Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока на тему: Авторская песня. Творчество Владимира Высоцкого "Поэты не рождаются случайно"

Конспект урока на тему: Авторская песня. Творчество Владимира Высоцкого "Поэты не рождаются случайно"

Скачать материал

 

 

Тема урока: Авторская песня

“Поэты не рождаются случайно...”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Авторская песня.   “Поэты не рождаются случайно...”.

Цели урока:

Образовательная: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры; показать значение творчества В. Высоцкого, рассмотреть особенности песенного, актёрского таланта В. С. Высоцкого; провести связь поколений ХХ-ХХI вв.;  пробудить познавательный интерес к романтикам 60-70-х г.

 Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обощать, выделять главное; развивать познавательный интерес, навыки выразительного чтения, умение работать со справочной литературой, сборниками.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к авторской песне, художественное мировоззрение.

Тип урока: урок сообщение нового материала.

Оборудование: сборники стихотворений, фонограммы песен, эпиграф урока, иллюстрации из кинофильмов, портрет писателя.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-          проверка готовности учащихся к уроку;

-          психологический настрой учащихся на работу;

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

-          сообщение темы и целей урока.

 

  1. Объяснение нового материала:

1) Слово учителя.

Эпиграф урока:

“...Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души...”

В. Высоцкий

-          Как вы понимаете слова эпиграфа?

-          Подберите ассоциативное выражение к эпиграфу урока.

 

Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песне чуть ли не вся страна слушала и пела песни “неофициальные”, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Б. Окуджавы, А. Городницкого, А. Галича, Ю. Визборга, В. Высоцкого...., а в застойный период В. Цоя, И. Талького и других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра в походах, в геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет её главную притягательность. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому её интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слёты и фестивали, возникали клубы авторской и самодеятельной песни. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили таким образом способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары.

- Сегодня мы поговорим о творчестве В. Высоцкого.

2) Сообщение учащегося о В. Высоцком

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же), русский поэт, автор и исполнитель песен на собственные стихи, актер.

Родился в семье военнослужащего, Семена Владимировича, и переводчицы с немецкого, Нины Максимовны Высоцких. В 1941-43 гг. с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне — Оренбургской) области; в 1947-49 жил в Германии с отцом и его второй женой. В юности заметное влияние на Высоцкого оказала творческая дружеская компания, собиравшаяся в доме по Большому Каретному переулку (Л. Кочарян, А. Макаров, В. Акимов и др.), где жил и он сам с отцом и мачехой в 1949-55 гг. (впоследствии переехал к матери).

В 1960 окончил Школу-студию МХАТ (среди преподавателей – способствовавший формированию литературных интересов Высоцкого А. Д. Синявский, специалист по поэзии «серебряного века»), недолгое время работал в Театре им. А. С. Пушкина, Театре - миниатюр, снимался в кино в эпизодических ролях. В начале 1960-х появились (и вскоре были записаны на тогдашние катушечные магнитофоны) первые песни Высоцкого, связанные обычно с тюремной темой: «Татуировка», «Рецидивист», «Формулировка» и др. Отражая присущий интеллигенции того времени интерес к уличному и лагерному фольклору, эти песни (сам автор называл их «стилизациями») в то же время содержат оригинальную авторскую интерпретацию такой тематики, табуированной для официальной советской культуры. Иронизируя над неожиданным «благородством» героя из уголовной среды, поэт еще и пародировал расхожие речевые штампы советской идеологии («Зачем нам врут: / «Народный суд!» - / Народу я не видел…» и т. п.).

-          Как вы думаете, какой смысл заложен в словах песни? Над чем поэт иронизирует? Звучит песня «Рецидивист».

Сообщение и чтение стихотворения учащимся.

Лучшие строки Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В его словах есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся.

Песня о друге

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так.

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой.

Там поймёшь кто такой.

 

Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился – и в крик.

Значит, рядом с тобой чужой.

Ты его не брани – гони.

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал и держал.

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

 

-          Определите тему стихотворения «Песня о друге».

-          Почему поэт говорит о разной дружбе, приведите примеры из жизни?

-          Какой дружбой нужно дорожить, подтвердите свои слова строками стихотворения?

Слово учителя

Важным творческим рубежом стал для Высоцкого 1964 год. Он приходит работать в преобразованный тогда Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова и вскоре становится одним из ведущих его актеров, демонстрируя мощную экспрессивную манеру игры: участвует в поэтических спектаклях («Павшие и живые», по стихам поэтов-фронтовиков, 1965), А. А. Вознесенского («Антимиры», 1965), В. В. Маяковского («Послушайте!», 1967), получает заглавную роль в пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» (1966), роль Хлопуши в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев» (1967). В 1967 на экраны выходит фильм С. С Говорухина и Б. В. Дурова «Вертикаль» с участием Высоцкого как актера и автора-исполнителя песен о горах, впервые широко «показавший» его стране и сильно способствовавший росту его популярности. К этому же времени (1967-68) относятся и первые крупные кинороли Высоцкого в фильмах «Короткие встречи» (режиссер К. Г. Муратова), «Интервенция» (режиссер Г. И. Полока), «Служили два товарища» (режиссер Е. Е. Карелов).

Просмотр иллюстраций к кинофильмам под песню «Он не вернулся из боя».

Поэтическое, песенное, творчество Высоцкого второй половины 1960-х годов отмечено заметным расширением тематики и образных средств. Сохраняя найденную еще в начале пути ролевую манеру (стихи от лица героя), Высоцкий теперь создает новую поэтическую «энциклопедию советской жизни», обширную галерею персонажей, беря их из самых разных социальных слоев советской действительности (часто его героями становились обыкновенные работяги), предпочитая людей с трудной судьбой, оказавшихся в ситуации важного жизненного выбора, идущих, по его выражению, «вдоль обрыва, по-над пропастью». Рассказанные им «жизненные» ситуации были всегда стопроцентно узнаваемы, диалоги, казалось просто подслушаны, яркие краткие реплики персонажей немедленно превращались в народные афоризмы («Поездка в город», «Инструкция перед поездкой за рубеж», написанные позднее «Диалог у телевизора», «Письмо в редакцию передачи «Очевидное невероятное» и др.). Удивительная достоверность и убедительность, демократизм героев и подкупающая искренность авторской манеры исполнения (манеры в то же время профессиональной, включавшей мастерское владение интонацией и хрипловатым, звучащим, словно из самой гущи жизни, голосом) создавали у публики впечатление, будто автор сам прошел все жизненные перипетии своих героев. Народное сознание мифологизировало Высоцкого, «превращая» его то в заключенного, то во фронтовика… Поэтическая палитра Высоцкого обогащается в эти годы за счёт обращения к травести («Песня о вещем Олеге», «Песня про плотника Иосифа, деву Марию и непорочное зачатие»…), иносказанию («Утренняя гимнастика»), гротеску («Вот главный вход…»). Художник творчески усваивал и стилизовал в своем творчестве мотивы разных музыкально-поэтических жанров – русского романса, цыганской песни, танго и др. 

Звучат песни «Диалог у телевизора» и «Утренняя гимнастика».                                  

На рубеже двух десятилетий поэтическая манера Высоцкого меняется: число ролевых, комедийных песен сокращается, лирика становится более рефлективной, исповедальной, философской. Это во многом было связано с работой поэта-актера над ролью Гамлета в спектакле Любимова, (премьера состоялась в 1971), ставшей центральной в его творческой судьбе (ее он играл без замен до конца жизни) и словно поставившей его перед «последними» вопросами — о предназначении человека, о соотношении «быть» и «не быть» в человеческой судьбе. В первой половине 1970-х гг. в поэзии Высоцкого нередко звучит тема смерти («Кони привередливые», «Мой Гамлет» и др.). Все настойчивее его стремление осмыслить свою поэтическую судьбу в контексте русской культуры («О фатальных датах и цифрах», «Памятник»). «Гамлетовское», философское начало пронизывает в эти годы даже большие заказные работы поэта (серии песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли», для дискоспектакля «Алиса в стране чудес»).

Звучит песня  «К вершине».

В 1967 познакомился с известной французской актрисой Мариной Влади, вскоре знакомство переросло в бурный роман, в 1970 они поженились, это обстоятельство помогло Высоцкому сделаться «выездным». Начиная с 1973, не раз выезжал за рубеж, он побывал в Англии, Италии, США, Канаде, Мексике и других странах, постоянно бывал во Франции. Во Франции вышли три диска. В составе труппы Театра на Таганке Высоцкий выступал (1975-1980) на сценах Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Впечатления от поездок отразились в песнях, как серьезных, так и шуточных («Черногорские мотивы», «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже» и др.).

Звучит песня «Зарисовка о Париже»

Сообщение учащегося. Пророк в своем Отечестве.

Широкий творческий диапазон, погруженность в жизненную стихию, не показной, органичный нонконформизм, неуемная фантазия, разговорный язык, насыщенный фразеологизмами и каламбурами богатый словообразовательными возможностями и одновременно рифмовкой («скалолазка моя» — «скалоласковая», «на тыши те» — «не отыщите»…, «нам бермуторно на сердце и бермутно на душе»), противостоявший гладкому и выхолощенному советскому новоязу, пронзительная, на разрыв аорты, манера исполнения — все это обеспечило песням Высоцкого широчайшую, поистине всенародную популярность. В 1960-1980-е годы в стране трудно было найти дом, квартиру, где бы не звучали песни Высоцкого — «всенародного Володи» (А. Вознесенский) — чаще всего переписанные на магнитной ленте, не всегда качественной. Власти, однако, предпочитали не замечать этой популярности, более того, не только замалчивали ее, но и время от времени обрушивались с критикой в ведущих советских изданиях («Комсомольская правда», «Советская Россия» и др.). Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов; за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько его грампластинок-миньонов (по 3-4 песни на каждой). Высоцкий не являлся членом творческих союзов и потому не имел официального статуса литератора или композитора. Многочисленные выступления поэта перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов.

Огромное напряжение на пределе человеческих сил в последние годы, болезненно переживаемое непризнание официальной литературой, сложные, с нарастающим конфликтом отношения в театре, личные проблемы, подорванное здоровье оборвали жизнь Высоцкого на творческом взлете. Его смерть (25 июля 1980 года) и похороны в дни московской Олимпиады стали событием национального масштаба и вылились в первое за долгие десятилетия советской истории массовое народное волеизъявление. Первый сборник поэта «Нерв» вышел (с сильными цензурно-редакторскими искажениями) лишь после его смерти, в 1981. Официальное признание поэта состоялось лишь в эпоху «перестройки», во второй половине 1980-х гг. В 1987 ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР. В 1989 в Москве был открыт Центр-музей В. С. Высоцкого. В 1990-е годы оформилось и высоцковедение, стали проводиться научные конференции, выходить монографии и сборники статей. В русской поэзии 20 века  В. Высоцкий по праву занял свое высокое место.

Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу.
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал.
Такие люди тишины достойны,
За нас за всех он криком откричал.

Звучит песня «Дайте собакам мяса».

 

А. Вознесенский. (Читает учитель)

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг,
а потом отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший баритон,
ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.

  1. Закрепление нового материала:(учащимся, которые сидят в парах,  раздаются вопросы, написанные на бумаге, обратная сторона которой является частью музыкального инструмента. Если правильно отвечают на вопрос то этот лист крепится на доске обратной стороной, собрав все части музыкального инструмента необходимо ответить на вопрос. Какое отношение имеет этот инструмент к теме урока?) 

-          Как вы понимаете словосочетание “авторская песня”?

-          Назовите темы которые охватывает творчество В. Высоцкого.

-          Почему А.Вознесенский назвал поэта “всенародным Володей”?

-          Почему авторская песня долго была запретом?

-          Какое образование у В. Высоцкого?

 

 

  1. Подведение итогов:

-          Анализ работы учащихся.

-          Оценивание ответов учащихся.

  1. Задание на дом:

 выучить наизусть любое стихотворение В. Высоцкого

 

Используемая литература:

- Журнал “Внеклассная работа в школе” № 9 2009 год

- В. Высоцкий НЕРВ сборник стихотворений.- Алмаата, 1988

- Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века 11 класс 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2004ю – 368 с.

- Журнал “Внеклассная работа в школе” № 8,12  2010 год

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему: Авторская песня. Творчество Владимира Высоцкого "Поэты не рождаются случайно""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: Образовательная: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры; показать значение творчества В. Высоцкого, рассмотреть особенности песенного, актёрского таланта В. С. Высоцкого; провести связь поколений ХХ-ХХI вв.; пробудить познавательный интерес к романтикам 60-70-х г. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обощать, выделять главное; развивать познавательный интерес, навыки выразительного чтения, умение работать со справочной литературой, сборниками. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к авторской песне, художественное мировоззрение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 959
    • DOCX 59 кбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Губанова Елена Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Губанова Елена Германовна
    Губанова Елена Германовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72785
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе