Главная / Технология / Конспект урока "Материаловедение" 6класс

Конспект урока "Материаловедение" 6класс

Занятие 2. Элементы материаловедения. Виды волокон.

Свойства нитей основы фартука. Способы их определенияе тканях -

Цель: систематизировать и. дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлений; формировать представление о ткани как о двух системах нитей; научить определять направления нитей основы и утка; воспитывать уважение к труду старших поколений.

Наглядные пособия.: коллекции «Хлопок» и «Лен»; волокна (вата), .пряжа (нити из /тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.; схема, получения ткани на ткацком станке.

Оборудование и материалы: для преемственности — работы, выполненные учащимися в I—ИГ классах

(коллекции); вата, лупы, иглы (колышки),, образцы тканей.

На классной доске выписаны термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа,, уток, готовая ткань, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урок I, Повторение и объяснение с практическим закреплением.

Проводится беседа о тканях. Они могут быть однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажные, чистольняные), животного происхождения (чистошерстяные, натуральный .шелк), из химических волокон (искусственные, синтетические) и из различных видов ниток.

Швейное материаловедение изучает строение, и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных (хлопчатобумажные, леи, шерсть и т.п.), так и химических (вискоза, ацетат, капрон, лавсан и т. п.).

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника (рис.З). Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 - 50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.

Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, .гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 - 650 волокон.

Ткани изготавливают из волокна. Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.,

Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывается ткань.

Таким образом, ткань состоит, из тонких, переплетенных между собой нитей, а

каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тоненьких волокон.

Нити (пряжу) используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы, сутажа и других текстильных изделий.

Производство пряжи — сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую,- ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить — пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных, профессий. Основная профессия прядильного производства — прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получается путем переплетения нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек, называют нитями утка.

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение - полотняное.

Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. У ткани полотняного переплетения лицевая и изнаночная стороны одинаковые.

Ткани могут быть и неоднородныесостоящие из разных видов волокон.

Ткани, состоящие из разных видов волокон, называют по более ценному волокну, например изготовленные из хлопка и льна называют полульняными, из шерсти и химических волокон — шерстяными.

  1. Лабораторно - практическая работа Определен ие в тканы направления

нитей ОСНОвЫ II УПЖа.


По

По степени

По звуку

По виду нитей


кромке

(вдоль

растяжения

(растягивается

(звук

звонкий




или

оолыие или Меньше)

или

глухо ii)




поперек

кромки)

Толщина

(толстая

или

тонкая)

Гладкость

(гладкая или пушистая)


Нити

основы






Нити

утка







Ход работы

  1. Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные).

  2. Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

  3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком - глухим.

  4. Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.

  5. Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете (см. выше на стр.

16), сравнив их с признаками определения направления нитей в ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

  1. нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

  2. растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

  3. при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

  4. нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

Возьмите образец ткани без кромки и по изученным самостоятельно признакам (см. форму отчета о проделанной практической работе) определите в нем направление нитей в ткани.Нити основы и утка е ткани.

Рассматривая строение ткани в лупу (рис. 4), учащиеся видят, что нити основы и утка по одной переплетаются между собой (полотняное переплетение). Надо показать образец полотняного переплетения, сделанный из полосок цветной бумаги. Сравнить с образцом саржевого и сатинового переплетения. Полоски склеены так, чтобы с обеих сторон образца был виден их цвет.

Отделка ткани.

Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая), имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность.

Эту ткань подвергают отделке: удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят (опусканием в краситель) или печатают (наносят рисунок).

Ткань имеет две стороны, лицевую и изнаночную.

Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.


III Лабораторно - практическая работа

Определение лицевой и изнаночной


Образны ткачей

('т юны ткани

1

изнаночная

l ■' lam а.,\! рисуь - 1/



с блестящей поверхностью



ворсовая



гладкокрашеная



ПС



Ход работы

1 Отберите образцы тканей с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсом, гладкокрашеную и пестротканую.

  1. Определите лицевую и изнаночную стороны каждого образца

3 Разрежьте каждый образец пополам и приклейте

в форму отчета.

Свойства тканей

Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называются их свойствами.

Все свойства тканей делятся на физико-механические, гигиенические и технологические. В зависимости от свойств ткани имеют свое применение и правила ухода за ними.



Конспект урока "Материаловедение" 6класс
  • Технология
Описание:

   

Занятие 2. Элементы материаловедения. Видыволокон.

Свойства нитей основы фартука. Способы их определенияетканях -

Цель: систематизировать и. дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлений; формировать представление о ткани как о двух системах нитей; научить определять направления нитей основы и утка; воспитывать уважение к труду старших поколений.

Наглядные пособия.: коллекции «Хлопок» и «Лен»; волокна (вата),.пряжа (нити из /тканей),иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.; схема, получения ткани на ткацком станке.

Оборудование и материалы: для преемственности — работы, выполненные учащимися в I—ИГ классах

(коллекции); вата, лупы, иглы (колышки),, образцытканей.

Автор Афанасьева Елена Эдуардовна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1204
Номер материала 57776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓