Главная / Музыка / Конспект урока музыки для 5 класса "Многообразие жанров в музыке"

Конспект урока музыки для 5 класса "Многообразие жанров в музыке"

МОУ Гимназия №25











Урок на тему:



«Многообразие жанров

в музыке».





Автор–составитель:

учитель музыки

Толмачёва Татьяна

Николаевна.




Иркутск 2009г.


Цель урока – на основании пройденного материала дать новые сведения о вокальных и инструментальных жанрах.

Задачи:

  • Знакомство с новыми композиторами, с новыми понятиями «концерт»

  • Развитие певческого дыхания; диапазона; мелодического, тембрового слуха; вокально-хоровой имитации; певческого диапазона; развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, воображение; развитие интереса и кругозора о музыке.

  • Формирование исполнительской и слушательской культуры (понимания интереса к хоровому пению); необходимые вокальные навыки.

По типу – комбинированный (закрепление и изучение нового материала).

Ход урока.

  1. Тема нашего сегодняшнего урока «Многообразие жанров в музыке» (Слайд 1). Давайте посмотрим, куда приведёт нас эта музыка?

Слушание: Выходной марш И. Дунаевского из ТВ «Цирк»

-Что прозвучало?

- Марш - это короткое и само по себе чеканное слово знакомо каждому с раннего детства. С ними связаны многие события в нашей жизни.

- Марш – Marche – французское слово, в переводе значит «ходьба».

Задание. Подставьте в свободные клетки гласные буквы – и мы прочтём по горизонтали названия самых популярных маршей. (Слайд 2)

(Марши: спортивные, военные, цирковые, оперные, траурные, праздничные и свадебные).

-Марш в музыке является жанром? (ответ)

-А что такое «жанр»? (Ответы и слайд 3)

- Какие ещё мы знаем жанры?

Есть жанры простые и сложные. Марш – это простой жанр, или сложный, как вы думаете? (ответы)

- А ещё жанры бывают вокальные и инструментальные. Более подробно мы сегодня остановимся на них.

- Как вы думаете, какой вид жанра – вокальный, или инструментальный?

Слушание:

(ответы).

Вокальный жанр делится на сольное и хоровое пение.

- Кто знает, как можно назвать группу исполнителей? (после ответа слайд 4).

Затем идут слайды с 5 по 10 (В стихотворной форме повторяем и знакомимся с названиями ансамблей).

- Сколько великих людей говорили о хоре. Например: Каждый класс – это хор: говорил Д.Б. Кабалевский (слайд 11).

Хор – это певческий коллектив.

Сколько человек считается хором?

-Виды хора: однородный и смешанный.

-Типы хора: женский, мужской и детский.



- Чему нас может научить пение в хоре? (Слушать друг друга, учит тому, как сделать одно дело вместе, умению переживать за одно дело и т.д.)

- С пения в детском хоре начинали многие, теперь уже звёзды Российской эстрады, например: Сергей Лазарев, Ю. Началова и т.д.

-А сейчас мы отправляемся туда, где проходят музыкальные спектакли (видео-фрагмент Московского Большого музыкального театра).

-Что в театре есть (слайд 12)– продолжим список: зал, свет, декорации, симфонический оркестр, дирижёр, костюмы, массовость – очень много людей, которые делают одно большое произведение.

-Какие спектакли проходят в музыкальном театре? (ответы)

- Давайте рассмотрим такой жанр, как опера (слайд 13).

- Опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица поют.

- Большую роль играет в театре вокальный жанр вместе с хором.

Слушание и просмотр видео - фрагмента: Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

-Давайте посмотрим, что же это за спектакль? (видео-фрагмента балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского)



-Кто может сказать название этого балета и назвать композитора?

Ответы: (после ответа слайд 14).

-Балет, как вы думаете, это простой, или сложный жанр? (сложный). Но балет более подробно мы будем рассматривать в следующей четверти.

- А как же музыка рассказывает без слов? (слайд 15 - 17)

Задание: допишите буквы в свободные клетки под рисунками и вы узнаете, что выражает, чему подражает и что изображает?

- Совсем недавно в Иркутском музыкальном театре Загурского проходило награждение музыкально – одарённых детей Иркутской области. Это мероприятие организовал Иркутянин, пианист, сейчас уже Великий музыкант Денис Мацуев. В конце награждения Денис Мацуев играл Концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (слайд 18).

Слушание: П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром» 1 часть в исполнении Д. Мацуева.

- Этот жанр вокальный, или инструментальный? (инструментальный)

(Слайд 19) Концерт – от итал. - согласие, от лат. concerto – состязаюсь.

1)Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.

2)музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Обычно состоит из 3 частей.

- А как вы думаете, какой жанр в музыке является самым распространённым? (Ответ)

Трудно даже сказать когда она появилась. Наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости.

Песня, как рыдание или смех отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны.

Задание: Сложите разлетевшиеся карточки – и мы прочтём высказывание известного русского поэта 18 века Гавриила Державина о песне. Буквы одинакового шрифта соответствуют одному слову. (Песня родилась вместе с человеком).

Задание: Какие песни бывают? Работа по рядам. Посоревнуемся, кто больше знает песенных жанров? (листы на группы с ручками раздать).

Вопросов было сегодня много, но вы молодцы, справились, дали ответы сами.



Рефлексия на конец урока.

  • Продолжите предложение «Сегодня я на уроке…» (по желанию ребят).

  • В завершении урока ещё одно небольшое упражнение. Соотнесите своё настроение на уроке с соответствующим значком:

! Здорово! Мне понравилось;

. На уроке было доступно и понятно;

Возможно, это мне пригодится;

? Пока я не вижу полезности решаемых вопросов для себя.





Конспект урока музыки для 5 класса "Многообразие жанров в музыке"
  • Музыка
Описание:

Цель урока – на основании пройденного материала дать новые сведения о вокальных и инструментальных жанрах.

Задачи:

·        Знакомство с новыми композиторами, с новыми понятиями «концерт»

·        Развитие певческого дыхания; диапазона; мелодического, тембрового слуха; вокально-хоровой имитации; певческого диапазона; развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, воображение; развитие интереса и кругозора о музыке.

·        Формирование исполнительской и слушательской культуры (понимания интереса к хоровому пению); необходимые вокальные навыки.

 

По типу – комбинированный (закрепление и изучение нового материала). 

Автор Толмачёва Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 16597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓