Главная / Физика / конспект урока на тему

конспект урока на тему

Тема: Сила упругости. Закон Гука

Задачи:

1.  Образовательная: ввести понятие силы упругости, деформации тела, привести примеры видов деформации, сформулировать закон Гука.

2.  Развивающая: развитие умения применять закон Гука к решению задач, логического

мышления, умения оперировать физическими терминами, понятиями, продолжить умение наблюдать и объяснять физические явления, планировать и проводить эксперимент.

3. Воспитательная: развивать правильную речь, используя физические термины, умение работать в парах.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а так же выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца.

Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

II. Проверка домашнего задания:

  1. В результате чего может меняться скорость тела.

  2. Что такое сила?

  3. От чего зависит результат действия силы на тело?

  4. Как изображают силу на чертеже?

  5. Какое явление называется явлением всемирного тяготения?

  6. Кто установил закон всемирного тяготения?

  7. От каких величин зависит сила всемирного тяготения?

  8. Какую силу называют силой тяжести?

  9. Почему сила тяжести на полюсах Земли несколько больше, чем на экваторе и других широтах?

  10. Как зависит сила тяжести от массы тела?

  11. Как направлена сила тяжести?

III.Изучение нового материала

1. Постановка проблемного вопроса.

Книга, лежащая на столе, может сама по себе упасть? (Нет, она находится в состоянии покоя.) Шар висит на нити, брусок лежит на столе, снег лежит на крыше. Падают ли тела? (Нет.) Почему покоятся тела, лежащие на опоре или подвешенные на нити? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Итак, предположим, что сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает?

2. Объяснение причины покоя тел, лежащих на опоре или подвешенных на нити.

Проведём опыт. На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю.

Под действием силы тяжести гиря начнёт двигаться вниз и прогнёт доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора (доска) действует на тело расположенное на ней.

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод. На гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести.

3. Тема урока: "Сила упругости. Закон Гука".

- Открываем свои рабочие тетради, записываем на полях число и тему урока по центру "Сила упругости. Закон Гука".

- Дадим определение силы упругости и запишем его в тетрадь.

Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

4. Объяснение причины возникновения силы упругости деформацией тела (опоры).

Направление силы упругости противоположно направлению силы тяжести. Когда мы наблюдаем равенство силы тяжести и силы упругости? (При остановке тела и опоры.)

Обозначение: http://festival.1september.ru/articles/599304/img3.gif.

http://festival.1september.ru/articles/599304/img3.gif возникает при деформации тел.

А теперь давайте сформулируем, что называется деформацией тела. Ученики высказывают свои предположения, а затем записывают определение в тетрадях. (Ответ учащихся: деформация – любое изменение формы и размера тела.)

Учитель предлагает учащимся познакомиться с деформациями. В качестве задания учащиеся растягивают пружины, пластилин. В результате опытов ученики убеждаются в том, что деформации можно разделить на упругие и пластические:

Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется упругой.

Деформация, при которой тело не восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется пластической

5. Виды деформаций:

  1. Растяжение (тросы, цепи).

  2. Сжатие (колонны, стены).

  3. Сдвиг (болты, заклёпки).

  4. Кручение (гайки, валы, оси).

  5. Изгиб (мосты, балки).

Точка приложения силы упругости (на доске изображение вектора силы упругости).



IV. Физкультурная минутка – 2 минуты.

Учащимся предлагается встать со своих мест, и, закрепляя виды деформаций, показать с помощью своего тела все 5 видов деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб.

Ну а теперь давайте выясним почему возникает сила упругости. Наш второй вопрос: причины силы упругости.

Педагог спрашивает у класса, что они знают о строении твердых тел, например линейки. Ученики отвечают, что все тела состоят из молекул, между которыми существуют промежутки. В твердых телах молекулы образуют кристаллическую решетку, а, следовательно, между ними существуют определенные расстояния. Учащиеся делают вывод о возникновении межмолекулярных сил притяжения и отталкивания на основании изученного ранее материала, что создает ситуацию успеха на уроке,

Вывод: Причиной силы упругости являются межмолекулярные силы.

Итак, мы выяснили с вами что представляет собой сила упругости, когда она возникает, ее причины, а теперь давайте выясним, отчего зависит сила упругости

6. Объяснение закона Гука.

а) Практическое задание – 10 мин.

Работа по группам (4-5 групп)

На штативе закреплена пружина (разной жесткости), резинка (различное растяжение) отмечены: нулевой уровень (точка отсчёта) и конечного положения пружины в состоянии покоя.

Этапы:

  1. Измерить длину пружины в первоначальном положении.

  2. Подвесить к пружине 5 грузиков, масса каждого по 100 г.

  3. Прикрепить стрелку в конечном положении пружины.

  4. Измерить длину пружины в конечном состоянии пружины.

  5. Найти разность длин пружины.

Lо – начальная длина пружины;
L – конечная длина пружины;
http://festival.1september.ru/articles/599304/img1.gifL = L – Lо – изменение длин пружины.

Вывод. Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела, а растяжение зависит от жесткости пружины и растяжения резинки.

В этом и заключается Закон Гука. Был открыт английским учёным Робертом Гуком в 1660 г. (доклад уч-ся: биография Р.Гука).

(Показ видео ролика на тему: "Сила упругости. Закон Гука".)

Формула:

http://festival.1september.ru/articles/599304/img2.gif

где http://festival.1september.ru/articles/599304/img1.gifL – удлинение тела (изменение его длины);
k – коэффициент пропорциональности (жёсткость).

Жёсткость тела зависит от формы и размеров, материала, из которого оно изготовлено.

Закон Гука справедлив только для упругой деформации, т.е. если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение

V.Закрепление нового материала

1. Беседа по вопросам:

- Когда возникает сила упругости?

- Что называется деформацией тела?

- Какие виды деформации вы знаете?

- Как формулируется закон Гука?

- как записывается закон Гука?

2. Выполнение заданий



Выполнение задания (самопроверка).

  1 вариант. Чему равна жесткость пружины, если под действием силы 2Н, она растянулась на 4см?

 

  2 вариант. На сколько сантиметров растянулась пружина жесткостью 105 Н/м под действием силы

Задание по выбору.

  Задача на «3»:

Какова сила упругости, возникающая в пружине, жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см?

  

Задача на «4»:

Сила 12Н сжимает пружину на 7,5 см. какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину?

 

  Задача на «5»:

Пружина длиной 3см при нагрузке 25Н удлинилась на 2мм. Определить длину пружины при нагрузке 100Н.

  

http://brestschool7.iatp.by/images_45/volinsky_37.jpg

http://brestschool7.iatp.by/images_45/volinsky_38.jpgВ тетрадях конспект урока

Конспект урока

Силой упругости называют ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Деформация – это ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________


Виды деформаций:

1.

2.

3.

4.

5.


Силу упругости определяют по формуле ________________________________________
____________________________________________________________________________

Закон Гука гласит :__________________________________________________________
____________________________________________________________________________



















конспект урока на тему
  • Физика
Описание:

Урок разработан для учащихся 7 класса.Изучение нового материала методом исследования.

Исходя из учебных возможностей и психологических особенностей, мною определены цели, задачи и средства, форма и методы урока.

Задачи урока расширить и углубить уже имеющиеся первоначальные сведения о силах встречающихся в природе. Установить экспериментально зависимость между величинами в законе Гука.

Содержание учебного материала урока дают возможность реализовать практическую направленность, изучаемой темы. 

Содержание материала соответствует программе и учебным возможностям учащихся. Задания для учащихся подобраны соответственно способностей учащихся, развитию логического мышления, формированию мировоззрения и расширения кругозора учащихся.

 

Автор маловик татьяна Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 733
Номер материала 47844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓