Главная / История / Конспект урока на тему

Конспект урока на тему

Тема урока в 9 классе: «Оттепель в духовной жизни».

Цели урока:

  1. Знакомство с особенностями развития культуры, науки и образования в период хрущевской оттепели.

  2. Развитие умений работать с документами, анализировать, делать выводы, излагать проблемные вопросы.

  3. Воспитание и приобщение учащихся к духовно- нравственным ценностям.



Методы: объяснительно - иллюстративный, словесный, проблемно-поисковый.

Презентация.

Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Садитесь.

Звучит трагическая музыка. Высвечивается слайд с изображением похорон И.В. Сталина.

Учитель: 5 марта 1953 года – смерть Иосифа Виссарионовича Сталина. Скончался великий вождь. Эта была трагедия для всего народа. Заканчивается целая эпоха в жизни государства. Смерть до основания потрясла душу каждого человека в нашей стране, хотя и вызвала разные чувства.

Как теперь жить? Что произойдет с нами? Куда пойдет страна?

На экране портрет Н.С. Хрущева.

Учитель: Приходит к власти новый человек - Никита Сергеевич Хрущев. С приходом к власти Хрущева, как мы знаем, в жизни государства и народа совершаются большие изменения в экономике, политической и социальной сфере.

Хрущев интересен сам по себе. Шутка ли, сын простого крестьянина, шахтер, обыкновенный слесарь, получивший самое минимальное образование. Он был вознесен на такую вершину власти. Обласканный Сталиным, он стал смелым сокрушителем культа.

Но история любит парадоксы, если она вручила такую власть простому мужику из деревни Калиновки Курской области.

Не менее интересна и эпоха Хрущева, так точно названная Ильей Эренбургом – «оттепелью». Это один из самых важных, и быть может, самых непростых периодов истории Советского Союза.

Посмотрим сюжет об Эренбурге.

Учитель: Ребята, что, по вашему мнению, называется «оттепелью»? (Ответы учащихся).

На экране слайд « Галерея картин с оттепелью».

Учитель: Мы видим картины разных художников, которые изобразили оттепель.

- Какие чувства, эмоции вызывают эти картины?

(Ответы учащихся).

Учитель: Говоря о хрущевской эпохе – это еще была не весна, а именно оттепель, наступившая после долгой суровой сталинской зимы. И в то же время, за оттепелью мог последовать легкий морозец. Как отмечают современники, Хрущев разрушил зло, дышать стало легче.

Однако, вся политика Хрущева в сфере духовной жизни носила противоречивый характер.

И это мы должны сегодня на уроке доказать с вами. Вся атмосфера в классе, все, что вас окружает, поможет понять сущность хрущевской оттепели и ответить на важный вопрос:

- В чем вы видите противоречивый характер оттепели в духовной сфере?

Поставим перед собой цели:

  1. Познакомимся с особенностями развития культуры, науки и образования.

  2. На конкретных примерах рассмотрим процесс преодоления сталинизма в духовной жизни общества, противостояния тоталитарной системе путем выражения новых идей в науке, искусстве.

Попробуем составить свое мнение об изменениях, противоречиях, произошедших в духовной жизни.

Ученики самостоятельно называют тему урока.

Учитель: А теперь обратимся к научному понятию термина и запишем его в тетрадь.

Оттепель – это духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Учитель: На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Об этом мы узнаем из сообщений учеников. (Приложение 1)

Учитель: Творческая интеллигенция, почувствовав свободу, постепенно начинает формировать оппозицию существующему политическому тоталитарному режиму.

Резкой критике «за недооценку руководящей роли партии» регулярно подвергались известные поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и др.

Сейчас мы познакомимся с произведением Роберта Рождественского. Прослушаем отрывок из стихотворения «История» и проанализируем его с исторической точки зрения.

Ученица выразительно читает стихотворение (Приложение 2).

Учитель: Ребята, на партах у вас находятся тексты стихотворения Рождественского и задания к нему. Прочитав стихотворение, вы должны подтвердить из стихотворения следующие положения:

- представители власти не говорят всей правды своему народу;

- история как наука искажается в угоду власти;

- по воле авторов, пишущих историю некоторым личностям приписывают заслуги, которых они не достойны;

-автор настаивает на честном освещении исторических фактов, на открытости этой науки.

Учащиеся работают с текстом.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод, проанализировав этот отрывок. Показывает ли данное произведение позицию автора?

- Согласен ли Рождественский с советской единой идеологией?

-Какой можно сделать вывод? (мнение учащихся).

Учитель: Мы видим, что автор пытается отступить от принципа социалистического реализма, выражает свои мысли так, как считает нужным, противостоит сталинской системе.

После XX съезда большие изменения к лучшему произошли в изобразительном и музыкальном искусстве.

С презентацией и сообщением о живописи и музыке выступит учащиеся. (Приложение 1)

Учитель: Большие изменения происходили не только в искусстве. Огромными шагами вперед двигалась отечественная наука. С сообщением о науке выступит учащийся.

Видеофрагмент о полете Гагарина в космос.

Учитель: Только образованный человек может анализировать порядок жизни, в котором он живет, искать пути самовыражения. Сложившаяся система образования в 30-е годы нуждалась в обновлении.

Обратим внимание на основные изменения, которые произошли в сфере образования.

Самостоятельно прочитаем последний пункт &41, стр. 290-291 и ответим на вопросы:

- В каком году была проведена реформа образования? (1958 г.)

- Какой стала новая структура среднего образования в СССР с 1958 года?

-Что вы узнали о политехнической школе?

- С какими новыми проблемами столкнулись руководители предприятий?

- Какой можно сделать вывод? (Ответы учащихся)

Учитель делает вывод: однако советская интеллигенция реформой школы была недовольна, уровень образования выпускников снизился.

«Оттепель» сыграла свою важную роль в жизни людей, но мы продолжаем видеть противоречия в духовной жизни. Политическое руководство страны всячески стремилось удержать культуру «в рамках».

Доказательством нам послужит документ выступлений Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.


Работа с учебником, стр. 289.Дети самостоятельно читают.

Вопросы к документу:

- Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым?

- Насколько определенными они были?

-Выскажите свое понимание того, что Хрущев называл «идейными шатаниями».


Закрепление изученного материала.

Учитель: Когда вы зашли в класс, что заметили необычного? На что обратили внимание?

(Предварительно класс оформляется: выставка книг «хрущевской эпохи», доска завешивается пополам материей черного и белого цвета. На ткани вывешивается тема урока зелеными буквами).


- Какие цвета наиболее ярко преобладают на уроке? (Черный, белый, зеленый цвета)

- Мы видим черные и белые полотна. Как вы думаете, что символизирует белый и черный цвет?

- Как соотнести цветовые гаммы, деятелей культуры и всю хрущевскую эпоху? Кого или что вы поместили под белое и черное полотно?

Ответы учащихся.


- Мы возвращаемся к галерее картин. И это не случайно. Выберите из множества картин ту, которая, как вы думаете, соответствует той хрущевской оттепели, противоречивой эпохе.

- Чем она необычна? Какие цвета в ней доминирует?

Предположительные ответы учащихся (мы видим вновь присутствие белых и черных тонов, белый снег, черная земля, ярких красок почти нет).

Учитель: Мы не можем сказать, что это начало весны, а действительно оттепель - именно «хрущевская оттепель». А теперь сделаем вывод из всего увиденного и рассказанного.

- В чем вы видите противоречивый характер оттепели в духовной жизни? -Что положительного и отрицательного мы узнали о той прошлой эпохе?

Дети отвечают.

Вывод на экране: развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер.

С одной стороны, был дан импульс для развития отечественного образования, науки, искусства.

С другой - деятели советской культуры находились в жестких рамках под контролем партийного аппарата. Партия не допускала свободы творчества. Неугодные творческие работники подвергались преследованиям и репрессиям.


Заключение: уходит из жизни Н.С. Хрущев. С ним заканчивается целая эпоха. Удивительно то, что уйдя из жизни, скульптор Э. Неизвестный, который тоже подвергся критике со стороны руководства партии создает ему памятник из черного и белого мрамора. (На экране памятник Хрущеву). Эрнест сказал такие слова: «Я так и не понял, что в нем было больше: белого или черного….»

Домашнее задание:

А вам, ребята, необходимо самим попробовать найти ответ на данный вопрос. Запишите домашнее задание: написать сочинение - размышление в тетради «Что же было более в этом человеке: белого или черного?» Вы можете использовать материал учебника & 41, предыдущие изученные темы и дополнительный материал.

Урок окончен, всем спасибо. Оценки за урок.













































Урок рассчитан на сильных и средних учеников. Если класс слабый, часть сообщений и презентаций, приготовленных детьми, можно убрать и провести другие формы работы со слабоуспевающими детьми.

Приложение 1 Сообщения учащихся

Сообщение 1

XX cъезд КПСС способствовал процессу обновления разных сторон в жизни общества и культуре. Наиболее ярко это проявилось в литературе.

Принцип «социалистического реализма» оставался ведущим. Послабление цензуры способствовало активной деятельности творческой интеллигенции. В это время появляется множество прекрасных произведений известных авторов: Михаила Шолохова «Поднятая целина», Владимира Дудинцева «Не хлебом едины», Алексея Николаевича Толстого, его роман «Петр I», Веры Пановой «Времена года», Михаила Кольцова «Испанский дневник», Исаака Бабеля «Конармия», Валентина Катаева «Избранное» и мн.др.

В период «оттепели» было восстановлено доброе имя многих репрессированных деятелей отечественной культуры: писателей Осипа Мандельштама, Исаака Бабеля. Вновь стали печатать произведения Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Список запрещенных авторов сократился с 3.310 до 675 имен.

Сообщение 2

Однако, наряду с очевидными послаблениями продолжали сохраняться пережитки сталинского времени. В период «оттепели» трагично сложилась судьба автора романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. В 1957 году писатель завершил работу над романом. В своей книге автор попытался по- новому взглянуть на Октябрьскую революцию. Пастернак передал рукопись в журнал «Знамя». Одновременно его копия попала в руки итальянского издателя, который опубликовал книгу без ведома автора. Год спустя шведская академия присудила Пастернаку за роман Нобелевскую премию. Это вызвало бурю негодования в руководстве КПСС. Началась травля писателя. Пастернак был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны. Эта участь не обошла стороной будущего Нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского, который начал писать стихи в 1958 году. Но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на икусство и эмигрировал за границу.

Александр Твардовский- главный редактор журнала «Новый мир» превратил журнал в орган либеральной творческой интеллигенции, осуждающий сталинизм и отстаивающий свободу личности. Именно в «Новом мире» в 1962 году появилась повесть Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где рассказывалось о жизни в ГУЛАГе. Миллионы людей спешили прочесть это произведение. Решение о публикации рассказа, повествующего о жизни заключенных было принято на заседании Президиума ЦК КПСС под личным влиянием Хрущева.

Таким образом, мы видим, что «литературная оттепель» была крайне противоречивой. Запреты и репрессии никуда не исчезли, их применяли избирательно.

Сообщение 3

Благодаря начавшейся «оттепели» отечественная культура обогатилась яркими произведениями, получившими признание не только на родине, но и за рубежом. В советской живописи было реабилитировано, т.е. восстановлено доброе имя искусству авангарда 20-х г.г. Наряду с известными работами «Полдень», «Мама» Аркадия Пластова, «Свадьба на завтрашней улице» Юрия Пименова, «Теплый день» Анатолия Левитина утверждалось новое направление – «суровый стиль» с его драматизмом в оценке жизненных позиций.

В этом направлении работали Павел Никонов, его произведения- «Наши будни» и «Геологи», «Плотогоны» Николая Андронова.

В Москве пока прошли еще скромные выставки русских авангардистов Малевича, Филонова, Татлина. В 1962 году на выставке в столице были показаны работы советских художников 20-30-х годов, которые долго скрывались от зрителей. К советскому зрителю вернулось творчество выдающихся скульпторов – Сергея Коненкова и Степана Эрзи, возвратившихся из долгой эмиграции. Серия женских портретов Эрзи наряду с работами других мастеров вызвали живой отклик у современников.


Сообщение 4

В 50-е годы «оттепель» наступила и в музыкальном искусстве. Было отменено постановление ЦК ВКП 1948 года «Об опере «Великая дружба», где критике подверглись советские композиторы - Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Вано Мурадели. Партия признала ошибочность оценок, вынесенных художественным произведением. В 50-е годы Дмитрием Шостаковичем были написаны 10 и 11 Симфония. Яркими музыкальными произведениями было отмечено начало творческой деятельности композиторов Эдисона Денисова, Андрея Петрова, Георгия Свиридова, Альфреда Шнитке и др.

Сообщение 5

В 1954 году в СССР была пущена первая в мире атомная электростанция в Обнинске. Развивается система Академии наук. В 1957 году принимается решение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. Был создан Международный центр ядерных исследований в г. Дубна. В районе Новосибирска началось строительство научного городка, который превратился в крупнейший исследовательский центр. К 1959 году в стране имелось 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалось к 300 тысячам.

-К числу крупнейших достижений отечественной науки можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазатрона- ускорителя элементарных частиц.

- Был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

- Запущен в космос первый искусственный спутник Земли- 4 октября 1957 года.

- Вышел на трассы первый в мире реактивный пассажирский лайнер ТУ- 104.

- Было создано пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета».

Большой интерес вызвал ВПК. На его нужды работали крупнейшие ученые страны: Королев, Келдыш, Туполев, Сахаров, Челомей, Курчатов.

Настоящий переворот в сознании людей произошел 12 апреля 1961 года, когда Ю.А. Гагарин совершил на космическом корабле «Восток» первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоение космоса человеком.

Таким образом, в качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов НТП.





















Приложение 2

Отрывок из стихотворения Роберта Рождественского

«История»

История -
прекрасная, как зарево!
История -
проклятая, как нищенство!
Людей преображающая заново
и отступающая
перед низостью.
История -
прямая и нелепая!
Как часто называлась ты -
припомни! -
плохой,
когда была
великолепною!
Хорошей -
хоть была
постыдно
подлой!
Как ты зависела
от вкусов мелочных.
От суеты.
От тупости души.
Как ты боялась властелинов,
мерящих
тебя на свой
придуманный аршин!

Тобой клянясь,
народы одурманивали.
Тобою прикрываясь,
земли
грабили!
Тебя подпудривали.
И подрумянивали.
И перекрашивали!
И перекраивали!
Ты наполнялась
криками истошными
и в великаны
возводила
хилых...

История!
Весёлая
история!
Послушай!
Ты ж не просто
пыль архивов!















Конспект урока на тему
  • История
Описание:

Я представляю разработку конспекта открытого урока в 9 классе на тему "Оттепель в духовной жизни".

Цели урока: 

  1. Знакомство с особенностями развития культуры, науки и образования в период хрущевской оттепели.

  2. Развитие умений работать с документами, анализировать, делать выводы, излагать проблемные вопросы.

  3. Воспитание и приобщение учащихся к духовно- нравственным ценностям.

Урок изучения нового материала. Прилагается к уроку презентация.

Методы, используемые на уроке:

Методы: объяснительно - иллюстративный, словесный, проблемно-поисковый.

Урок рассчитан на сильных и средних учеников. Если класс слабый, часть сообщений и презентаций, приготовленных детьми, можно убрать и провести другие формы работы со слабоуспевающими детьми.

 

 

 

 

 

Автор Губанкова Ольга Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2647
Номер материала 36510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓