Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему :Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (с презентацией)

Конспект урока на тему :Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (с презентацией)

Название документа Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами.ppt

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами Урок русского язы...
Экспрессивный- Содержащий экспрессию, выразительный (словарь С.И.Ожегова)
А.А.Фет «Это утро, радость эта…» Это утро, радость эта,  Это мощь и дня и све...
Лев Николаевич Толстой «После бала»
Варенька и ее отец Использование конструкции с однородными членами создают то...
Восстановите текст как можно ближе к авторскому Она была в (….) платье с ( …....
Танец мазурка Польский народный танец, стремительный и одновременно лиричный ...
Мазурка Как описывает танец Л.Н.Толстой с помощью слов?
Вывод Отбор нужных слов и конструкций с однородными членами , умелое и бережн...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами Урок русского языка
Описание слайда:

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами Урок русского языка 8 класс

№ слайда 2 Экспрессивный- Содержащий экспрессию, выразительный (словарь С.И.Ожегова)
Описание слайда:

Экспрессивный- Содержащий экспрессию, выразительный (словарь С.И.Ожегова)

№ слайда 3 А.А.Фет «Это утро, радость эта…» Это утро, радость эта,  Это мощь и дня и света,
Описание слайда:

А.А.Фет «Это утро, радость эта…» Это утро, радость эта,  Это мощь и дня и света,          Этот синий свод,  Этот крик и вереницы,  Эти стаи, эти птицы,          Этот говор вод, Эти ивы и березы,  Эти капли — эти слезы,          Этот пух — не лист,  Эти горы, эти долы,  Эти мошки, эти пчелы,          Этот зык и свист, Эти зори без затменья,  Этот вздох ночной селенья,          Эта ночь без сна,  Эта мгла и жар постели,  Эта дробь и эти трели,          Это всё — весна. 1881 ?

№ слайда 4 Лев Николаевич Толстой «После бала»
Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой «После бала»

№ слайда 5 Варенька и ее отец Использование конструкции с однородными членами создают точну
Описание слайда:

Варенька и ее отец Использование конструкции с однородными членами создают точную картину , позволяют описать героев подробно, передают все художественные детали.

№ слайда 6 Восстановите текст как можно ближе к авторскому Она была в (….) платье с ( ….) п
Описание слайда:

Восстановите текст как можно ближе к авторскому Она была в (….) платье с ( ….) поясом и в ( ….) перчатках, немного не доходивших до (….) локтей, и в ( ….) башмачках.

№ слайда 7 Танец мазурка Польский народный танец, стремительный и одновременно лиричный по
Описание слайда:

Танец мазурка Польский народный танец, стремительный и одновременно лиричный по характеру , образно передающий элементы кавалерийской езды: в 19 веке распространился во многих странах Европы как сценический и бальный танец.( словарь иностранных слов)

№ слайда 8 Мазурка Как описывает танец Л.Н.Толстой с помощью слов?
Описание слайда:

Мазурка Как описывает танец Л.Н.Толстой с помощью слов?

№ слайда 9 Вывод Отбор нужных слов и конструкций с однородными членами , умелое и бережное
Описание слайда:

Вывод Отбор нужных слов и конструкций с однородными членами , умелое и бережное отношение Л.Н.Толстого к слову помогли нам насладиться языком мастера, понять его мысли, его авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого , одним из самых тяжких человеческих пороков.

Название документа урок.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Павлово Нижегородской области




Русский язык и литература










Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами

8 класс
















Учитель русского языка и литературы

Корчагина Ольга Леонидовна









г.Павлово


2014г

Конспект урока русского языка в 8 классе

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами.

Пояснительная записка.

Данный урок входит в систему уроков по изучению однородных членов предложения и представляет собой урок обобщения полученных знаний по пройденному материалу. Он строится на основе текста рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На представленном уроке я пытаюсь органически соединить изучение русского языка и языка художественной литературы, сделать урок уроком открытия « в слове и через слово существенного и необходимого» для духовного развития ребенка.

Внимательное , вдумчивое отношение к художественному слову, на мой взгляд, помогает школьникам при анализе образцов литературы совершать маленькое открытие, находить в слове необходимое и нужное для духовного развития , для жизни учащихся, потому что «есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»; 2) показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи; 3) попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого , погрузившись в его язык; 4) развивать творческие способности учащихся.

Материалы к уроку: рассказ Л.Н.Толстого «После бала»( у каждого учащегося), презентация по уроку.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта…» (смотри презентацию).

- Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А.Фета. Как вы думаете, почему? ( Ответ учащихся: «Очевидно, на этом уроке мы будем обращаться к художественным образцам слова. В стихотворении поэт использует однородные члены , обобщающее слово все».)

-А что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами ? («Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения человеческой души».)

II. Сообщение целей урока.

- Перед вами текст рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Попробуйте сформулировать цель урока. («Мы посмотрим , как используются экспрессивные , выразительные возможности однородных конструкций не только в поэтической речи (А.Фет) , но и в прозаической , а именно в языке Л.Н.Толстого.»)

-Да, верно. Мы понаблюдаем , как работают предложения с однородными членами для выражениями авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л.Толстого , погрузившись в его язык.

III. Работа с текстом художественного произведения.

- На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю первой группе лингвистический эксперимент.

Допишите предложение, взятое мною из рассказа : Она была прелестна:…

Предложения , написанные учащимися, сравниваются с предложением Толстого. Делается вывод:

-Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.

Итак, с первой страницы рассказа мы можем увидеть , как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.

Второй группе была предложена индивидуальная исследовательская работа по рассказу Л.Толстого , ее тема- «Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л.Толстого «После бала».

Класс слушает сообщения о результатах исследования (наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

-Третья группа проследит роль экспрессивной возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах и ответит , почему наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. (Читаются отрывки с описаниями портретов Вареньки и ее отца. Использованные конструкции создают очень точную картину , позволяют описать героя подробно, передать все детали ,так что мы можем ясно представить его.)

Какой вам представляется Варенька? ее отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания.( Варенька- нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда. Отец- античная статуя, белое и черное.)

Вы попытались зрительно представить себе героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

Коллективная работа –восстановление авторского текста.

-Посмотрим , насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Текст записан в с пропусками прилагательных(смотри презентацию):

Она была в (белом) платье с ( розовым) поясом и в ( белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в ( белых атласных) башмачках.

-Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Проведите исследование. Какие определения преобладают в предложении? ( «Преобладают определения, передающие цвет»).

Как называется такой прием? ( « Цветопись»).

Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? («Нет»).

А с какой целью использует его Толстой? ( «Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика»).

Как еще Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича? («Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение»).

Найдите в тексте это предложение . В чем его особенность? ( «Я…танцевал и кадрили, и вальсы , и польки…-это предложение с однородными членами , соединенными повторяющимся союзом и»).

Как вы думаете, зачем союз и при однородных членах повторяется? ( «Мысль выражается более эмоционально»).

Коллективная работа- лингвистический эксперимент.

-Перестройте это предложение по схеме: О,О,О.

Что меняется? (« Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению»).

Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (определениями), помогающими точно и ярко передавать детали внешности и особенности характера, создавать определенное настроение.

Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами,- описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.

Что такое мазурка ? (смотри презентацию)

Теперь прочитаем , как описывает танец Толстой с помощью слова. (Выразительное чтение отрывка).

-Проведите небольшое исследование: какие конструкции здесь преобладают? («Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами»).

Случайно ли это? («Нет, мазурка –быстрый танец , с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика»).

А в каком эпизоде еще должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами и почему? ( «В сцене наказания татарина, так как в ее основе тоже лежат действия»).

Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства (I вариант- из первого эпизода; II вариант- из второго).

Предложения с однородными членами (сказуемыми, обстоятельствами) обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.

По какому принципу построены эти два эпизода? ( «Контраст, антитеза»).

А в чем еще проявляется контраст в рассказе? ( «В цвете, в музыке»).

Найдите предложения с однородными членами, передающие этот контраст.

С какой целью автор использовал эти предложения с однородными членами? ( «Чтобы показать, как меняется настроение рассказчика: белый цвет сменяется серым, черным; розовый переходит в красный , пестрый; мотив мазурки заглушается тоскливым звуком флейты и резкой дробью барабана»).

Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

В своих исследованиях ребята отметили, что в эпизодах , передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами . Давайте выясним, какова же их функция.

Что чувствует Иван Васильевич на балу? (Чтение эпизода.-«Любовь, блаженство, счастье»).

Как Толстой подчеркивает это с помощью одной синтаксической конструкции? Найдите это предложение в тексте.

(Я любил и хозяйку в фероньерке… и ее мужа , и ее гостей, и ее лакеев, и даже…инженера Анисимова.-« Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и, что усиливает его эмоциональность». «В ряде однородных членов- слова, обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника, т.е. соединяются «однородные неоднородности»).

А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? ( Чтение эпизода.-« Он чувствует стыд и тоску»).

Как здесь автору удается с помощью однородных членов выразить переживания Ивана Васильевича? (« Он использует однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении- «отвращение, омерзение», поэтому доходящая до тошноты тоска –это чувство, вызывающее «омерзение». «В предложении появляются нераспространенные однородные сказуемые : опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают душевный разлад, беспокойство». «Автор использует образное выражение-метафору вырвет ужасом, чем подчеркивает несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами».)

Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.

( «Его любовь к Вареньке умерла».)

Почему Толстой соединяет в ряду однородных слова неловко и неприятно? Когда мы испытываем такие чувства? («Мы испытываем такие чувства, когда оказываемся невольными свидетелями чего-то безнравственного в нашем понимании».)

« Вся жизнь переменилась от одной ночи , или, скорее, утра…» . А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? («Жестокость».)

- Как вы понимаете это слово? ( «Это проявление безжалостности, беспощадности».)

Жестокость может проявляться по-разному , и порождать ее могут разные причины. Включите слово в словосочетания, чтобы показать это. ( Жестокость людей, времени, судьбы, мира, друга.)

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся пришли к следующему выводу: погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Учитель добавляет: отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли и его авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

V. Домашнее задание.

-Напишите сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Может быть, она будет сходна с толстовским пониманием , а может быть , вам захочется поспорить.







































Список литературы

  1. Е.А. Владавская, Д.А. Хаустова. «Диктанты и изложения 8 класс». Москва «Экзамен», 2014г.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. Москва «ВАКА» , 2012г.

  3. С.В.Кульневич, Г.П. Лакоценина. «Современный урок». Издательство «Учитель» , 2010г.

  4. Е.Л.Ляшенко «Тесты по литературе 8 класс». Москва «Экзамен», 2014г.

  5. В.А.Макаров, М.Ю.Никулин. «Тексты для лингвистического анализа 5-9 класс». Москва «Экзамен», 2013г.

  6. Славянорусский корнеслов. Издание пятое. Санкт-Петербург, 2012г.

  7. Л.В.Шибалова. «Конрольные и проверочные работы по русскому языку 8 класс». Москва «Экзамен», 2013г.

  8. Интернет-ресурс по поиску http://www.mp3poisk.net

  9. Интернет-ресурс www.1september.ru

  10. Интернет-ресурс http://infourok.ru/






























Конспект урока на тему :Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (с презентацией)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок входит в систему уроков по изучению однородных членов предложения и  представляет собой урок обобщения полученных знаний по пройденному материалу. Он строится на основе текста рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На представленном уроке я пытаюсь органически соединить изучение русского языка и языка художественной литературы, сделать урок уроком открытия « в слове и через слово существенного и необходимого» для духовного развития ребенка.

Внимательное , вдумчивое отношение к художественному слову, на мой взгляд, помогает школьникам при анализе образцов литературы совершать маленькое открытие, находить в слове необходимое и нужное для духовного развития , для жизни учащихся, потому что «есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»; 2) показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи; 3) попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого , погрузившись в его язык; 4) развивать творческие способности учащихся.

Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»; 2) показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи; 3) попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого , погрузившись в его язык; 4) развивать творческие способности учащихся.

Автор Корчагина Ольга Леонидовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 47744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓