устройство ввода информации/, написанной световым пером на специальном
электронном планшете
В)
устройство для ввода информации в ПК
Г)
игровое указательное устройство
Д)
специальная микросхема ПК, регулирующая на давлении пальца
Программа
PowerPoint – это
А)
программа для создания и просмотра презентаций
Б)
программа для создания изображения
В) программа вспомогательного назначения
Г)
программа для работы с табличными данными
Д)
программа для работы с текстами
Чтобы
добавить анимацию в слайд нужно:
А)
вставка-клип
Б)
анимация – настройка анимации
В)
дизайн – эффекты
Г)
анимация – переход к слайду
Д)
вставка - диаграмма
Персональный
компьютер – это
А)
комплекс взаимосвязанных устройств, каждый из которых выполняет определенную
функцию
Б)
система по сбору, переработки информации
В)
программный продукт, предназначенный для решения каких – либо задач в
конкретной функциональной области
Г)
процесс, в результате которого осуществляется прием и передача информации
Д)
главная микросхема
Для
перехода на новый абзац следует нажать клавишу:
А)Esc
Б)Home
В)Enter
Г)Tab
Д)Caps Lock
Инсталляция
- это
А)
файловая система
Б)
удаление программы
В)
операционная система
Г)
расширение файла
Д)
установка программы
Текстовый
редактор – это
А)
программа для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов
Б)
программа для создания презентаций
В)
файловая система
Г)
программа для создания графического изображение
Д)
антивирусная программа
Режим
заглавных букв можно включить нажатием клавиши:
А)End
Б)Scroll Lock
В)Caps Lock
Г)Num Lock
Д)Ctrl
Для
того чтобы просмотреть презентацию и начать демонстрацию нужно выполнить
следующие действия
А)
показ слайдов - начать показ
Б)показ
слайдов- смена слайдов
В)правка
–о чистить
Г)нажатием
клавиши Esc
Д)
нажатием клавиши F2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Алгоритм составления бизнес - проекта.
1
Резюме.
2
Характеристика предприятия .
3
Описание продукции (услуги).
4.Анализ
рынков сбыта. Стратегия маркетинга.
5.
Производственный план.
6.
Организационный план.
7.
План реализации проекта.
8.
Инвестиционный план.
9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
10
Показатели эффективности проекта.
11.
Юридический план.
Приложение 3
Задание для первой мини - группы << Создание
презентации>>
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон свадебных
платьев.>> Необходимый текстовый и графический материал , графические
объекты находятся в папке <<Задание 1>> на рабочем столе.
Задание для второй мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема << Сервис автомобильных
услуг>> Необходимый текстовый и графический материал, графические
объекты находятся в папке <<Задание 2>> на рабочем столе.
Задание для третьей мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Кондитерские
изделия>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические
объекты находятся в папке <<Задание 3>> на рабочем столе
Задание для четвёртой мини- группы<<
Создание презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Тепличные комплексы>>.
Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся
в папке <<Задание 4>> на рабочем столе.
Задание для пятой мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон
цветов>>.Необходимый текстовый и графический материал , графические
объекты находятся в папке <<Задание 5 >> на рабочем столе
Задание для шестой мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Фермерское хозяйство>>
Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся
в папке <<Задание 6 >> на рабочем столе.
Задание для седьмой мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон вечерней моды>>.
Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся
в папке <<Задание 7 >> на рабочем столе.
Задание для восьмой мини- группы<< Создание
презентации>>.
Требуется
разработать и защитить бизнес-план, тема <<АЗС Пензенской
области>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические
объекты находятся в папке <<Задание 8 >> на рабочем столе.
Приложение 4
Приложение5
Компьютер
- лучший друг.
|
(Книга - лучший друг.)
|
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
|
(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)
|
Без компьютера жить, только небо коптить.
|
(Без труда жить, только небо коптить.)
|
На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива.
|
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
|
Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота.
|
(Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)
|
Компьютер без программы - что фонарь без свечи.
|
(Голова без ума - что фонарь без свечи.)
|
Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит
компьютеру.
|
(Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)
|
Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.
|
(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
|
Компьютер памятью не испортишь.
|
(Кашу маслом не испортишь.)
|
Компьютер на столе не для одних только игр.
|
(Голова на плечах не для одной только шапки.)
|
По ноутбуку встречают, по уму провожают.
|
(По одёжке встречают, по уму провожают.)
|
На IBM PC «яблоки» не растут.
|
(На сосне яблоки не растут.)
|
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
|
(Дарёному коню в зубы не смотрят.)
|
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
|
(В Тулу со своим самоваром не ездят.)
|
Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон.
|
(Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)
|
Не Intel’ом единым жив процессорный мир.
|
(Не хлебом единым жив человек.)
|
Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог.
|
(Мал золотник, да дорог.)
|
Всякий кабель своё гнездо любит.
|
(Всякая птица своё гнездо любит.)
|
Семь раз подумай - один раз апгрейдируй.
|
(Семь раз подумай - один раз скажи.)
|
Утопающий за «F1» хватается.
|
(Утопающий за соломинку хватается.)
|
DOS - всему начало.
|
(Голова - всему начало.)
|
DOS-матушка - WINDOWSа бабушка.
|
(Соха-матушка - тракторова бабушка.)
|
Не всё WINDOWS, что висит.
|
(Не всё золото, что блестит.)
|
Семь бед - один «Reset».
|
(Семь бед - один ответ.)
|
Ищущий ОС без изъяна останется без ОС.
|
(Ищущий друга без изъяна останется без друга.)
|
Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет.
|
(Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)
|
Бит байт бережёт.
|
(Копейка рубль бережёт.)
|
Список
используемой литературы
1
Голицина О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. «Информационные
технологии: «учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. –
608 с.
2
Дубина А.Г., Орлова С.С., Шубина И.Ю. «Excel для экономистов и менеджеров.»
Экономические расчеты и оптимизационное моделирование в среде Excel. – Питер,
2004 – 304 с.
3
Информатика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К.
Хеннер. – М.: "Академия", 2001. – 816 с.
4
Левина Н.С., Харджиева С.В., Цветкова А.Л.2»MS Excel и MS Project в решении
экономических задач. – М.: Солон-Пресс, 2006 – 112 с.
5
Халафян А.А. Статистический анализ данных. STATISTICA 6.0.2-е изд. испр. и доп.
Краснодар: КубГУ, 2005 - 308 с.
6
Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и
математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. доктора
юридических наук, профессора М.М. Рассолова. – М.: Юридическая фирма
"КОНТРАКТ", 2004 – 252 с.
7 Информатика (В.А. Острейковский. Москва,
"Высшая школа", 1999 год).
8 Математика и программирование
(Ю.Г. Хацкевич. Минск, ТОО "ХАРВЕСТ", 1996 год).
9 Самоучитель работы на компьютере –
2-е издание (А. Левин. "Питер", 2003 год).
10 Справочник по информатике
(К.А. Рывкин. Москва, "ОНИКС 21 век": "Мир и
Заключение.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В
классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при
которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием
выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников
пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с
учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется
заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание
выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий
проявляется самоконтроль. Данная методическая разработка поможет подготовить и
провести урок в разных предметных областях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.