Урок
математики во 2 классе:
«Решение
задач»
(Урок
– экскурсия)
- ФИО педагога: Колесникова
Светлана Викторовна
- Место работы: МОУ
СОШ №9, г.Сердобска, Пензенской обл.
- Должность: учитель
начальных классов.
- Предмет: математика.
- Класс: 2 класс
- Тема урока: «Решение
задач»
- Базовый учебник: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова «Математика»
- Цель урока:- формировать умение использовать различные формы записи
условия задач, влияющих на ход решения.
9. Задачи:
Образовательные:
-Активизировать
ранее изученные темы.
-Продолжить
работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять
важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос.
Развивающие:
-Развивать
у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения
и аргументации.
-Развивать
познавательную активность и интерес к предмету.
-Учить
рассуждать, используя ранее полученные знания.
-Развивать умения наблюдать и догадываться.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности
при
оформлении работ в тетрадях и на доске.
-Воспитывать
организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку
зрения.
-Воспитывать патриотизм, чувство гордости за
родную школу, город , край.
Здоровьесберегающие:
-Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
10. Формирование
УУД:
предметные:
- сформировать умение использовать различные формы записи условия задач, влияющих
на ход решения;
- совершенствовать
вычислительный навык сложения и вычитания в пределах 20;
личностные:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной
учителем;
- ориентация на
понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
- внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математики;
регулятивные:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать
средства её осуществления;
- формирование
умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативу и самостоятельность;
познавательные:
- ориентироваться
на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать
(выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
коммуникативные:
- формирование умения сотрудничества с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результат своих
действий;
- наблюдать за
действием партнера, находить неточности и корректировать их.
Ход урока
1. Оргмомент.
-
Долгожданный дан звонок, начинается урок
(читает автор
стихотворения Марьин Дмитрий)
2. Сообщение
темы урока.
-
Вы знаете, ребята, что этот год для нашей школы
юбилейный. 50 лет. И урок сегодня у нас необычный.
- Давайте вместе попробуем назвать тему урока,
опираясь на математические термины:
Ответ
.
Условие .
Решение .
-
Мы совершим заочную экскурсию в историю
родной школы, используя при этом разнообразные формы записи и методы решения
задач.
-А у Димы будет специальное задание: он
поможет составить план урока.
3. Устный
счёт.
-
2 октября 1964 года (слайд)
начала работать наша школа. Она была третьей средней школой города после №
1 и № 2.
Наша школа
находилась на пустыре, вокруг было несколько домов, не было дорог и тротуаров.
Сейчас трудно представить, что в ту первую осень первую тропинку к школе
проложили первые ученики.
а). Проложим
«тропинку» ( слайд – интерактивная доска) до школьного порога
(продолжать
выражения по значению предыдущего)
18 - 3
5 + 7 15 - 7 9 + 7
14 - 4
8 + 6 3 + 15 11 - 6
16 –
5 13 – 4 10 + 3 12 -
9
б). Украсим дорожку
«заборчиком – цепочкой» (учитель читает 7 действий, ученики дают конечный
результат)
12 + 8 - 10
+ 7 – 5 – 6 + 9 + 5 = 20
На смекалку: столько и ещё столько и полстолько?( 50)
в) …50 лет назад
трудностей было немало, трижды пересаживали школьный сад,
в который заходили
лоси из леса и губили саженцы.
- Используя систему
голосования решите несколько задач.
1. Посадили 5
рядов саженцев по 4 деревца в каждом. 8 саженцев погибло. Значений осталось 12
саженцев («Да»)
- Первоначально
школа имела несколько другой вид, была гораздо меньше. Левое крыло ( часть
здания) было достроено позже.
2. Раньше на 3 –
х этажах школы располагалось по 4 кабинета на каждом этаже. Значит, всего было
12 кабинетов? («Да»)
3. В классах
было по 43 ученика. Значит, в 2 третьих классах было 96 учеников? («Нет»)
4. Работа по теме (решение
задач).
а). – Первым
директором школы был Кандюрин Вячеслав Александрович (слайд). Он сам
ездил по району и приглашал учителей на работу.
Задача 1.
«Впервые годы работало
26 учителей. Сейчас на 7 учителей больше. Сколько учителей сейчас трудятся в
школе?»
- Решим эту задачу,
записав условие графической моделью
26
уч. ? на 7 уч >
1). 26 + 7 = 33
(уч.)
- Устно составьте и
решите обратную задачу
б). – Вот какой
большой и дружный коллектив учителей работает в школе.
А вы знаете, что…
Задача 2.
«В школах города
работают 20 учителей – выпускников нашей школы. Из них 10 учителей
предметников, 5 учителей начальных классов в других школах, а остальные -
учителя начальных классов, работающие в нашей школе. Сколько учителей
начальных классов – выпускников работают в родной школе № 9.»
-Анализируя условие
задачи построим « дерево» рассуждения. (интерактивная
доска)
1). 10 + 5 = 15 (уч.) – предм. и уч. в др. шк.
2).
20 - 15 = 5 (уч.) – нач. кл. в школе № 9
20 - (10 + 5) = 5
(уч.)
- Ответ: 5 учителей нач. классов - выпускники школы № 9.
+
-
Этих учителей вы знаете: Романчикова О.М., Щипцова
Н.А., Полякова О.Г., Иванова В.Б., Ширикова Т.А.
5. Самостоятельная работа:
А) По уровням (дифференцированный
подход).
- Учителя помнят всех своих учеников, радуются их успехам и
гордятся ими.
g (средний
уровень)
«За годы работы в школе золотые медали
получили 21 человек, а серебряные на 25 человек больше. Сколько человек
получили серебряные медали?»
Задание: изменить вопрос,
оставив условие и решить новую задачу с опорой на
выражение - схему
:
+ ( + )
- Но не только отличники – гордость школы.
Наши учителя радуются тому. что большинство бывших и нынешних учеников школы №9
порядочные, добрые и честные люди.
g (сильный уровень)
«Школьники в первый день отремонтировали 23
книги из школьной библиотеки, во
второй день 20 книг, а в
третий на 5 книг больше, чем во второй. Сколько книг
отремонтировали в третий
день?»
Задание: подчеркнуть в краткой
записи данные, без которых можно решить задачу.
Изменить вопрос так. чтобы
использовать все данные и решить новую задачу.
(Уч – ся выбирают задачу по
уровню , решают самостоятельно).
Б) Работа в
парах.
Учитель: - Я думаю, что вам есть что рассказать о своей школе. Составьте устно
задачи о своей школе, классе.
- Поработайте в
парах.
Учитель: - Продолжите эту работу дома. Это будет вашим творческим
заданием.
6. Проверка (слайд-интерактивная
доска)
- Сегодня вы можете проверить задачу
сами. Откройте карточку нужного цвета и
сверьте своё решение с правильным.
- Кто решил правильно, поставьте «5».
- Я очень рада за вас.
- Кто ошибся, карточка всем помогла
разобраться.
7. Итоги урока.
- 50 раз звучал выпускной вальс в
стенах нашей школы. Среди выпускников есть
ваши родители, почти целый класс
– 15 человек. Есть старшие братья, сёстры,
друзья, знакомые. Это и есть главное
богатство школы.
Учитель: -А теперь давайте посмотрим на план урока, который составил Дима:
1. Устный
счет :
а) « Тропинка»
б) « Цепочка»
в) «ДА – НЕТ»
2. Работа по теме.
а) Графическая
модель.
б) « Дерево»
рассуждения
3. Физкультминутка.
4. Самостоятельная
работа.
а) Задачу по
уровням.
б) Творческое
задание.
5.Итоги
урока.
Учитель: - Вы
согласны с планом?
- Вспомните все этапы урока. Какая работа для
вас была самой интересной, увлекательной? Прикрепите рядом маячок.
- Я вижу, что большинство маячков около
самостоятельной работы и « Дерева» рассуждения. Почему?
Ученики: -
Нравится узнавать новое, мыслить, рассуждать.
Учитель: -Я
догадываюсь, почему мало маячков около числового отрезка. Это было простое
задание для вас, а я видела, что вы любите преодолевать трудности.
Учитель: -50 лет
звучал выпускной вальс в стенах нашей школы. Среди выпускников есть ваши
родители, старшие сестры и братья, друзья и знакомые.
Главное богатство школы- ее
ученики.
- С каким настроением вы уйдёте с
урока, нарисуйте выражение лица человечка.
- А я вам за урок говорю спасибо с улыбкой
на лице.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.