Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему: "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе" (6 класс)

Конспект урока на тему: "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе" (6 класс)

Конспект урока

1. Название модуля: «Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе».

2. Интегрирующая дидактическая цель: актуализировать знания обучающихся об имени существительном как части речи, о его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • углублять знания учащихся об имени существительном как части речи, его морфологических признаках;

  • совершенствовать умение определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к слову.


4. Банк информации: а) входной контроль.


Уровень А.

Найдите неверные утверждения.

а) Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что?

б) Имя существительное изменяется по временам, числам, падежам.

в) У имени существительного два склонения.

г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.


Ответ. Б. В.


Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?).


Уровень В.

1. Найдите неверные утверждения.

а) Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что?

б) Имя существительное изменяется по временам, числам, падежам.

в) У имени существительного два склонения.

г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. В каком ряду все имена существительные среднего рода?

а) вода, чашка, пеленой;

б) гром, светом, лес;

в) небо, за окном, из золота;

г) дело, в небе, комната.


Ответ. 1) б, в. 2) в.

Альтернативный вопрос: задание уровня А.


Уровень С.

1. Найдите неверные утверждения.

а) Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что?

б) Имя существительное изменяется по временам, числам, падежам.

в) У имени существительного два склонения.

г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. В каком ряду все имена существительные среднего рода?

а) вода, чашка, пеленой;

б) гром, светом, лес;

в) небо, за окном, из золота;

г) дело, в небе, комната.

3. Определите, каким членом предложения является слово «лес» в предложении: Тучи рваные кутают лес.

Ответ. 1) б, в. 2) в. 3) дополнение.

Альтернативный вопрос: задание уровня В.


б) повторение изученного материала (адаптировано для всех уровней).


Имя существительное

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.


Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях

существительных в единственном числе


Падеж

Склонение

Существительные на

1-е

2-е

3-е

-ия

-ий

-ие

Р.п.

-и (-ы)

Д.п.

П.п.





в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык распределения слов по родам.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=ptuypxqf201


Ответ. Мужской род: шампунь, занавес, рояль дедушка. Женский род: бандероль, речь, бережливость, насмешка. Средний род: кашне, выдыхание, кипение, настроение.


Задание 2.

Цель: совершенствовать навык определения падежей развивать орфографическую зоркость.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, определите падеж всех имен существительных.


Плавал на пароход_, двигавшиеся в ноч_, не охватывало счасть_, шли вдоль дороги_, купил пап_, рассказал без запинк_, отдал Дарь_, отдыхал на станци_, не выполнил задани_ вспоминал о санатори_.


Ответ. Плавал на пароходе (П.п.), двигавшиеся в ночи (П.п.), не охватывало счастье (И.п.), шли вдоль дороги (Р.п.), купил папе (Д.п.), рассказал без запинки (Р.п.), отдал Дарье (Д.п.), отдыхал на станции (П.п.), не выполнил задание (В.п.), вспоминал о санатории (П.п.).


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык определения числа имени существительного.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=p3fdotmy501


Ответ. 1) ед.ч. и мн.ч.: птица, друг, льдинка, станция; 2) только ед.ч.: злоба, хлопок, грусть, молоко; 3) только мн.ч.: каникулы, очки, ножницы, брюки.


Задание 4.

Цель: совершенствовать навык определения склонения и рода имен существительных, развивать навык выделения одушевленных существительных.

Методический комментарий для учащихся: Распределите слова по колонкам таблицы. Подчеркните одушевленные имена существительные.


Земля, метель, мальчик, письмо, юноша, нож, море, дочь, небо, пень, вьюга, поле, папа, зима, мама, мышь, день, дедушка, молодость, стол.


I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.







Ответ.


I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.

Юноша, папа, дедушка.

Земля, вьюга, зима, мама.

Мальчик, нож, пень, день, стол.

Письмо, море, небо, поле.

Метель, дочь, мышь, молодость.


Задание 5.

Цель: совершенствовать навык определения синтаксической роли имен существительных в предложениях.

Методический комментарий для учащихся: Определите, какую синтаксическую роль играют в предложении выделенные имена существительные. Обоснуйте свой ответ.


    1. Огнедышащие горы всегда обожествлялись людьми.

    2. Память человеческая нередко забывает многие события.

    3. Ребята любят каникулы.

    4. Мать сидит у окна.

    5. Девочка листает журнал.


Ответ. 1) Огнедышащие горы (подлежащее) всегда обожествлялись людьми (дополнение). 2) Память (подлежащее) человеческая нередко забывает многие события (дополнения). 3) Ребята (подлежащее) любят каникулы (дополнение). 4) Мать (подлежащее) сидит у окна (дополнение/обстоятельство). 5) Девочка (подлежащее) листает журнал (дополнение).


Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык распределения слов по родам.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=prwecm9a301


Ответ. Мужской род: шампунь, занавес, рояль дедушка, путь. Женский род: бандероль, речь, бережливость, насмешка, фасоль. Средний род: кашне, выдыхание, кипение, настроение, щупальце.


Задание 2.

Цель: совершенствовать навык определения падежей развивать орфографическую зоркость.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, определите падеж всех имен существительных.


Сидел на пригорк_, куплю дочер_, присутствовал на годовщин_, вспомнил о мыш_, нет земл_, отсутствует в наречи_, отвечал без радост_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_, в город_ нет обсерватори_.


Ответ. Сидел на пригорке (П.п.), куплю дочери (Д.п.), присутствовал на годовщине (П.п.), вспомнил о мыши (П.п.), нет земли (Р.п.), отсутствует в наречии (П.п.), отвечал без радости (Р.п.), не бывал в филармонии (П.п.), отдал долг (И.п.) стране (Д.п.), почетную награду (В.п.) вручили Марии (Д.п.) Ивановне (Д.п.), в городе (П.п.) нет обсерватории (Р.п.).


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык определения числа имени существительного.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=p9hguajyj01


Ответ. 1) ед.ч. и мн.ч.: птица, друг, льдинка, станция, село; 2) только ед.ч.: злоба, хлопок, грусть, молоко, свёкла; 3) только мн.ч.: каникулы, очки, ножницы, брюки, заморозки.


Задание 4.

Цель: совершенствовать навык определения склонения и рода имен существительных, развивать навык выделения одушевленных существительных.

Методический комментарий для учащихся: Распределите слова по колонкам таблицы. Подчеркните одушевленные имена существительные.


Сестра, занавес, окно, дядя, сын, дедушка, подозрение, мать, стена, здание, няня, конь, мужчина, лето, волк, братишка, степь, ария, кость, книга.


I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.







Ответ.

I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.

Дядя, дедушка, мужчина, братишка.

Сестра, стена, няня, ария, книга.

Занавес, сын, конь, волк.

Окно, подозрение, здание, лето.

Мать, степь,кость.


Задание 5.

Цель: совершенствовать навык определения синтаксической роли имен существительных в предложениях.

Методический комментарий для учащихся: Найдите в тексте все имена существительные. Определите, какую синтаксическую роль они играют. Обоснуйте свой ответ.


Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать — учитель географии. «Мама», - зову её я.


Ответ. Мать (подлежащее) сидит у окна (дополнение/обстоятельство). Она листает журнал (дополнение), рассматривает фотографии (дополнение) людей (дополнение) и природы (дополнение). Моя мать (подлежащее) — учитель (сказуемое) географии (дополнение). «Мама (обращение не является членом предложения)», - зову её я.


Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык распределения слов по родам.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=poqmxecqj01


Ответ. Мужской род: шампунь, занавес, рояль дедушка, путь, извозчик, валенок. Женский род: бандероль, речь, бережливость, насмешка, фасоль, задолженность, симфония. Средний род: кашне, выдыхание, кипение, настроение, щупальце, шоссе, городишко.


Задание 2.

Цель: совершенствовать навык определения падежей развивать орфографическую зоркость.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, определите падеж всех имен существительных.


Учился в университет_, писал в тетрад_, остался без преми_, ошибка в суффикс_, отдыхал на мор_, отдал долг стран_, победил в сражени_, рассказал о своей фамили_, приехал из област_, вспомнил о гербари_, в дом_ нет ёлк_, подбежал к дедушк_, говорил без завист_, купил матер_, в город_ нет обсерватори_, премию присудили Виктори_ Александровн_.


Ответ. Учился в университете (П.п.), писал в тетради (П.п.), остался без премии (Р.п.), ошибка (И.п.) в суффиксе (П.п.), отдыхал на море (П.п.), отдал долг (В.п.) стране (Д.п.), победил в сражении (П.п.), рассказал о своей фамилии (П.п.), приехал из области (Р.п.), вспомнил о гербарии (П.п.), в доме (П.п.) нет ёлки (Р.п.) подбежал к дедушке (Д.п.), говорил без зависти (Р.п.), купил матери (Д.п.), в городе (П.п.) нет обсерватории (Р.п.), премию (В.п.) присудили Виктории (Д.п.) Александровне (Д.п.).


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык определения числа имени существительного.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=pdqrvcc7101


Ответ. 1) ед.ч. и мн.ч.: птица, друг, льдинка, станция, село, овраг, земля; 2) только ед.ч.: злоба, хлопок, грусть, молоко, свёкла, молодежь, дремота; 3) только мн.ч.: каникулы, очки, ножницы, брюки, заморозки, грабли, чернила.


Задание 4.

Цель: совершенствовать навык определения склонения и рода имен существительных, развивать навык выделения одушевленных существительных.

Методический комментарий для учащихся: Распределите слова по колонкам таблицы. Подчеркните одушевленные имена существительные.


Фиалка, постель, лебедь, дно, владыка, медаль, абажур, вояка, баран, сестренка, тюль, дочь, ведро, коллектив карета, блюдо, мозоль, рожь, юноша, дыня.


I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.







Ответ.

I-е скл. м.р.

I-е скл. ж.р.

II-е скл. м.р.

II-е скл. ср.р.

III-е скл. ж.р.

Владыка, вояка, юноша.

Фиалка, сестренка, карета, дыня.

Лебедь, абажур, баран, тюль, коллектив.

Дно, ведро, блюдо.

Постель, медаль, дочь, мозоль, рожь.

hello_html_m57b6d2df.gifhello_html_m57b6d2df.gif

Задание 5.

Цель: совершенствовать навык определения синтаксической роли имен существительных в предложениях.

Методический комментарий для учащихся: Найдите в тексте все имена существительные. Определите, какую синтаксическую роль они играют. Обоснуйте свой ответ.


1) Книга делает человека хозяином вселенной.

2) Вся жизнь человека оседала в книге.

3) Книга — хранилище знаний.

4) Люся, Маша тебя ждет!

5) Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет.


Ответ. 1) Книга (подлежащее) делает человека (дополнение) хозяином (дополнение) вселенной (дополнение). 2) Вся жизнь (подлежащее) человека (дополнение) оседала в книге (дополнение/обстоятельство). 3) Книга (подлежащее) — хранилище (сказуемое) знаний (дополнение). 4) Люся (обращение не является членом предложения), Маша (подлежащее) тебя ждет! 5) Над седой равниной (дополнение/обстоятельство) моря (дополнение) ветер (подлежащее) тучи (дополнение) нагоняет.


5. Выходной контроль.

Уровень А.


  1. Среди слов найдите имена существительные.

а) бег;

б) ходить;

в) пригород;

г) нежный;

д) ответ;

е) отвечать.


2. В каждой строчке найдите «четвертое лишнее».

а) мячик, Барсик, лучик, цветик;

б) пасечник, женщина, громадина, писатель;

в) Книга, Отечество, Родина, Родион.


3. Надите строчку существительными только в ед.ч.

а) железо, темнота, ножницы, грабли;

б) легкомыслие, молодежь, бегство, молоко;

в) очки, чернила, дрожжи, жмурки;

г) вьюга, ворота, фарфор, студенчество.


4. Среди предложенных слов найдите существительные мужского рода.

а) тюль;

б) мозоль;

в) шампунь;

г) кенгуру;

д) колибри;

е) лебедь.


5. Среди предложенных слов найдите существительные третьего склонения.

а) дождь;

б) радость;

в) гвоздь;

г) рожь;

д) тень;

е) день.


Ответы. 1 – а, в, д. 2 – а) Барсик; б) громадина; в) книга. 3 – б. 4 – а, в, г, е. 5 – б, г, д.


Уровень В


1. Среди слов найдите имена существительные.

а) бег;

б) ходить;

в) пригород;

г) нежный;

д) ответ;

е) отвечать.


2. В каждой строчке найдите «четвертое лишнее».

а) мячик, Барсик, лучик, цветик;

б) пасечник, женщина, громадина, писатель;

в) Книга, Отечество, Родина, Родион.


3. Надите строчку существительными только в ед.ч.

а) железо, темнота, ножницы, грабли;

б) легкомыслие, молодежь, бегство, молоко;

в) очки, чернила, дрожжи, жмурки;

г) вьюга, ворота, фарфор, студенчество.


4. Среди предложенных слов найдите существительные мужского рода.

а) тюль;

б) мозоль;

в) шампунь;

г) кенгуру;

д) колибри;

е) лебедь.


5. Среди предложенных слов найдите существительные третьего склонения.

а) дождь;

б) радость;

в) гвоздь;

г) рожь;

д) тень;

е) день.


  1. В каждой строке найдите «четвертое лишнее» (обращайте внимание на род имен существительных).

а) озеро, окно, море, кофе;

б) конь, мышь, пень, день;

в) квартира, машина, папа, ручка;

г) ночь, дочь, путь, печь.


Ответы. 1 – а, в, д. 2 – а) Барсик; б) громадина; в) книга. 3 – б. 4 – а, в, г, е. 5 – б, г, д. 6а) кофе; б) мышь; в) папа; г) путь.


Уровень С.


1. Среди слов найдите имена существительные.

а) бег;

б) ходить;

в) пригород;

г) нежный;

д) ответ;

е) отвечать.


2. В каждой строчке найдите «четвертое лишнее».

а) мячик, Барсик, лучик, цветик;

б) пасечник, женщина, громадина, писатель;

в) Книга, Отечество, Родина, Родион.


3. Надите строчку существительными только в ед.ч.

а) железо, темнота, ножницы, грабли;

б) легкомыслие, молодежь, бегство, молоко;

в) очки, чернила, дрожжи, жмурки;

г) вьюга, ворота, фарфор, студенчество.


4. Среди предложенных слов найдите существительные мужского рода.

а) тюль;

б) мозоль;

в) шампунь;

г) кенгуру;

д) колибри;

е) лебедь.


5. Среди предложенных слов найдите существительные третьего склонения.

а) дождь;

б) радость;

в) гвоздь;

г) рожь;

д) тень;

е) день.


6. В каждой строке найдите «четвертое лишнее» (обращайте внимание на род имен существительных).

а) озеро, окно, море, кофе;

б) конь, мышь, пень, день;

в) квартира, машина, папа, ручка;

г) ночь, дочь, путь, печь.


7. В каждой строчке найдите «четвертое лишнее»

а) ключ...м, кузнец...м, сердц...м, ткач...м;

б) плющ...м, рощ...й, сторож...м, груш...й;

в) ландыш...м, лиц...м, туч...й, зайц...м;

г) кирпич...м, саранч...й, стуж...й, плащ...м.


Ответы. 1 – а, в, д. 2 – а) Барсик; б) громадина; в) книга. 3 – б. 4 – а, в, г, е. 5 – б, г, д. 6а) кофе; б) мышь; в) папа; г) путь.7 а) сердцЕм; б) плющОм; в) лицОм; г) стужЕй.


Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».


Конспект урока на тему: "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока разработан на основе технологии разноуровневого обучения. Задания представлены тремя уровнями: А (слабый), В (средний), С (сильный).

 

Урок посвящен материалу, изученному об имени существительном, в 5 классе.

 

Урок построен с учетом типа урока (объяснение нового материала), разноуровневые задания позволяют учителю выбрать задания, соответствующие способностям и индивидуальным особенностям обучающихся.

 

Цели урока:

  • углублять знания учащихся об имени существительном как части речи, его морфологических признаках;
  • совершенствовать умение определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к слову.

 

 

Автор Баянова Лариса Александровна
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2033
Номер материала 57606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓