Главная / Биология / Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Урок № 42. Тема: «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

Цели урока:  1. Продолжение расширения и углубления представления учащихся о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;

2. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;

3. Знакомство учащихся с правилами эволюции;
4. Возобновновление в памяти учащихся информации об основных положениях теории Ч. Дарвина.


Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.
Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.
Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь
к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, экран, портрет Ч.Дарвина, раздаточный материал, учебник.

Межпредметные связи: история, география, литература.


Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверить явку учащихся, готовность группы к уроку.

  2. Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос (положения теории Ж.Б.Ламарка), выполнение теста (каждый отвечает самостоятельно, а затем меняются работами и выставляют оценки друг другу, критерии оценок на столах и на экране).

  3. Изучение нового материала: на предыдущем уроке мы изучили основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, но я вас так же знакомила с еще одной фамилией эволюциониста, который внес огромный вклад в развитие эволюции, давайте вспомним, про кого шла речь и это будет тема сегодняшнего урока.
    Итак, открываем свои тетради, записываем число и тему «Возникновение Дарвинизма». Посмотрев на тему, попробуйте сформировать цели урока. Они у вас на столе, давайте их озвучим.

Проблемный вопрос: Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения? На него мы ответим в конце урока.



Рассказ преподавателя: из курса истории вспоминаем, что в конце 18 в – начало 19 века резко развивается в Европе наука, промышленность, сельское хозяйство. Были созданы новые сорта растений и породы животных. Появляется все больше образованных людей, развиваются такие науки, как геология, математика, зоология, ботаника. Нового материала было много, его нужно было осмыслить и обобщить, и тут появляется гений – Ч.Дарвин.

У вас на столах находится портрет Чарльза Дарвина. А более подробно о жизни и творчестве его нам расскажет Лишенко Михаил (слушаем внимательно, главное записываем, потом ответим на вопросы).

Вопросы:

Теперь давайте познакомимся более подробно с основными положениями эволюционной теорией Дарвина:

  1. Индивидуальная наследственная изменчивость

  2. Все живые организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности (что про это пишет сам Дарвин, стр. 147).

  3. Борьба за существование - … (биологический пример «мальки трески поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? Как можно объяснить такую странность поведения мальков трески?» - возникает между особями одного или разных видов, при этом жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи.

  4. Естественный отбор – (обратимся к тексту учебника, стр. 147), - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

  5. Видообразование – естественный отбор отдельных изолированных особей в разных условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в конечном счете к образованию вида.



Мы с вами рассмотрели основные положения теории Дарвина.



  1. Закрепление изученного материала.

Составление схемы (на доске, преподаватель вместе с учащимися).

Наследственная изменчивость → появление особей с многообразием признаков → борьба за существование → и т.д.

  1. Рефлексия (работа в мини-группах по вопросам, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).

Группа № 1. Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения?

Группа № 2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Группа № 3. Что такое борьба за существование?

Группа № 4. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?

Группа № 5. Перечислите основные положения теории Дарвина.
Группа № 6. Чем сходна теория Дарвина с теорией Ламарка?

  1. Подведение итогов урока: выставление оценок.

  2. Задание на дом: параграф 42,

сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Ч.Дарвина»





Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)
  • Биология
Описание:

Конспект урока по теме "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" используется на уроке биологии в 10 классе в разделе "Эволюция". Данная тема изучается после ознакомления учащихся с эволюционными теориями других эволюционистов - Ж.Б.Ламарка, К.Линнея. Урок включает в себя проверку домашнего задания в виде тестов, выступления учащегося о жизни и творчестве Ч.Дарвина, затем краткий опрос по услышанному, изучение нового материала, рефлексия (заполнение таблицы в презентации на интерактивной доске и зарисовка смайлика, если урок понравился, то смайлик с улыбкой, и наоборот), домашнее задание.

Автор Нетёса Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 5811
Номер материала 3627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓