Главная / Музыка / Конспект урока музыки "В мире музыкальных звуков" для детей с умственной отсталостью (6 класс)

Конспект урока музыки "В мире музыкальных звуков" для детей с умственной отсталостью (6 класс)

















Конспект

урока музыки в 6 классе

для детей с тяжелой степенью

умственной отсталости






Составитель: учитель музыки

Грядунова С.В.














2014


В мире музыкальных звуков

  1. Данный урок является уроком-обобщением по теме «В мире музыкальных звуков», который предполагает закрепление ранее изученного. На предварительных уроках речь шла о роли и значении музыки в повседневной жизни человека, о разнообразии музыкальных звуков в окружающем мире: музыке природы и музыке, создаваемой человеком; знакомство с понятием «музыкальное настроение», терминами «мажор» и «минор».

Для проведения урока необходима психологически-комфортная обстановка для учащихся. Пространство должно быть организовано с учетом различных видов деятельности: своеобразных зон для работы стоя, сидя и лежа (необходим ковер). Детям не должно быть тесно при выполнении индивидуальных заданий для того, что бы побыть наедине с самим собой.

Предварительная подготовка: аудиозаписи классической музыки со звуками природы, наглядные пособия – эмоции (веселый, грустный), термины, краски, вода, бумага, небольшие мячики, музыкальные инструменты.


  1. Тема урока: «В мире музыкальных звуков»

Цель урока: Формирование у учащихся умения анализировать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием различных музыкальных звуков.

Задачи: - закрепление знаний о «музыкальном настроении»;

- формирование эмоциональной отзывчивости у детей на музыку, выражающую настроение природы и человека;

- развитие способности учащихся выражать свое внутреннее эмоциональное состояние; стимулирование их творческого воображения.

Основные понятия:

Музыкальное настроение, мажор, минор, слушатель, слушательская культура.

Виды помощи: иллюстрации, соответствующие терминологии.


Ход урока

Орг. момент. (5-7-мин)

Приветствие учителя:

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

В начале урока я хотела бы узнать, какое у вас сегодня настроение. Для этого я предлагаю вспомнить, как зовут в музыке брата с хорошим, веселым настроением (Мажор) и брата с плохим, грустным настроением (Минор). А сейчас скажите, кто больше подходит к вашему настроению: Мажор или Минор и почему (выслушиваются ответы детей).

Сейчас я предлагаю вам поздороваться как Мажор и как Минор, но те, у кого плохое настроение будут здороваться как Мажор (весело), а те, у кого хорошее настроение – как Минор (грустно).

Исполняется распевание: «Здравствуйте, я Мажор, здравствуйте, я Минор».

Я надеюсь, что ваше настроение стало лучше.

Основная часть. Тема нашего сегодняшнего урока: «В мире музыкальных звуков» и целью нашего урока будет: попытаться разобраться в чувствах, которые возникают у нас в процессе слушания музыки и различных звуков.


Индивидуальная работа (длительность 4-5 мин.) Сейчас я предлагаю вам на некоторое время закрыть глаза. Внимательно вслушайтесь в звуки, которые нас окружают:

  • Какие звуки вы слышите на улице и коридоре? (30 сек.)

  • Какие звуки слышите в классе? (30 сек.)

  • Какие звуки слышите внутри себя? (30 сек.)

Я хотела бы выслушать каждого из вас, что вы услышали и какие трудности у вас возникли (рефлексия).


Работа в группах (длительность 6-7 мин.) Я предлагаю вам разделиться на две группы. Вспомните, пожалуйста, правила, помогающие работать нам в группе (учащиеся предлагают правила).

1 группа подумает над тем, какие же звуки и музыка окружают нас, создаваемые природой,

2 группа – какие звуки нас окружают, созданные человеком.

На работу предлагаю 3 минуты.

Работа в группах, представление результатов одним учащимся из каждой группы.

Речь человека – это тоже музыка. Голос человека можно сравнить с музыкальным инструментом и у каждого он неповторимый и особенный.


Эвритмия (длительность 3-4 мин.) Я предлагаю сейчас всем встать в круг, взять каждому небольшой мячик и под чтение стихотворения переложить его из руки в руку и отдать соседу (по кругу).

Читается стихотворение совместно с детьми:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши – Тишину послушай.

Музыкально-ритмическая деятельность. Импровизация на музыкальных инструментах (примерно 4-5 мин.)

Прогулка по «музыкальному лесу»: Я предлагаю отправиться на прогулку в лес, но не простой, а музыкальный. Для этого вам нужно каждому взять музыкальный инструмент и назвать его.

(учащиеся выбирают себе музыкальные инструменты и хаотично располагаются по залу).

Все, у кого есть инструмент будут музыкальными деревьями, а один человек будет ходить по лесу с закрытыми глазами. Мимо какого «дерева» он проходит, то дерево и «звучит». Ходить можно в любом направлении и в любом темпе. Около кого «гуляющий» открывает глаза с тем он и меняется местами.

Затем рефлексия, стоя в кругу.

А сейчас я приглашаю вас пройти на воображаемую поляну (ковер).

(дети проходят на ковер)

Цветотерапия (рисование по сырому) (длительность 5-7 мин.) В процессе слушания музыки я предлагаю свои ассоциации выразить с помощью красок (звучит классическая музыка, например, «Валь цветов» П.И. Чайковского)

(дети рисуют акварелью по сырому листу бумаги, предварительно нанеся воду на лист бумаги; наблюдают сливание красок)

Рефлексия. Расскажите, что вы чувствовали в процессе рисовании, когда наблюдали, как сливаются краски.

(ответы учащихся)

Сейчас я предлагаю немного здесь отдохнуть: лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.

Психогимнастика «Волшебный лужок». Звучит музыка со звуками природы (длительность 3-4 минуты).

Рассказ под музыку.

«Представьте себе волшебный лужок. Вокруг разные цветы – белые ромашки, красные гвоздики, синие васильки, желтые одуванчики…

Они приятно пахнут – почувствуйте их запах…

В траве земляника – сладкая, сочная, ярко-красная…

На зеленых листочках земляники блестят капельки росы…

Неподалеку журчит ручеек. Опустите ручки в ручеек, почувствуйте водичку.

Она прохладная, бежит между пальцами…

Слышны звонкие голоса птиц, шелест листьев…

Лужок согревает солнце…

Вы идете по мягкой теплой траве…

Вот виднеется сказочная избушка…

В сказочной избушке живет волшебница. Она выходит из избушки и взмахивает волшебным платочком. В этот момент каждый из вас может загадать желание…

Подул свежий ветерок…

Это волшебница прощается с вами.

Вдохните его… Выдохните…

Он не простой, а волшебный. Каждое его дуновение приносит вам тепло лужайки, свежесть ручейка, запахи цветов и земляники…

Постарайтесь все это запомнить и взять с собой…

Откройте глаза».

Заключительная часть (длительность 3-4 мин.)

Учителем читается стихотворение И. Исакова «Музыка».

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится –

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зернышка –

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами еще раз убедились в том, что где бы мы не находились, нас везде окружают музыкальные звуки, которые вызывают у человека различные чувства и настроения.

Обратная связь. В заключение урока я хотела бы услышать от каждого из вас:

  • Что на уроке мне было легко

  • Что на уроке мне было сложно

Предлагаю вам подумать 30 секунд над ответом.

(выслушиваются ответы детей)

Спасибо за работу на уроке, урок окончен.




Конспект урока музыки "В мире музыкальных звуков" для детей с умственной отсталостью (6 класс)
  • Музыка
Описание:

Конспект разработан для учителей, работающих с детьми с умственной отсталостью, нарушением эмоционально-волевой сферы.

В конспекте описаны  используемые на уроке методы психогимнастики, эвритмии, цветотерапии.

Урок насыщен разнообразными видами деятельности детей, в связи с их индивидуальными особенностями: музыкально-ритмическая деятельность, слушание музыка, рисование, игра на музыкальных инструментах и др.

Используются разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые, активные.

Даны советы по организации рабочего пространства с детьми, имеющими отклонения в здоровье и развитии.

Автор Грядунова Светлана Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1214
Номер материала 2909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓