Конспект
открытого урока математики в 9 Б классе по теме «Уравнения с одной
переменной», проведенного в рамках предметной декады.
Учитель
высшей квалификационной категории Волчёк Наталия Львовна
Базовый
уровень предъявления содержания образования
Деятелъностная цель: формирование
у учащихся способностей к рефлексии ошибок самостоятельной работы, фиксирование
собственных затруднений при решении целых и дробных уравнений.
Содержательная
цель: закрепление и при
необходимости коррекция умения решать целые и дробные рациональные уравнения с
одной переменной
Место
урока в изучаемой теме: 8 из 8
Тип
урока: урок отработки умений и рефлексии
Базовая
технология: технология
деятельностного подхода
Учебно-
дидактическое обеспечение урока и средства обучения: учебное
пособие «Алгебра. 9 класс» Ю. Н. Макарычева и др. Оборудование
урока:
- экран,
ПК, проектор;
- фильм
«Супер физкльтминутка»;
- карточки
с самостоятельной работой № 1 на 2 варианта и эталон к ним;
- карточки
с дифференцированной самостоятельной работой № 2 на 2 варианта и эталон к ним.
«Я
слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская
мудрость Ход урока:
1
этап мотивации к учебной деятельности (орг. момент) Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
На данном этапе я
организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Данный этап длится 3 минуты и включает в себя прием высказывания добрых
пожеланий детям.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
-
Здравствуйте. Садитесь.
-
Каким должно быть настроение, что бы урок получился
полезным?
-
Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое
настроение.
Запишите в тетради
сегодняшнее число, вид работы и тему.
|
- Настроение должно
быть хорошим, деловым. - Спасибо!
Записывают
в тетради «13.11. Классная работа
Уравнения с одной
переменной»
|
2
этап актуализации и пробного учебного действия
Основной целью является
подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин
затруднений в собственной деятельности
Для этого организуется мотивирование («хочу» -
«надо» - «могу») через выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на
применение способов действий, необходимых для вынесения множителя из-под
знака корня и внесение множителя под знак корня; и самопроверку учащимися
своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без
исправления ошибок)
В завершении этапа
создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое
фиксируется ими самими.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель раздает ученикам карточки с
самостоятельной работой № 1 каждому индивидуально.
Выполните
самостоятельную работу. Решение и ответы запишите на карточках. На работу у
вас 5 мин.
Сверьте свои работы с эталоном и подчеркните в своей
работе ошибки, допущенные вами. Учитель раздает эталоны каждому ученику на
парту
|
Выполняют самостоятельную работу № 1
на 2 варианта на листах, предложенную
учителем
Ученики сверяют свое решение с эталоном
|
|
3.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной
целью этапа локализации индивидуальных затруднений является
осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных
способов действий. Для этого учащиеся проговаривают свои ошибки и уточняют
алгоритмы решения уравнений с одной переменной методом разложения на
множители, замены. Далее учащиеся, которые допустили ошибки анализируют свое
решение и определяют место ошибок - место затруднение; выявляют и
фиксируют способы действий - причину затруднений.
|
В
это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую
проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения
ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они
находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и
причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное
задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа
самопроверки.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Поднимите руки те, у
кого нет ошибок?
Какие ошибки допустили
остальные?
(Необходимо следить за грамотностью речи учеников)
|
Учащиеся проговаривают
свои ошибки.
|
4. Этап целеполагания и
построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной
целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных
затруднений является постановки целей коррекционной
деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для
этого ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих
коррекционных действий; выбрали способ (как?) и средства (с
помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно
еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя
эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих
уроках и др.).
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Итак, какова цель
сегодняшней вашей работы на уроке?
Что Вам в этом поможет?
Давайте повторим
способы решения уравнений
|
Усовершенствовать навык
решения уравнений с одной переменной Эталон.
Повторяют способы
решения уравнений
|
5.
Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этого этапа является осмысленная
коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование
умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для
реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в
самостоятельной работе, с помощью предложенного эталона для самопроверки
продолжает совершенствовать те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.),
в которых были допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок в
самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Предлагает ученикам
выполнить упражнения № 940 (е).
Для более
подготовленных учеников предлагает задание повышенной сложности № 298 (а).
При затруднениях можно предложить подсказку или эталон решения аналогичного
задания.
|
Решают задания, применяя выше указанные
способы. Один ученик (Шмидт Кристина) выполняет упражнение у доски (эталон),
а остальные в тетради. Более подготовленные ученики (Емельянов, Волкова,
Свиридова,
|
Физкультминутка.
Просмотр видеоролика «Супер физкльтминутка» (2 мин)
|
Чинчикеев) выполняют
задание повышенной сложности.
Повторяют за символами на экране
упражнения
|
6.
Этап обобщения затруднений во внешней
|
речи.
|
Основная
цель — закрепление способов действий, вызвавших затр
|
уднения.
|
Для этого учащиеся еще раз проговаривают свои ошибки
и уто уравнений.
|
чняют
способы решения
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Давайте вспомним способы решения
уравнений с одной переменной.
Особое внимание здесь следует уделить
тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они
проговорили вслух правильные способы действий.
|
Лобашков, Ермаков,
Кривошейцева,
Морохоева, Пинегин, Тишкова, Хошиев проговаривают
способы решения уравнений
|
7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
|
по эталону.
|
Основной
целью этого этапа является интериоризация способо
|
в
действий, вызвавших
|
затруднения,
самопроверка их усвоения индивидуальная рефлек
|
сия
достижения цели и
|
создание (по возможности) ситуации успеха.
Для
реализации этой цели учащиеся, выполняют дифференциро
|
ванную
работу с тремя
|
уровнями
сложности выполненную по типу рабочей тет
|
ради.
Затем проводят
|
самопроверку
своих работ по эталону для само проверки и фиксир
|
уют
знаково результаты
|
(подчеркивают ошибки в своей работе). Фиксируют
преодол затруднения.
|
ение
возникшего ранее
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель раздает
ученикам карточки с самостоятельной работой № 2 каждому индивидуально.
Выберите для себя уровень сложности и выполните самостоятельную работу.
Решение и ответы запишите на карточках. На работу у вас 7 мин.
|
Выполняют самостоятельную работу № 2
на 2 варианта на листах, предложенную
учителем
|
Сверьте свои работы с эталоном и
подчеркните в своей работе ошибки, допущенные вами.
Учитель раздает эталоны каждому ученику на парту
|
Ученики
сверяют свое
решение с эталоном
|
8.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной
целью этапа включения в систему знаний и повторения является
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Выявляет опросом, какие
задания в самостоятельной работе вызвали затруднения и предлагает ученикам
выполнить их у доски.
|
Один ученик у доски, а остальные в
тетрадях решают задания самостоятельной работы № 2, выполненные с ошибками.
|
9.Этап
рефлексии деятельности на уроке.
|
Основной целью этого
этапа является осознание учащимися метода преодоления затруднений и
самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Ребята,
какую цель вы для себя ставили на урок?
- Достигли
ли вы её?
Какие затруднения у вас
были при выполнении заданий?
У кого не было
затруднений?
По каким критериям вы
можете оценить свою работу.
Откройте
дневники и на следующий урок записываем домашнее задание:
Те у кого не было
затруднений и ошибок № 940(ж),
У кого были затруднения
и ошибки № 291 (а)
Урок окончен!
Спасибо за работу.
|
Отвечают на вопросы
учителя. Самооценка учениками деятельности на уроке.
- Самооценка результата учебной
деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.