Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока на тему "Культура Германии в эпоху Возрождения"

Конспект урока на тему "Культура Германии в эпоху Возрождения"

Скачать материал

Тема урока: Эпоха  Возрождения в Германии.

Цель урока:

 

Выявить художественные особенности и роль эпохи Возрождения в культуре Германии.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть исторические условия развития эпохи Возрождения в Германии.

Проанализировать крупнейшие памятники эпохи Возрождения в Германии.

 

Развивающие:

Учиться анализировать памятники искусства.

Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие эпохи Возрождения.

Развивать интерес к познанию культуры Германии.

Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

 

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

Обогащать духовный мир учащихся.

 

Тип урока: знакомство с новым материалом.

 

Ход урока: Эпиграф.

 

…Все на свете уходит – остается искусство.             В Боровицкая.

 

- Мы начинаем разговор о культуре Возрождении в Германии. Объявление цели и задач урока.

 

                    ХV-ХVП века - время, когда политическая раздробленность Германии отрицательным образом сказывалась на развитии ее культуры. Культурная жизнь существовала преимущественно при княжеских дворах. Вместе с тем, это был период начала немецкого Возрождения.

        ВОЗРОЖДЕНИЕ (франц. — Ренессанс)  — это эпоха в культурном развитии ряда стран Европы, переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций, гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному культурному наследию, своего рода "возрождению" его. 

      В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей — философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического толка. Немецкими гуманистами обсуждался вопрос о создании единой Германии.

Сообщение ученика.

  В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные достижения мирового значения. Центральное место в искусстве этой поры принадлежало творчеству Альбрехта Дюрера (1471—1528).

  Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)

 Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса, величайший художник Германии, совершивший переворот в истории немецкого искусства. Он родился в Нюрнберге, в семье золотых дел мастера и был подмастерьем у отца в мастерской. В начале творчества он испытывал влияние готического стиля, но, побывав в Италии, он познакомился с новой живописной техникой, новыми стилями. Особенное влияние оказал на него Беллини. Его поразило, что общество в Италии так высоко ценит художников и, вернувшись на родину, решил добиться того же. Он стал тем каналом, по которому идеи итальянского Возрождения проникали в Германию. Особенно много работал Дюрер в технике гравюры. 16листов Апокалипсиса.

 Шел к концу 15 век. Люди с ужасом ждали прихода Антихриста. Чувства современников и отразил Дюрер на гравюрах на тему конца мира и страшного суда. «Четыре всадника» – наиболее яркое произведение. Мы видим Голод, Смерть, Войну и Несправедливость, скачущую по телам обезумевших от ужаса людей. Вся гравюра необыкновенно динамична. Мастер произвел переворот в технике гравюры, научившись вырезать на доске самые сложные фигуры. Все полно движения. С каждым новым взмахом копыт центрального всадника – выше взлетают весы, на которых судятся дела обреченного человечества. Резкие жесты, мрачные лица, ярость и гнев – все сплетается в единый узор. Мечутся облака, драпировки одежд, гривы коней.

 «Автопортрет» 1498 г.

 Дюрер постоянно рисовал свои портреты с юных лет, вглядываясь в свое лицо как в образ человека в целом. Особенно известен его автопортрет 1498 года. Художник запечатлел себя не простым ремесленником, а человеком знатным, полным самоуважения и достоинства. Этим он хотел подчеркнуть ту роль, какую должен был играть художник в немецком обществе. Автопортрет носит черты знакомства Дюрера с венецианским портретом. Поясное изображение, естественная поза, руки в перчатках лежат на подоконнике, голова чуть повернута – все достижения искусства той эпохи. За окном, как и у Леонардо –пейзаж. Дюрер несколько раз пересекал Альпы. Их он и изображал неоднократно на своих полотнах. Но сами черты лица – абсолютно портретное сходство, четкие линии, отсутствие сфумато говорят о том, что Дюрер оставался верен традициям Северной Европы. Дюрер на полотне одет по последней моде тогдашнего времени: на нем элегантный костюм, украшенный тонкой вышивкой, волосы завиты, на руках перчатки, голову украшает модный головной убор.

«Автопортрет» 1500 г.

 В творчестве Дюрера создан величавый и мужественный, подлинно гуманистический образ человека сложной эпохи. «Автопортрет» (1500. Старая пинакотека. Мюнхен) занимает особое место не только в немецком, но и во всём европейском искусстве, отразив глубину и противоречивость творческого сознания, стоявшего на грани двух эпох. Изобразив себя в строго фронтальной позе, Дюрер использовал композиционную схему, которую средневековые художники применяли для образа Христа. Для него это имело особый смысл: человек, по мысли автора, должен напоминать Спасителя не только внешним обликом, но и в переносном, высшем смысле — готовностью брать на себя и нести «крест», возлагаемый на него в земной жизни. Не горделивая спесь, но глубоко религиозное сознание проступает в этом «уравнивании» себя с Христом: свой несравненный художнический дар Дюрер (почти достигший порога тридцатилетия) воспринимает как милость Бога и свою ответную обязанность перед Творцом, наделившим его высочайшей способностью «творить мир» заново — кистью и резцом. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника.

 «Мастерские гравюры»

 В 1513—1514 гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». В 10 годы 16 века художник вновь обратился к трагическим темам. Близилось время величайших потрясений Реформации. На гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» мы видим закованного в броню рыцаря, который продолжает свой путь, несмотря на то, что ему мешают злые силы. На гравюре «Меланхолия» – воплощение гения, у которого есть все достижения человеческой мысли, но он не может приступить к труду, так как одержим сомнениями и разочарованием.

 В 20 годы создан замечательный «Портрет молодого человека в черном берете» (Дрезденская галерея). Мы видим типичного горожанина с письмом в руке, одетого по моде того времени. Замечательна цветовая гамма полотна. Насыщенный красный вносит ноту тревоги и смятения, огромного напряжения в портрет. Точное портретное сходство – черта Северного Возрождения.

 Белый цвет сорочки оттеняет гамму, которой написано лицо. Поражает чувство внутреннего достоинства и какой-то удивительной духовной силы на этом портрете. Вершиной творчества Дюрера стало произведение «Четыре апостола», на которых представлены ученики Христа. Образы остро индивидуализированы. Перед нами поборники правды, силы, ума и воли. Фигуры изображены в рост, в них есть монументальность. Творчество Альбрехта Дюрера стало высшим проявлением немецкого Возрождения.

 

   Отличительные черты немецкого искусства: интерес к сокровенной жизни духа, переживаниям и конфликтам. Меньше рациональности, богатое воображение при изображении драм и трагедий, ощущение неповторимости каждого явления, интерес к портрету, меньший отрыв от средневековья, отсутствие образа идеальной личности.

Матиас Грюневальд (1470 –1528).

 Представитель позднеготического искусства. Наиболее прославленное произведение – . Был заказан мастеру для церкви монастыря Св. Антония в Изенгейме, близ Страсбурга во времена свирепствования чумы. Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарём-складнем, и состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок, и таким образом возможны три варианта развёртки (конфигурации) алтаря. На первой (внешней) развёртке изображена сцена распятия Христа. Картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см является самым крупным произведением на этот сюжет в истории европейской живописи. Слегка смещённый от центра вправо, на ней доминирует крест. Дугообразная линия перекладины креста направлена к фигурам святых на створках. Тело распятого Христа, написанное мастером, изъязвлено, как у зачумленных, передано с ужасающей достоверностью. Терновый венец становится настоящим орудием пытки. Ноги Христа сведены судорогой, руки вывернуты – настоящая предсмертная агония. Деревянная перекладина креста сгибается под тяжестью тела Христа, усиливая мучительное напряжение сцены. Фон совершенно темный, по словам Евангелия: тьма тогда пала на землю. Справа - Иоанн Креститель, указывающий на Спасителя и предвещающий его славу. Слева – на коленях Мария Магдалина, дальше в белых одеждах – мать Христа, Мария, которую поддерживает Иоанн Богослов. Они охвачены невыразимой мукой. Здесь как в средневековом искусстве фигуры имеют еще величину, связанную с их значением в религиозной традиции, а не в реальном мире. Именно поэтому Изенгеймский алтарь – последнее великое произведение средневековья.

Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543)

 Манеру этого немецкого художника отличают трезвое изображение предмета, ясность образов, острая наблюдательность, некоторое спокойствие. Художник родился в Аугсбурге и учился мастерству у своего отца. Став протестантом, он переселился в Англию и стал художником английского королевского двора. Наиболее значительны его достижения в портрете. На портрете друга художника великого гуманиста Эразма Роттердамского герой изображен на светлом фоне, погруженный в свои ученые труды.

«Портрет Моретта» Перед нами французский посланник при дворе английского короля Генриха Восьмого. На лице этого необыкновенно сильного и властного человека – затаенная игра страстей. Моретт – натура умная и проницательная, есть в нем и что-то от авантюриста. Характерен жест, которым он сжимает рукоять кинжала. Великолепна прорисовка деталей одежды, цветовая гамма, работа маслом, передающая фактуру тканей. Перед нами точный образ человека и вместе с тем – характер героя суровой эпохи.

«Послы» 1533 г.

 Прибывшие в Англию из Франции послы должны были предотвратить разрыв Англии с Римской церковью. Слева – Жан де Дентвиль, на его шее цепь со знаком ордена Святого Михаила, правая рука покоится на кинжале. Глобус повернут так, чтобы были видны страны, связанные с целью посольства Дентвиля. Вверху слева – за занавесом скрытое распятие, напоминающее, что Христос – вершитель судеб мира и защитник послов католического государя.

 Слева – будущий епископ Жорж де Сельв. Узоры пола точно воспроизводят наборные полы Вестминстерского аббатства. На столе приборы мореплавания, лютня – все это напоминает о том, что перед нами люди Возрождения.

 Начавшаяся в 16 веке Реформация потрясла все основы Германии, изменила ее историю и привела к длительным конфликтам в Европе.

 Искусство гравюры (техника и выразительные возможности)

Искусство графики как процесс художественной организации поверхности.

Принципиальная важность поверхности материала в графике, в отличие от иллюзорности поверхности в живописи.

Рельеф как исторически первое искусство, работающее с поверхностью и как промежуточное искусство между скульптурой и графикой.

Два типа графики: печатная графика (гравюра) и рисунок.

Три вида гравюры, в зависимости от материала поверхности:

выпуклая гравюра на дереве или линолеуме (ксилография, линогравюра);

углубленная гравюра на металле;

плоская гравюра на камне или алюминии (литография, альграфия).

Ксилография как древнейший вид гравюры, ее особенности:

формирование изображений из линий и пятен,

обобщенность изображения,

возможность получить множество оттисков.

Особые виды ксилографии:

кьяроскуро (светотень) - печать с нескольких досок, каждая из которых соответствует одной из градаций светотени. Активное использование пятна в этом виде ксилографии;

торцовая (или тоновая) гравюра, где изображение вырезается на поперечном спиле. Возможность активно использовать разнонаправленные линии, сливающиеся в пятна, для создания образа.

Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

резцовая гравюра, выполняемая тонкими резцами (штихелями). Передача образов тончайшими перекрестными штрихами;

офорт, использующий химический способ воздействия на металл. Возможность наложения последовательных слоев рисунка для получения эффекта воздушной перспективы.

Особенности литографии:

рисование жирным карандашом на поверхности камня;

мягкие, бархатистые линии;

активное использование литографии для размножения образцов и печати.

Основные графические жанры: плакат, карикатура, книжная иллюстрация, экслибрис.

 

Задания:

1.     Представьте себе, что карандашный портрет хорошо знакомого вам человека художник выполнил на листе белой бумаги, полупрозрачной кальки, желтоватом шершавом картоне, блестящей поверхности белого мрамора. Какова будет разница в вашем восприятии этих одинаковых портретов? А как изменится ваше восприятие внутреннего мира портретируемого?

2.     Какую информацию о человеке можно передать одним контуром его фигуры или лица? А если использовать графическое пятно, чтобы получить его силуэт?

3.     Как вы думаете, почему в книжной иллюстрации чаще используется графический образ, чем живописный? С какими свойствами сказанного или написанного слова так хорошо соотносятся свойства графики?

4.     Подумайте, какую информацию от заказчика может потребовать художник, выполняющий экслибрис? Попробуйте придумать экслибрис для своих личных книг. Какие свои качества вы захотите отразить в нем?

5.     В каком случае мы говорим, что линия на гравюре (или рисунке) красива? Можно ли линией или их сочетанием выразить внутренний мир человека? Как?

Рефлексия.

 

Что нового узнали на уроке?

Какое открытие сделал каждый из вас?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Культура Германии в эпоху Возрождения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.           В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные достижения мирового значения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 623 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация изо 6 кл. темы: " виды и жанры изо, повторение и закрепление материала".
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
  • 05.10.2020
  • 417
  • 5
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1551
    • DOCX 25.5 кбайт
    • 66 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абрамова Любовь Фроловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абрамова Любовь Фроловна
    Абрамова Любовь Фроловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20805
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 63 регионов

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе