Главная / География / Конспект урока на тему "Воды суши. Реки"

Конспект урока на тему "Воды суши. Реки"

«Мой университет - www.moi-mummi.ru»


Технологическая карта урока

Тема урока Воды суши. Реки

Цели для ученика


1. Научиться составлять понятие с опорой на схему

2. Узнать, что такое речная долина и что в неё входит

3. Создать групповой проект «Речная долина»

Цели для учителя

Образовательные: развивать умение работать с различными видами карт, сравнивать географические объекты, расширить понятие «река», обеспечить усвоение новых терминов (бассейн реки, водопад, водораздел, пойма, порог, приток, речная долина, речная система, русло, устье) особенностей равнинных и горных рек, причин образования порогов и водопадов;

Развивающие: развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, сообразительность, способствовать формированию регулятивных УУД;

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных УУД, развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к одноклассникам, поддерживать познавательный интерес к изучению географии

Тип урока- урок новых знаний


Опорные понятия, термины: река, исток

Новые понятия бассейн реки, водопад, водораздел, пойма, порог, приток, речная долина, речная система, русло, устье

Формы контроля: поэлементный контроль при выполнении каждого задания (сравнение с образцом), составление «Словаря терминов», выполнение итогового группового проекта «Речная система»

Домашнее задание формулируется самим учащимися, исходя из своих затруднений и достижений на уроке, обязательное: прочитать параграф 17, составить к нему 2 вопроса, не повторяя приведенных в конце параграфа, выучить термины

Использованные электронные ресурсы:

http://tulkovo.moy.su/load/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/prijom_fishboun/3-1-0-24

Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» ООО Дрофа, 2006 г.

Электронное пособие «Физическая география Алтайского края»

Интернетурок «Реки» http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/bgidrosferab/reki?seconds=0

Дидактический материалы для учащихся. ИЦ «Вентана-Граф», 2014 г.

Электронное приложение к учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Просвещение, 2013 г.

http://legocomp.ru/2013/05/generator-rebusov/


Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

Организационный момент (1 мин)


Организует контроль готовности к уроку

Проверяют наличие необходимого оборудования.


Умение организовывать рабочее место


Актуализация знаний. (3 мин)

Презентация

Электронная карта: Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» ООО Дрофа, 2006 г.

Предлагает разгадать ребус.

Картографическая 5 минутка: определите местонахождение данных географических объектов и разместите там карточку с названием объекта.

Предлагает проверить по правильность выполнения задания, используя электронную карту, разделить объекты на группы с объяснением выбора.


Организует рефлексивную оценку деятельности учащимися


Размещают на карте карточки с названиями рек (Приложение 1) , проверяют правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы, проводят классификацию по ГП

отвечают на вопросы по ходу выполнения работы:

Что нужно было сделать в этом задании

Какая была цель, что нужно было получить в результате

Удалось ли получить результат

Полностью ли справился с заданием самостоятельно или с помощью учителя

Работа с картой, определение ГП крупнейших рек мира

Анализ собственной деятельности

Умение работать в паре

Вводная беседа (2 мин)


Организует анализ имеющейся информации

Отвечают на вопрос: Что объединяет эти объекты?

Определите предмет изучения на уроке и тему урока.

Анализ и сравнение информации

Определение темы урока


Умение слушать и вступать в диалог.

Целеполагание (2 мин)

Презентация

Организует целеполагание

Фиксирует на доске ответы учащихся

Сообщает о создании «Схемы речной долины», помогает выявить затруднение, задав вопрос: Сможете ли вы сейчас выполнить это задание?

Помогает сформулировать цель урока, задавая наводящие вопросы

Указывают, что уже знают об этом географическом объекте.

Используя слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим, научимся – формулируют цель урока


Постановка цели учебной задачи.

Планирование деятельности

Умение слушать и вступать в диалог.

Изучение нового материала (20 мин)

Презентация

Чтобы выяснить, что такое речная система, надо понимать, а что же такое река. Попробуем сформулировать это понятие, используя схему «Как составить понятие». Организует работу со схемой

Используя схему (Приложение 1) формулируют определение термина «река», сравнивают с определением в тексте учебника

Умение формулировать определение, сравнивать, выделять главное

Сравнение с образцом

Умение слушать и вступать в диалог.

Интернетурок «Реки» http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/bgidrosferab/reki?seconds=0

1м45с-2м39с

Если река течёт, то у неё должны быть начало и конец, найдите в тексте учебника, как они называются

Каким бывает исток и устье? На этот вопрос ответить поможет фрагмент видеоурока.

Используя текст учебника С. 96, дают определения терминам «исток» и «устье».

Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопрос. Выясняют, какая еще дополнительная информация была в предложенном фрагменте

Формирование знаний об истоке и устье реки Умение извлекать информацию из различных источников


Умение высказать своё мнение

Электронная карта: Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» ООО Дрофа, 2006 г.

Презентация

Посмотрите на карту, почему реки в устье шире, чем у истока

Предлагает выполнить задание по карте: «Назовите крупные притоки р Амазонка, р. Волга, р. Обь на территории Алтайского края» ( по вариантам, работая в паре).

Определите, какие притоки являются правыми, а какие левыми.

Организует рефлексивную деятельность учащихся

Анализируют карту, высказывают предположение

о наличии притоков

работают с картой Южной Америки и РФ в атласе, картой Алтайского края. Что может послужить источником информации

Возникло ли затруднение при выполнении этого задания, почему?

Формируется понятие притоки, речная система, приток определяют источник информации

Выявляют затруднение

Умение слушать и вступать в диалог.

Физминутка ( 2 мин)

Презентация

Немного передохнем и отгадаем загадку, о какой крупной реке идёт речь?

Как вы думаете, какому изображению схемы речной долины рис 63 с . 98 соответствует р. Амазонка. Свой ответ аргументируйте.

Все ли вам понятно на рисунке, где можно найти недостающую информацию.

Сравните схему речной долины равнинной и горной реки.

Отгадывают загадку, анализируют схему речной долины, выбирабт соответствующую схему, используя текст учебника допоняют недостающую информацию, сравнивают схемы между собой, используя план сравнения (Приложение 1)

Формирование представлений об особенностях речной долины горной и равнинной реки,

Сравнение объектов

Выявление затруднения, определение источника информации, работа по плану

Умение работать в паре

Презентация

Немного отдохнем и потренируем внимательность и сообразительность

Организует сравнение объектов. Что бы сравнить, необходимо сначала выяснить, что такое пороги и водопады? При возникновении затруднения предлагает воспользоваться текстом учебника с.98 и рис. 64, 65

Для ответа на последний вопрос организует работу в группе по методу «Фишбоун»

Отгадывают ребус и загадку.

Отвечают на вопрос учителя: Что общего у этих географических объектов?

На всех ли реках можно встретить пороги и водопады? Чтобы ответить на этот вопрос, работают в группе, выполняя задание приложения 2

Формирование представлений о порогах и водопадах,

Сравнение объектов


Умение слушать и вступать в диалог.

Закрепление (12 мин)

Презентация

У нас на уроке появилось множество новых терминов, составим с вами словарь терминов по теме «Реки»

Используя полученные знаний и текст учебника, в паре составляют «Словарь урока» (Приложение 3), сверяют с образцом

Систематизация полученных знаний

Самопроверка по образцу

Умение работать в паре

Применение знаний в новой ситуации


Предлагаю вам , работая в группе выполнить творческий проект и создать схему «Речная система», что мы должны сделать

Планируют деятельность, оценивают имеющиеся ресурсы, выполняют групповой проект «Речная система», опираясь на имеющиеся знания

Систематизация полученных знаний

Планирование деятельности

Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе

Рефлексивная деятельность (3 мин)

Презентация

Оцените свою работу в группе

Кому сегодня за работу на уроке можно присвоить звание «наимудрейший» Предлагает самим сформулировать домашнее задание, исходя из своих затруднений и достижений на уроке, опрашивает несколько учащихся, формулируют обязательную часть задания.

Анализируют деятельность, оценивают свою работу в группе (Приложение 4).

Участвуют в формулировании домашнего задания



Анализ и оценка собственной деятельности, деятельности других, выявление своих достижений и затруднений

Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе


Приложение 1

Справочный материал к уроку


Для постановки цели используй слова помощники:

Повторим

изучим

узнаем,

проверим

научимся



hello_html_7bc8de5a.png


Схема 1. Как составить понятие





Памятка


Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определить объекты сравнения.

2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы.






Приложение 2


Используя имеющиеся знания, текст учебника стр.98, дополните предложенную схему и ответьте на вопрос: На всех ли реках можно встретить пороги

hello_html_m292f2a48.png


Приложение 2


Используя имеющиеся знания, текст учебника стр.98, дополните предложенную схему и ответьте на вопрос: На всех ли реках можно встретить водопады


hello_html_m292f2a48.png

Приложение 3

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Установите соответствие

Термин

Понятие

БАССЕЙН РЕКИ


Начало реки

ВОДОПАД


Часть речной доли, затапливаемая в половодье

ВОДОРАЗДЕЛ


Территория, с которой воды стекают в главную реку

ИСТОК


Река, впадающая в другую реку

ПОЙМА


Граница бассейна реки

ПОРОГ


Вогнутая форма рельефа, созданная рекой с общим уклоном в сторону текучей воды

ПРИТОК


Падения речной воды с уступа, образованного твёрдыми горными породами русла реки

РЕКА


Главная река со всеми притоками

РЕЧНАЯ ДОЛИНА


Наиболее пониженная часть речной долины, постоянно занятая рекой

РЕЧНАЯ СИСТЕМА


Участки русла реки с бурным течением и выходом твёрдых горных пород

РУСЛО


Место впадения реки в другую реку, озеро или море

УСТЬЕ


Водный поток, который течёт в выработанном им углублении - русле










Приложение 4



hello_html_m3daf4367.png




Конспект урока на тему "Воды суши. Реки"
  • География
Описание:

Урок проводится в рамках реализации ФГОС ООО в соответствии с программой  А.А. Летягина «География. Начальный курс». При проведении урока используется учебник А.А. Летягина «География. Начальный курс», Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» ООО Дрофа, 2006 г., Электронное пособие «Физическая география Алтайского края» и т.д. Закрепление изученного материала организуется в форме выполнения группового проекта «Речная система».

Автор Болдарева Ольга Валериевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 38448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓