Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
г.Павлово Нижегородской области
Русский язык и литература
Экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами
8 класс
Учитель русского языка и литературы
Корчагина Ольга Леонидовна
г.Павлово
2014г
Конспект урока русского языка в 8 классе
Экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами.
Пояснительная записка.
Данный урок входит в систему уроков по изучению
однородных членов предложения и представляет собой урок обобщения полученных
знаний по пройденному материалу. Он строится на основе текста рассказа
Л.Н.Толстого «После бала». На представленном уроке я пытаюсь органически
соединить изучение русского языка и языка художественной литературы, сделать
урок уроком открытия « в слове и через слово существенного и необходимого» для
духовного развития ребенка.
Внимательное , вдумчивое отношение к
художественному слову, на мой взгляд, помогает школьникам при анализе образцов
литературы совершать маленькое открытие, находить в слове необходимое и нужное
для духовного развития , для жизни учащихся, потому что «есть сила благодатная
в созвучье слов живых…»
Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные
возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После
бала»; 2) показать, как работают конструкции с однородными членами в языке
художественного произведения для выражения авторской идеи; 3) попытаться понять
некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого , погрузившись в его язык; 4)
развивать творческие способности учащихся.
Материалы к уроку: рассказ Л.Н.Толстого «После бала»( у каждого учащегося), презентация
по уроку.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Ход урока:
I.
Вступительное слово
учителя.
Чтение стихотворения А.Фета «Это утро, радость
эта…» (смотри презентацию).
- Сегодняшний урок я начала с чтения
стихотворения прекрасного поэта А.Фета. Как вы думаете, почему? ( Ответ учащихся:
«Очевидно, на этом уроке мы будем обращаться к художественным образцам слова. В
стихотворении поэт использует однородные члены , обобщающее слово все».)
-А что автор сумел выразить с помощью
конструкции с однородными членами ? («Фет рисует очень полную и яркую картину
весны: и оживающую природу, и движения человеческой души».)
II.
Сообщение целей урока.
- Перед вами текст рассказа Л.Н.Толстого
«После бала». Попробуйте сформулировать цель урока. («Мы посмотрим , как
используются экспрессивные , выразительные возможности однородных конструкций
не только в поэтической речи (А.Фет) , но и в прозаической , а именно в языке
Л.Н.Толстого.»)
-Да, верно. Мы понаблюдаем , как работают
предложения с однородными членами для выражениями авторской идеи в рассказе
«После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л.Толстого ,
погрузившись в его язык.
III. Работа
с текстом художественного произведения.
- На уроках литературы мы знакомились с
рассказом Л.Н.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я
предлагаю первой группе лингвистический эксперимент.
Допишите предложение, взятое мною из рассказа
: Она была прелестна:…
Предложения , написанные учащимися,
сравниваются с предложением Толстого. Делается вывод:
-Из всего многообразия синтаксических
конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что дает
ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных
прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.
Итак, с первой страницы рассказа мы можем
увидеть , как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно
выбирает единственно нужную конструкцию.
Второй группе была предложена индивидуальная исследовательская
работа по рассказу Л.Толстого , ее тема- «Частотность употребления конструкций
с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л.Толстого «После бала».
Класс слушает сообщения о результатах
исследования (наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в
портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в
эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).
-Третья группа проследит роль
экспрессивной возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах и
ответит , почему наиболее часто однородные члены встречаются при создании
портрета. (Читаются отрывки с описаниями портретов Вареньки и ее отца.
Использованные конструкции создают очень точную картину , позволяют описать
героя подробно, передать все детали ,так что мы можем ясно представить его.)
Какой вам представляется Варенька? ее отец?
Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания.(
Варенька- нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда. Отец-
античная статуя, белое и черное.)
Вы попытались зрительно представить себе героя
благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали
портрета.
Коллективная работа –восстановление авторского текста.
-Посмотрим , насколько вы внимательны и чутки
к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к
авторскому.
Текст записан в с пропусками прилагательных(смотри
презентацию):
Она была в (белом) платье с ( розовым)
поясом и в ( белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых,
острых) локтей, и в ( белых атласных) башмачках.
-Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Проведите исследование.
Какие определения преобладают в предложении? ( «Преобладают определения,
передающие цвет»).
Как называется такой прием? ( « Цветопись»).
Является ли повтор слова белый речевой
ошибкой? («Нет»).
А с какой целью использует его Толстой? (
«Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого
слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние
рассказчика»).
Как еще Толстой передает душевное состояние
Ивана Васильевича? («Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс,
задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение»).
Найдите в тексте это предложение . В чем его
особенность? ( «Я…танцевал и кадрили, и вальсы , и польки…-это
предложение с однородными членами , соединенными повторяющимся союзом и»).
Как вы думаете, зачем союз и при
однородных членах повторяется? ( «Мысль выражается более эмоционально»).
Коллективная работа- лингвистический
эксперимент.
-Перестройте это предложение по схеме: О,О,О.
Что меняется? (« Исчезает эмоциональность,
предложение становится нейтральным по настроению»).
Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты,
Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными
членами (определениями), помогающими точно и ярко передавать детали внешности и
особенности характера, создавать определенное настроение.
Опираясь на ваши исследования, возьмем другой
эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами,- описание
мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.
Что такое мазурка ? (смотри презентацию)
Теперь прочитаем , как описывает танец Толстой
с помощью слова. (Выразительное чтение отрывка).
-Проведите небольшое исследование: какие
конструкции здесь преобладают? («Предложения с однородными сказуемыми и
однородными обстоятельствами»).
Случайно ли это? («Нет, мазурка –быстрый танец
, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика»).
А в каком эпизоде еще должны преобладать
именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами и почему? ( «В
сцене наказания татарина, так как в ее основе тоже лежат действия»).
Выпишите из текста однородные сказуемые и
обстоятельства (I вариант- из первого эпизода; II
вариант- из второго).
Предложения с однородными членами (сказуемыми,
обстоятельствами) обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его
характерные особенности.
По какому принципу построены эти два эпизода?
( «Контраст, антитеза»).
А в чем еще проявляется контраст в рассказе? (
«В цвете, в музыке»).
Найдите предложения с однородными членами,
передающие этот контраст.
С какой целью автор использовал эти
предложения с однородными членами? ( «Чтобы показать, как меняется настроение
рассказчика: белый цвет сменяется серым, черным; розовый переходит в красный ,
пестрый; мотив мазурки заглушается тоскливым звуком флейты и резкой дробью
барабана»).
Предложения с однородными членами,
использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать
внутреннее состояние героя.
В своих исследованиях ребята отметили, что в
эпизодах , передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают
конструкции с однородными членами . Давайте выясним, какова же их функция.
Что чувствует Иван Васильевич на балу? (Чтение
эпизода.-«Любовь, блаженство, счастье»).
Как Толстой подчеркивает это с помощью одной
синтаксической конструкции? Найдите это предложение в тексте.
(Я любил и хозяйку в фероньерке… и ее
мужа , и ее гостей, и ее лакеев, и даже…инженера Анисимова.-« Это
предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и,
что усиливает его эмоциональность». «В ряде однородных членов- слова,
обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника, т.е.
соединяются «однородные неоднородности»).
А каково состояние героя после бала, когда он
стал свидетелем сцены наказания? ( Чтение эпизода.-« Он чувствует стыд и
тоску»).
Как здесь автору удается с помощью однородных
членов выразить переживания Ивана Васильевича? (« Он использует однородные
определения в переносном значении: слово тошнота в переносном
значении- «отвращение, омерзение», поэтому доходящая до тошноты тоска –это
чувство, вызывающее «омерзение». «В предложении появляются нераспространенные
однородные сказуемые : опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал,
выскочил, которые выражают душевный разлад, беспокойство». «Автор использует
образное выражение-метафору вырвет ужасом, чем подчеркивает
несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами».)
Что же стало итогом душевного потрясения Ивана
Васильевича? Прочитайте.
( «Его любовь к Вареньке умерла».)
Почему Толстой соединяет в ряду однородных
слова неловко и неприятно? Когда мы испытываем
такие чувства? («Мы испытываем такие чувства, когда оказываемся невольными
свидетелями чего-то безнравственного в нашем понимании».)
« Вся жизнь переменилась от одной ночи , или,
скорее, утра…» . А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью?
(«Жестокость».)
- Как вы понимаете это слово? ( «Это
проявление безжалостности, беспощадности».)
Жестокость может проявляться по-разному , и
порождать ее могут разные причины. Включите слово в словосочетания, чтобы
показать это. ( Жестокость людей, времени, судьбы, мира, друга.)
IV. Подведение
итогов урока.
Учащиеся пришли к следующему выводу: погрузившись
в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными
членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной
характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.
Учитель добавляет: отбор нужных слов и
конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое по определению
Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам и насладиться языком
мастера, и понять его мысли и его авторскую позицию. Жестокость, которая
приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких
человеческих пороков.
V. Домашнее
задание.
-Напишите сочинение по ассоциациям,
отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Может быть, она
будет сходна с толстовским пониманием , а может быть , вам захочется
поспорить.
Список литературы
1.
Е.А. Владавская, Д.А.
Хаустова. «Диктанты и изложения 8 класс». Москва «Экзамен», 2014г.
2.
Контрольно-измерительные
материалы. Русский язык 8 класс. Москва «ВАКА» , 2012г.
3.
С.В.Кульневич, Г.П.
Лакоценина. «Современный урок». Издательство «Учитель» , 2010г.
4.
Е.Л.Ляшенко «Тесты по
литературе 8 класс». Москва «Экзамен», 2014г.
5.
В.А.Макаров, М.Ю.Никулин.
«Тексты для лингвистического анализа 5-9 класс». Москва «Экзамен», 2013г.
6.
Славянорусский корнеслов.
Издание пятое. Санкт-Петербург, 2012г.
7.
Л.В.Шибалова. «Конрольные
и проверочные работы по русскому языку 8 класс». Москва «Экзамен», 2013г.
8.
Интернет-ресурс по поиску http://www.mp3poisk.net
9.
Интернет-ресурс www.1september.ru
10.
Интернет-ресурс http://infourok.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.