Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока математики в 5 классе по теме:

Конспект урока математики в 5 классе по теме:

Скачать материал

Конспект урока математики для 5-го класса по теме "Окружность и круг"

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
  • Вывести соотношение между радиусом и диаметром.
  • Научить находить радиус, если известен диаметр и наоборот.
  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • Применение информационных технологий при изучении математики.
  • Получение новых знаний путем проведения опытов.

Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Сообщение темы, задач и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока состоит их двух слов, которые зашифрованы на доске.

Чтобы разгадать первое слово, вам необходимо  расположить числа в порядке возрастания. О-2  К-14  Р-19  У-27  Ж-49  Н-69  О-85  С-86  Т-100  Ь-115

Второе слово: расположите числа в порядке убывания, увеличив каждое число в 9 раз.

5-Р  4-У   0-Г   7-К                    

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия. Ребята, откройте тетради и запишите, число, классная работа и тему урока “Окружность и круг”.

III. Изучение нового материала.

-Вокруг нас много круглых предметов. Попробуйте ответить на вопрос: «Что случится, если в один прекрасный момент исчезнут все круги?»

   -Казалось бы - пусть все станет квадратным. Разве нельзя прожить без круглых труб, а к квадратным колесам можно привыкнуть. Оказывается, что это не так.  Круглых предметов вокруг нас очень много и без них нам никак.

-Вспомните, как вы раньше рисовали окружность: брали какой-нибудь круглый предмет и просто обводили его. Но представьте, что надо нарисовать 10  разных окружностей. Нельзя же брать 10 разных тарелок. И какой люди нашли выход?

-Для построения окружности существует специальный инструмент циркуль.

 - Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль”.

http://festival.1september.ru/articles/568151/img6.gif

Циркуль.

Циркуль мой, циркач лихой, 
Чертит круг одной ногой, 
А другой проткнул бумагу, 
Уцепился и – ни шагу.

Слово «циркус» в переводе с латинского означает «круг».

- У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Показываю на доске построение окружности). Для того чтобы начертить окружность надо отметить точку, поставить в точку ножку циркуля с иглой, взять циркуль за хвостик и провести окружность. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

- Ребята, попробуйте начертить окружность в тетради.

- Точка, которую мы отметили, называется центром окружности. Обычно центр окружности обозначают буквой О. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги.

-А теперь отметьте на окружности любую точку и соедините ее с центром. Мы получили отрезок, который называется радиусом. Т.е. радиус – это отрезок, который соединяет центр с любой точкой окружности. Обозначается радиус маленькой латинской буквой r.

-Колесо - одно из великих достижений человечества. И слово радиус переводится как «спица колеса». Если мы рассмотрим нашу окружность как колесо,  сколько спиц на нем может быть? А они могут быть разными по размеру?

-Т.е. какой мы сделаем вывод: у окружности может быть бесконечно много радиусов и они равны между собой..

-. А если мы возьмем и согнем колесо  пополам, то полученная линия сгиба - это диаметр, он проходит через центр окружности. Т.е. диаметр – это отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности. Давайте построим диаметр окружности. Обозначается диаметр маленькой латинской буквой.

-А как связаны между собой диаметр и радиус?

- Диаметр состоит их двух радиусов.

Это отношение можно записать следующим образом.
d = 2r.Из этого отношения также следует, что r = d : 2

-А  сколько можно провести диаметров?).

-Отрезок, соединяющий две точки окружности называется хордой.

-В совей речи я употребила слова «окружность» и «круг». Это одно и то же или нет? Чем отличается круг от окружности?

-Окружность-линия, все точки которой расположены на одинаковом расстоянии от центра.

-Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность:

Она идет по краю круга

И называется -  окружность.

Исторические сведения.

- В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.

- В русском языке слово “круглый” тоже означает высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
- В школе свойства окружности и круга изучаются до 11 класса, но первые представления у учащихся должны быть уже в 5 классе.

IV. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

- Теперь давайте подведем итоги  и поработаем с определениями новых геометрических понятий. На карточках написано начало определений, а на отдельных листочках – их продолжения. Найдите для каждого определения его продолжение.

Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности. 
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).
Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.

Все радиусы окружности равны друг другу.

Все диаметры окружности равны друг другу.

V. Первичное закрепление изученного материала.

- Мы с вами сегодня чертили окружность произвольного радиуса. А если нам нужно начертить окружность, радиус которой, например, 2 см. Как это сделать?

- Чтобы выполнить это задание понадобится линейка и циркуль.

- Ребята, как вы думаете для чего нужна линейка? (Ответы детей).

- По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Теперь надо отметить центр окружности, обозначим его буквой О. Начертим окружность

-Отметьте две точки, лежащие внутри окружности, на окружности, вне круга.

Задание № 395, 398 из учебника (устно).

№ 399 по рядам.

№400

VI. Физкультминутка.

- Ребята, давайте сделаем разминку. Сядьте ровно.

Тема нашего урока “Окружность и круг” покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

Молодцы!

VII. Практическая работа на карточках с рисунками.

- Ребята, следующее задание мы будем выполнять самостоятельно на карточках.

Для каждого из понятий подберите соответствующий ему рисунок.

VIII. Итоги урока.

- Сегодня на уроке мы узнали, что такое окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, - циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус, диаметр. Научились находить радиус, если известен диаметр и наоборот. Узнали исторические сведения об окружности, провели опыты, как с помощью подручных средств получить окружность. Выполнили творческое задание на персональных компьютерах.

Рефлексия (Приложение 1)

- А теперь продолжите предложения, которые вы видите на экране:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…

IX. Домашнее задание.

№ 406 (письменно), повторить № 405 (устно).

Дополнительно.

Творческое задание. Оценивается отдельно.

Выполнить на альбомных листах. С помощью циркуля создать рисунок из окружностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружность – замкнутая линия…

… все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

 
Круг – это часть плоскости…

 …которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).


Радиус – отрезок…

… соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

Диаметр – отрезок, соединяющий…

… две точки окружности и проходящий через центр.

 

Хорда – отрезок, соединяющий…

…две точки окружности.

Все радиусы окружности…

равны друг другу.

Все диаметры окружности…

равны друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока математики в 5 классе по теме:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Окружность и круг"

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
  • Вывести соотношение между радиусом и диаметром.
  • Научить находить радиус, если известен диаметр и наоборот.
  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • Применение информационных технологий при изучении математики.
  • Получение новых знаний путем проведения опытов.

 

Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 373
    • DOCX 36.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дубакова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дубакова Татьяна Владимировна
    Дубакова Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5605
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 544 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе