Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему

Конспект урока на тему


Тема урока «Культура ведения диалога»

Цели учебного занятия:

1. Определить, что такое культура диалога? Какие умения для этого нужны?

2. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: вести конструктивный диалог, высказывать свою точку зрения, проводить обобщения, развивать аналитическую деятельность.

3. Формировать у учащихся потребность в самовоспитании, самореализации.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.

Метод: проблемно-поисковый

Форма: диалог, полилог

Вид урока: анализ речевой ситуации

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня интересная работа. Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех.

II. Совершенствование знаний и умений.

1. Обоснование темы и целей урока.

- Для того чтобы целостно увидеть предстоящую работу, предполагается сегодняшнее занятие посвятить поиску ответов на 3 вопроса:

1) разобраться и определить, что такое «культура ведения диалога»?

2) ответить для себя, зачем необходимо овладеть культурой диалога?

3) Как для этого нужно общаться? Какие умения надо в себе развивать, чтобы чувствовать и понимать собеседника?

Ученые говорят: если ты хочешь достичь успеха в общении, обратись к 3-м вопросам: что? (определяет тему разговора), зачем? (определяет цель общения), как? (предполагает, каким способом, какими средствами будет достигнута цель общения).

Ответы на эти три вопроса и лежат в основе нашего занятия.

2. Актуализация знаний.

- Для того чтобы разобраться, что же такое культура диалога, предлагаю вам принять участие в познавательной игре «Словарь». Представим себе, что всех нас пригласила одна очень солидная фирма, для того чтобы создать словарь «Культура общения учащегося». Любой словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями или переводом. Поэтому нашей первой задачей является отбор самых существенных для понимания речевой культуры терминов и их толкований.

- Как вы думаете, какие термины должны быть обязательно в этом словаре? (ответы учащихся).

- Мы должны рассмотреть и дать толкование трем терминам: культура, речевая ситуация, общение.

А теперь допустим, что каждый стол у нас является «ответственной редакцией» за подготовку одной словарной статьи, т.е. характеристики того или иного понятия. Каждая пара учащихся готовит словарную статью одного из трех понятий.

Задание: сформулировать краткую характеристику термина в нескольких предложениях.

- Работа в парах (5 мин.)

- Обсуждение. Вспоминаем основные правила при обсуждении:

1. Нельзя высказываться в негативно-категоричной форме типа «Это неправильно, плохо».

2. Сомнение и несогласие с позицией авторов можно формулировать, используя выражения типа: «Мне кажется, что лучше было бы…», либо предложить их в форме вопроса.

3. Анализ основных компонентов речевого диалога (слайд):

тема и основная мысль цель общения

hello_html_5b3e4d3b.gifhello_html_m131478f4.gif (что?) (зачем?)

hello_html_1639db13.gif


Вывод: если человек не приучен учитывать эти важные условия успешности речевой ситуации, продуктивность его речевой деятельности непременно снижается.

III. Самостоятельная работа в микрогруппах.

Ситуативное упражнение.

- Представьте себе, что вы оказались свидетелями диалога двух подруг, только что покинувших зал художественной галереи. Дайте анализ их общения в диалоге после проигранной ситуации.

Задание для 1 группы: Какова тема диалога? Насколько глубоко содержание раскрывает тему? Какова основная мысль высказываний? Соблюдались ли основные условия общения?

Задание для 2 группы: Какова речь каждой из участниц? Можно ли ее назвать «хорошей» речью? Какие качества «хорошей» речи отметили у участниц? Как в диалоге проявилась индивидуальность личности каждой? Каков объем активного словаря участвующих в диалоге? Можно ли назвать их речь богатой?

Задание для 3 группы: Какова общая культура участниц диалога? Как она проявилась в общении? Умеют ли девочки слушать друг друга? Каков их этикет речи?

- Разыгрывание речевой ситуации (диалога).

- Обсуждения по группам.

- Выступления групп. Анализ речевой ситуации.

Вопросы к участницам диалога:

1. При подготовке задания обращались ли вы к словарю? В каком случае?

2. В чем были ваши трудности при подготовке диалога? Каких умений вам не хватало?

Вывод по работе групп: культура диалога – это, прежде всего, высокое развитие умений – умения слушать другого, понимать его точку зрения и отстаивать свою в конструктивном споре, искренне интересоваться собеседником, вести диалог «от него», исходя в первую очередь из него интересов.

IV. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

- Человек, владеющий культурой общения, интересен, успешен. Он легко покоряет высоты, достойно отвечает вызову времени. Помните древнегреческий миф, в котором эпическому герою Тесею удалось выбраться из громадного, полного опасностей дворца лабиринта благодаря клубку ниток, подаренному ему Ариадной, дочерью критского царя Миноса. Нам выпало жить в бурное время. Подобно Тесею, мы движемся в сложном лабиринте жизни, где на каждом шагу – сложные ситуации, нестандартные вопросы. Для того чтобы достойно отвечать на информационный вызов времени, мы и изучаем с вами наш предмет. Ваши речевые и коммуникативные умения и будут для вас волшебной нитью Ариадны в жизни.

Конспект урока на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок на данную тему был проведён на факультативном занятии "Культура речи" в 9 классе. Цели учебного занятия:

1. Определить, что такое культура диалога? Какие умения для этого нужны?

2. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: вести конструктивный диалог, высказывать свою точку зрения, проводить обобщения, развивать аналитическое мышление.

3. Формировать у учащихся потребность в самореализации и самовоспитании.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.

Метод: проблемно-поисковый.

Форма урока: полилог, диалог.

Вид урока: анализ речевой ситуации.

 

 

 

 

 

 

Вид урока: анализ речевой ситуации

Автор Алексеева Елена Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 52695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓