Урок № 42. Тема: «Эволюционная теория Ч.Дарвина»
Цели урока: 1. Продолжение расширения и углубления представления
учащихся о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в
XVIII в.;
2. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;
3. Знакомство учащихся с правилами эволюции;
4. Возобновновление в памяти учащихся информации
об основных положениях теории Ч.
Дарвина.
Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об естественных и
социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе
Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние
естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили
ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об
историческом развитии живой природы.
Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать
главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.
Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь
к природе, культуру труда на основе ведения
записей в тетради.
Тип урока:
комбинированный.
Методы
обучения:
частично-поисковый, проблемный.
Формы
работы: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Технологии:
здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Оборудование: проектор,
экран, портрет Ч.Дарвина, раздаточный материал, учебник.
Межпредметные
связи:
история, география, литература.
Ход урока:
1.
Организационный момент: приветствие, проверить явку учащихся, готовность группы к уроку.
2.
Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос (положения теории Ж.Б.Ламарка), выполнение
теста (каждый отвечает самостоятельно, а затем меняются работами и выставляют
оценки друг другу, критерии оценок на столах и на экране).
3.
Изучение нового материала: на предыдущем уроке мы изучили основные положения эволюционной
теории Ж.Б.Ламарка, но я вас так же знакомила с еще одной фамилией
эволюциониста, который внес огромный вклад в развитие эволюции, давайте
вспомним, про кого шла речь и это будет тема сегодняшнего урока.
Итак, открываем свои тетради, записываем число и тему «Возникновение
Дарвинизма». Посмотрев на тему, попробуйте сформировать цели урока. Они у вас
на столе, давайте их озвучим.
Проблемный
вопрос: Нужно ли современному человеку знать эволюционные
учения? На него мы
ответим в конце урока.
Рассказ преподавателя: из
курса истории вспоминаем, что в конце 18 в – начало 19 века резко развивается в
Европе наука, промышленность, сельское хозяйство. Были созданы новые сорта
растений и породы животных. Появляется все больше образованных людей,
развиваются такие науки, как геология, математика, зоология, ботаника. Нового
материала было много, его нужно было осмыслить и обобщить, и тут появляется
гений – Ч.Дарвин.
У вас на столах находится портрет Чарльза Дарвина. А более
подробно о жизни и творчестве его нам расскажет Лишенко Михаил (слушаем
внимательно, главное записываем, потом ответим на вопросы).
Вопросы:
Теперь давайте познакомимся более подробно
с основными положениями эволюционной теорией Дарвина:
1.
Индивидуальная наследственная
изменчивость
2.
Все живые организмы обладают
способностью к быстрому увеличению численности (что про это пишет сам Дарвин, стр. 147).
3.
Борьба за существование - … (биологический
пример «мальки трески поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца
которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? Как можно объяснить такую
странность поведения мальков трески?» - возникает между особями одного или разных видов, при этом
жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство
наиболее приспособленные особи.
4.
Естественный отбор – (обратимся
к тексту учебника, стр. 147), - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных
к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.
5.
Видообразование – естественный отбор отдельных изолированных особей в разных
условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в
конечном счете к образованию вида.
Мы с вами рассмотрели основные положения теории Дарвина.
4.
Закрепление изученного
материала.
Составление
схемы (на доске, преподаватель вместе с учащимися).
Наследственная
изменчивость → появление особей с многообразием признаков → борьба за существование
→ и т.д.
5.
Рефлексия (работа в мини-группах по вопросам, каждой группе даётся карточка с вопросом.
Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).
Группа № 1. Нужно ли современному человеку знать эволюционные
учения?
Группа № 2. Могут
ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?
Группа № 3.
Что такое борьба за существование?
Группа № 4. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?
Группа № 5. Перечислите
основные положения теории Дарвина.
Группа
№ 6. Чем сходна теория Дарвина с теорией Ламарка?
6.
Подведение итогов урока: выставление
оценок.
7.
Задание на дом: параграф
42,
сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Ч.Дарвина»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.