Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Скачать материал

Урок № 42. Тема: «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

Цели урока:  1. Продолжение расширения и углубления представления учащихся о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;

2. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;

3. Знакомство учащихся с правилами эволюции;
4. Возобновновление в памяти учащихся информации об основных положениях теории Ч. Дарвина.

Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.
Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.
Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь
к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, экран, портрет Ч.Дарвина, раздаточный материал, учебник.

Межпредметные связи: история, география, литература.


                                                   Ход урока:

1.     Организационный момент: приветствие, проверить явку учащихся, готовность группы к уроку.

2.     Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос (положения теории Ж.Б.Ламарка), выполнение теста (каждый отвечает самостоятельно, а затем меняются работами и выставляют оценки друг другу, критерии оценок на столах и на экране).

3.     Изучение нового материала: на предыдущем уроке мы изучили основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, но я вас так же знакомила с еще одной фамилией эволюциониста, который внес огромный вклад в развитие эволюции, давайте вспомним, про кого шла речь и это будет тема сегодняшнего урока.
Итак, открываем свои тетради, записываем число и тему «Возникновение Дарвинизма». Посмотрев на тему, попробуйте сформировать цели урока. Они у вас на столе, давайте их озвучим.

Проблемный вопрос: Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения? На него мы ответим в конце урока.

 

Рассказ преподавателя: из курса истории вспоминаем, что в конце 18 в – начало 19 века резко развивается в Европе наука, промышленность, сельское хозяйство. Были созданы новые сорта растений и породы животных. Появляется все больше образованных людей, развиваются такие науки, как геология, математика, зоология, ботаника. Нового материала было много, его нужно было осмыслить и обобщить, и тут  появляется гений – Ч.Дарвин.

У вас на столах находится портрет Чарльза Дарвина. А более подробно о жизни и творчестве его нам расскажет Лишенко Михаил (слушаем внимательно, главное записываем, потом ответим на вопросы).

Вопросы:

Теперь давайте познакомимся более подробно с основными положениями эволюционной теорией Дарвина:

1.     Индивидуальная наследственная изменчивость

2.     Все живые организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности (что про это пишет сам Дарвин, стр. 147).

3.     Борьба за существование - … (биологический пример «мальки трески поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? Как можно объяснить такую странность поведения мальков трески?» - возникает между особями одного или разных видов, при этом жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи.

4.     Естественный отбор – (обратимся к тексту учебника, стр. 147), - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

5.     Видообразование – естественный отбор отдельных изолированных особей в разных условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в конечном счете к образованию вида.

 

Мы с вами рассмотрели основные положения теории Дарвина.

 

4.                 Закрепление изученного материала.

Составление схемы (на доске, преподаватель вместе с учащимися).

Наследственная изменчивость → появление особей с многообразием признаков → борьба за существование → и т.д.

5.                                    Рефлексия (работа в мини-группах по вопросам, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).

Группа № 1. Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения?

Группа № 2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Группа № 3. Что такое борьба за существование?

Группа № 4. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?

Группа № 5. Перечислите основные положения теории Дарвина.
Группа № 6. Чем сходна теория Дарвина с теорией Ламарка?

6.                                    Подведение итогов урока: выставление оценок.

7.                                    Задание на дом: параграф 42,

сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Ч.Дарвина»

 


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по теме "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" используется на уроке биологии в 10 классе в разделе "Эволюция". Данная тема изучается после ознакомления учащихся с эволюционными теориями других эволюционистов - Ж.Б.Ламарка, К.Линнея. Урок включает в себя проверку домашнего задания в виде тестов, выступления учащегося о жизни и творчестве Ч.Дарвина, затем краткий опрос по услышанному, изучение нового материала, рефлексия (заполнение таблицы в презентации на интерактивной доске и зарисовка смайлика, если урок понравился, то смайлик с улыбкой, и наоборот), домашнее задание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 993 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 7001
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 2525
    • DOCX 19.1 кбайт
    • 53 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нетёса Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нетёса Татьяна Евгеньевна
    Нетёса Татьяна Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12358
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 395 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек