Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему:

Конспект урока на тему:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 52

Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»
















Открытый урок



«Сложноподчинённые предложения

с придаточным определительным»













Подготовила:

учитель русского языка и литературы

А.А. Елизарова















Конспект урока русского языка

9 класс

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

Тип урока: урок-закрепление

Цели урока:

  1. Закрепить умения опознавать СПП с придаточным определительным по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; Повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи, Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий.

  2. Продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений.

  3. Воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник, рабочие листы с заданиями, проектор, компьютер, задания к уроку.

Ход урока

Конспект

Примечания

  1. Эмоциональный настрой на урок

Добрый день! Сегодня необычно всё: природа за окном, ваше и моё состояние: у нас гости на уроке. Настройтесь на большую и плодотворную работу. Итак, начнём?


  1. Мотивация учащихся на учебную деятельность

Орфоэпическая разминка. (Слайд 2) По цепочке учащиеся произносят слова с соблюдением орфоэпических норм)

Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота, каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший, квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.

Укажите среди данных слов слова, в которых все согласный твердые (ворота, договор, кафе, квартал), слова, в которых ударение падает на третий слог (баловать, диспансер, договор, эпидемия, облегчить, обеспечение, баловать)

Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? (Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим)

(Слайд № 3, 4, 5, 6, 7)

Словарная работа.

Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

Давайте вспомним, о каких предложениях мы говорили на прошлом уроке?





























Приём «Получи талант»

  1. Введение в тему

(слайд № 8, 9) Сегодня у нас четвертое декабря. Интересен он не только тем, что в этот день в 1941 году наши войска вели бои с противником на всех фронтах, в 1131 году скончался персидский и таджикский поэт, математик и философ Омар Хайям, в 1964 году в Великобритании вышел альбом «Битлз» Beatles for Sale, но и тем, что сегодня – 189 лет со дня рождения поэта, писателя, прозаика, драматурга Алексея Николаевича Плещеева. И, конечно, сегодня на уроке мы не можем не вспомнить о нём. Прочтите отрывки из стихотворений А.Н. Плещеева и определите виды сложных предложений.

Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!



(Слайд № 10) Сравните грамматическую структуру предложений. В чём вы видите разницу?

Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.

Кажется, ей не больше шестнадцати лет.

(Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, СПП, а второе –простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом)



(Слайд № 11) Что вы уже знаете о сложноподчиненном предложении?

Каковы виды придаточных предложений?

Определите, какие виды придаточных представлены в данных схемах?

[ ], (что…); ( Когда…), [ ]; [ ], (потому что…); ( Хотя…), [ ]; [ ], (который…);

Приём «Исторический календарь»



http://www.citycat.ru/historycentre/pic/12/04/1204sale.jpg
















  1. Тема урока и цели

(Слайд № 12) Тема нашего урока: СПП с придаточным определительным. Закрепление.

Над чем мы будем сегодня работать? (Над СПП с придаточным определительным)

Чему нужно будет научиться? (Находить данные предложения в текстах, конструировать тексты, делать синтаксический разбор)


  1. Отработка умений и навыков по теме урока

(Слайд № 13) Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор.

  1. Я всё-таки твёрдо верю, что наука – самое важное в жизни людей.

  2. Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.

  3. Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.

  4. Нужно серьёзно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.

  5. Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.

  6. Только то прекрасно, что серьёзно.

На основании проделанной работы ещё раз назовите основные признаки придаточных определительных.



(Слайд № 14) Конструирование СПП с придаточным определительным.

1.Мы въехали в посёлок, который находился на лощине, которая начиналась сразу за лесом.

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Как можно устранить недочёт?










Заменить определительное придаточное, если это возможно, обособленным определением. (Находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид)



Приём «Лови ошибку»

  1. Самостоятельная групповая работа учащихся

Каждая группа получает карточку с заданием:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

Карточка для 1 группы:

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) [ ], (которым).

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы:

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы:

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)

ПРОВЕРКА ГРУПП. (Построение схем)







  1. Итоги работы в группах

Выступления представителей групп

Выводы: Для правильного выбора СПП с придаточным определительным нужно:

- знать правило;

Знать какими союзными словами соединяется придаточная часть.

  1. Работа с учебником

Упр. 125


  1. Индивидуальная самостоятельная работа

Каждому учащему дается карточка с заданием.

Расставить знаки препинания в предложениях, выделить грамматическую основу, графически показать, какое это предложение, составить схемы. Определить, каким членом предложения является союзное слово.

  1. На следующий день мальчик испытывал робкое любопытство вошёл в гостиную в которой поселился странный городской гость показавшийся ему таким сердито-крикливым.

  2. Всё это сплеталось и звенело на фоне этого особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения которому так трудно подыскать настоящее определение.

  3. Она сидя на скамейке находящейся в конце аллеи перебирала цветы которые держала в руках.

  4. В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра медленно наступающего.









11. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия

  • На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)

  • К чему относятся придаточные определительные? (К существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного)

  • Как придаточные предложения прикрепляются к определяемым словам? (Союзными словами который, что, куда, где?)

  • Для чего к существительному прибавляется указательное слово тот, такой? (Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение)

  • Где стоят придаточные определительные, относящиеся к существительному? (Всегда после него)

  • Чем отличаются местоимённо-определительные придаточные от определительных? (Относятся к местоимениям тот, все, всё, каждый и т.д., придаточное может стоять как до, так и после определяемого слова).

Домашнее задание.

Параграф 14, упр. 128.

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Чему научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?











































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. (ученика(цы)______________ Дата:________ _____

Индивидуальная работа по карточке

Работа с текстом

Работа в паре

Упражнение 125 (страница 93)

Итог

 

 

 

 

 



Карточка для 1 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) [ ], (которым).

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)



Карточка для 2 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.



1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С. Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н. Толстой)



Карточка для 3 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.



1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т. Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А. Фет)























































Самоанализ урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным»

Данный урок играет важную роль при изучении синтаксиса русского языка в 9 классе, так как, во-первых, является стартовой площадкой для понимания общей структурно-семантической картины сложноподчиненного предложения, а во-вторых, является фундаментом для изучения структуры предложения с разными типами связи.

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. Закрепить умения опознавать СПП с придаточным определительным по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; Повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи, Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий.

  2. Продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений.

  3. Воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку.

При планировании урока учитывались психолог-педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела фронтальная форма работы, а также групповая и самостоятельная.

Урок был построен по принципу «от общего к частному», т.е. фронтальный опрос о сложноподчиненном предложении и его видах сменялся групповыми заданиями, а затем индивидуальной самостоятельной работой.

В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся.

Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение, а письменные упражнения подвергались анализу, проверке и оценке.

На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате чего учащиеся быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методов обучения способствовали реализации поставленных целей.











Конспект урока на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 52

Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

 

 «Сложноподчинённые предложения

с придаточным определительным»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 Подготовила:

учитель русского языка и литературы

А.А. Елизарова

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

9 класс

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

Тип урока: урок-закрепление

Цели урока:

1.     Закрепить умения опознавать СПП с придаточным определительным по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; Повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи, Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий.

2.     Продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений.

3.     Воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник, рабочие листы с заданиями, проектор, компьютер, задания к уроку.

                                                     Ход урока

Конспект

Примечания

1.     Эмоциональный настрой на урок

Добрый день! Сегодня необычно всё: природа за окном, ваше и моё состояние: у нас гости на уроке. Настройтесь на большую и плодотворную работу. Итак, начнём?

 

2.     Мотивация учащихся на учебную деятельность

Орфоэпическая разминка. (Слайд 2) По цепочке учащиеся произносят слова с соблюдением орфоэпических норм)

Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота, каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший, квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.

Укажите среди данных слов слова, в которых все согласный твердые (ворота, договор, кафе, квартал), слова, в которых ударение падает на третий слог (баловать, диспансер, договор, эпидемия, облегчить, обеспечение, баловать)

Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? (Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим)

(Слайд № 3, 4, 5, 6, 7)

Словарная работа.

Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

Давайте вспомним, о каких предложениях мы говорили на прошлом уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Получи талант»

3.     Введение в тему

(слайд № 8, 9) Сегодня у нас четвертое декабря. Интересен он не только тем, что в этот день в 1941 году наши войска вели бои с противником на всех фронтах, в 1131 году скончался персидский и таджикский поэт, математик и философ Омар Хайям, в 1964 году в Великобритании вышел альбом «Битлз» Beatles for Sale, но и тем, что сегодня – 189 лет со дня рождения поэта, писателя, прозаика, драматурга Алексея Николаевича Плещеева. И, конечно, сегодня на уроке мы не можем не вспомнить о нём. Прочтите отрывки из стихотворений А.Н. Плещеева и определите виды сложных предложений.

Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

 

(Слайд № 10) Сравните грамматическую структуру предложений. В чём вы видите разницу?

Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.

Кажется, ей не больше шестнадцати лет.

(Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, СПП, а второе –простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом)

 

(Слайд № 11) Что вы уже знаете о сложноподчиненном предложении?

Каковы виды придаточных предложений?

Определите, какие виды придаточных представлены в данных схемах?

[   ], (что…); ( Когда…), [    ];  [   ], (потому что…);  ( Хотя…), [    ];  [   ], (который…); 

Приём «Исторический календарь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Тема урока и цели

(Слайд № 12) Тема нашего урока: СПП с придаточным определительным. Закрепление.

Над чем мы будем сегодня работать? (Над СПП с придаточным определительным)

Чему нужно будет научиться? (Находить данные предложения в текстах, конструировать тексты, делать синтаксический разбор)

 

5.     Отработка умений и навыков по теме урока

(Слайд № 13) Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор.

1.     Я всё-таки твёрдо верю, что наука – самое важное в жизни людей.

2.     Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.

3.     Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.

4.     Нужно серьёзно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.

5.     Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.

6.     Только то прекрасно, что серьёзно.

На основании проделанной работы ещё раз назовите основные признаки придаточных определительных.

 

 

(Слайд № 14) Конструирование СПП с придаточным определительным.

1.Мы въехали в посёлок, который находился на лощине, которая начиналась сразу за лесом.

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Как можно устранить недочёт?

 

 

 

 

 

Заменить определительное придаточное, если это возможно, обособленным определением. (Находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид)

 

Приём «Лови ошибку»

7.     Самостоятельная групповая работа учащихся

Каждая группа получает карточку с заданием:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

Карточка для 1 группы:

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2.Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) [ ], (которым).

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы:

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы:

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)

ПРОВЕРКА ГРУПП. (Построение схем)

 

 

 

 

8.     Итоги работы в группах

Выступления представителей групп

Выводы: Для правильного выбора СПП с придаточным определительным нужно:

- знать правило;

Знать какими союзными словами соединяется придаточная часть.

9.     Работа с учебником

Упр. 125

 

10.                        Индивидуальная самостоятельная работа

Каждому учащему дается карточка с заданием.

Расставить знаки препинания в предложениях, выделить грамматическую основу, графически показать, какое это предложение, составить схемы. Определить, каким членом предложения является союзное слово.

1.     На следующий день мальчик испытывал робкое любопытство вошёл в гостиную в которой поселился странный городской гость показавшийся ему таким сердито-крикливым.

2.     Всё это сплеталось и звенело на фоне этого особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения которому так трудно подыскать настоящее определение.

3.     Она сидя на скамейке находящейся в конце аллеи перебирала цветы которые держала в руках.

4.     В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра медленно наступающего.

 

 

 

 

11. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия

·         На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)

·         К чему относятся придаточные определительные? (К существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного)

·         Как придаточные предложения прикрепляются к определяемым словам? (Союзными словами который, что, куда, где?)

·         Для чего к существительному прибавляется указательное слово тот, такой? (Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение)

·         Где стоят придаточные определительные, относящиеся к существительному? (Всегда после него)

·         Чем отличаются местоимённо-определительные придаточные от определительных? (Относятся к местоимениям тот, все, всё, каждый и т.д., придаточное может стоять как до, так и после определяемого слова).

Домашнее задание. 

Параграф 14, упр. 128.

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Чему научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. (ученика(цы)______________ Дата:________ _____

Индивидуальная работа по карточке

Работа с текстом

Работа в паре

Упражнение 125 (страница 93)

Итог

 

 

 

 

 

 

Карточка для 1 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2.Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) [ ], (которым).

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

 

Карточка для 2 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

 

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С. Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н. Толстой)

 

Карточка для 3 группы:

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

 

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т. Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А. Фет)

 

 

Автор Елизарова Александра Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 692
Номер материала 21630
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓