Главная / Математика / Конспект урока математики в 5 классе по теме:

Конспект урока математики в 5 классе по теме:

Конспект урока математики для 5-го класса по теме "Окружность и круг"

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.

  • Вывести соотношение между радиусом и диаметром.

  • Научить находить радиус, если известен диаметр и наоборот.

  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.

  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.

  • Применение информационных технологий при изучении математики.

  • Получение новых знаний путем проведения опытов.

Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Сообщение темы, задач и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока состоит их двух слов, которые зашифрованы на доске.

Чтобы разгадать первое слово, вам необходимо расположить числа в порядке возрастания. О-2 К-14 Р-19 У-27 Ж-49 Н-69 О-85 С-86 Т-100 Ь-115

Второе слово: расположите числа в порядке убывания, увеличив каждое число в 9 раз.

5-Р 4-У 0-Г 7-К

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия. Ребята, откройте тетради и запишите, число, классная работа и тему урока “Окружность и круг”.

III. Изучение нового материала.

-Вокруг нас много круглых предметов. Попробуйте ответить на вопрос: «Что случится, если в один прекрасный момент исчезнут все круги?»

-Казалось бы - пусть все станет квадратным. Разве нельзя прожить без круглых труб, а к квадратным колесам можно привыкнуть. Оказывается, что это не так. Круглых предметов вокруг нас очень много и без них нам никак.

-Вспомните, как вы раньше рисовали окружность: брали какой-нибудь круглый предмет и просто обводили его. Но представьте, что надо нарисовать 10 разных окружностей. Нельзя же брать 10 разных тарелок. И какой люди нашли выход?

-Для построения окружности существует специальный инструмент циркуль.

- Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль”.

http://festival.1september.ru/articles/568151/img6.gif

Циркуль.

Циркуль мой, циркач лихой, 
Чертит круг одной ногой, 
А другой проткнул бумагу, 
Уцепился и – ни шагу.

Слово «циркус» в переводе с латинского означает «круг».

- У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Показываю на доске построение окружности). Для того чтобы начертить окружность надо отметить точку, поставить в точку ножку циркуля с иглой, взять циркуль за хвостик и провести окружность. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

- Ребята, попробуйте начертить окружность в тетради.

- Точка, которую мы отметили, называется центром окружности. Обычно центр окружности обозначают буквой О. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги.

-А теперь отметьте на окружности любую точку и соедините ее с центром. Мы получили отрезок, который называется радиусом. Т.е. радиус – это отрезок, который соединяет центр с любой точкой окружности. Обозначается радиус маленькой латинской буквой r.

-Колесо - одно из великих достижений человечества. И слово радиус переводится как «спица колеса». Если мы рассмотрим нашу окружность как колесо, сколько спиц на нем может быть? А они могут быть разными по размеру?

-Т.е. какой мы сделаем вывод: у окружности может быть бесконечно много радиусов и они равны между собой..

-. А если мы возьмем и согнем колесо пополам, то полученная линия сгиба - это диаметр, он проходит через центр окружности. Т.е. диаметр – это отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности. Давайте построим диаметр окружности. Обозначается диаметр маленькой латинской буквой.

-А как связаны между собой диаметр и радиус?

- Диаметр состоит их двух радиусов.

Это отношение можно записать следующим образом.
d = 2r.Из этого отношения также следует, что r = d : 2

-А сколько можно провести диаметров?).

-Отрезок, соединяющий две точки окружности называется хордой.

-В совей речи я употребила слова «окружность» и «круг». Это одно и то же или нет? Чем отличается круг от окружности?

-Окружность-линия, все точки которой расположены на одинаковом расстоянии от центра.

-Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность:

Она идет по краю круга

И называется - окружность.

Исторические сведения.

- В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.

- В русском языке слово “круглый” тоже означает высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
- В школе свойства окружности и круга изучаются до 11 класса, но первые представления у учащихся должны быть уже в 5 классе.

IV. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

- Теперь давайте подведем итоги и поработаем с определениями новых геометрических понятий. На карточках написано начало определений, а на отдельных листочках – их продолжения. Найдите для каждого определения его продолжение.

Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности. 
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).
Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.

Все радиусы окружности равны друг другу.

Все диаметры окружности равны друг другу.

V. Первичное закрепление изученного материала.

- Мы с вами сегодня чертили окружность произвольного радиуса. А если нам нужно начертить окружность, радиус которой, например, 2 см. Как это сделать?

- Чтобы выполнить это задание понадобится линейка и циркуль.

- Ребята, как вы думаете для чего нужна линейка? (Ответы детей).

- По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Теперь надо отметить центр окружности, обозначим его буквой О. Начертим окружность

-Отметьте две точки, лежащие внутри окружности, на окружности, вне круга.

Задание № 395, 398 из учебника (устно).

399 по рядам.

400

VI. Физкультминутка.

- Ребята, давайте сделаем разминку. Сядьте ровно.

Тема нашего урока “Окружность и круг” покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

Молодцы!

VII. Практическая работа на карточках с рисунками.

- Ребята, следующее задание мы будем выполнять самостоятельно на карточках.

Для каждого из понятий подберите соответствующий ему рисунок.

VIII. Итоги урока.

- Сегодня на уроке мы узнали, что такое окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, - циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус, диаметр. Научились находить радиус, если известен диаметр и наоборот. Узнали исторические сведения об окружности, провели опыты, как с помощью подручных средств получить окружность. Выполнили творческое задание на персональных компьютерах.

Рефлексия (Приложение 1)

- А теперь продолжите предложения, которые вы видите на экране:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…

IX. Домашнее задание.

406 (письменно), повторить № 405 (устно).

Дополнительно.

Творческое задание. Оценивается отдельно.

Выполнить на альбомных листах. С помощью циркуля создать рисунок из окружностей.





































Окружность – замкнутая линия…

все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

 
Круг – это часть плоскости…

которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).


Радиус – отрезок…

соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

Диаметр – отрезок, соединяющий…

две точки окружности и проходящий через центр.



Хорда – отрезок, соединяющий…

две точки окружности.

Все радиусы окружности…

равны друг другу.

Все диаметры окружности…

равны друг другу.

















































Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…





Конспект урока математики в 5 классе по теме:
  • Математика
Описание:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Окружность и круг"

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
  • Вывести соотношение между радиусом и диаметром.
  • Научить находить радиус, если известен диаметр и наоборот.
  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • Применение информационных технологий при изучении математики.
  • Получение новых знаний путем проведения опытов.

 

Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.

Автор Дубакова Татьяна Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 627
Номер материала 32352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы