Главная / Начальные классы / Конспект урока математики в 1-м классе.

Конспект урока математики в 1-м классе.

Конспект урока математики в 1-м классе по программе "Школа-2000" на тему

" Число 10" (М. 1. Ч. 3. Урок №20).

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Число 10».

Цели и задачи урока:

  • сформировать представление о числе 10 как единице счёта, рассмотреть состав числа 10, учить считать в пределах 10;

  • формировать способность записывать число цифрами и обозначать с помощью точек;

  • тренировать мыслительные операции анализа и синтеза, классификации, обобщения;

  • закрепить умение решать задачи и уравнения;

  • воспитывать интерес к предмету.

Демонстрационный материал:

1) набор цифр;

2) образец цифры 10;

3) конверты для групповой работы;

4) модель числового отрезка;

5) девиз урока: «С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся!»;

6) дорожки с заданиями;

7) модель треугольника с 10 чёрными точками;

8) Х – римская цифра 10;

9) «Дерево успеха»;

10) абак.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Цель:

  1. создать мотивацию к учебной деятельности;

  2. определить содержательные рамки урока.


Организация учебного процесса на этапе 1:

На данном этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Исходя из решённых ранее задач, выделяется содержательная область («могу»).

На доске записан девиз: «С мастерством готовым не родятся, а добытым мастерством гордятся!»

- Прочитайте, пожалуйста, девиз сегодняшнего урока. Как вы понимаете эти слова? ( Люди не рождаются с готовым мастерством (готовыми знаниями), а добывают мастерство трудом, они должны многому научиться. Добытыми знаниями можно гордиться, потому что ты получил их сам.)

- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством? (Да.)

- Тогда начнём! Для начала, напомните мне, с чем мы познакомились на предыдущих уроках? (Решали уравнения и задачи.)

- Сегодня мы также продолжим работу по решению уравнений и задач.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.


Организация учебного процесса на этапе 2:

На данном этапе воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.

Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т. д.

Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия.

Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

- За новыми знаниями мы отправляемся по математической дорожке.

- А вот и первые преграды на пути.

hello_html_a2a0e14.gifhello_html_a2a0e14.gifhello_html_7ea97dc0.gif




- (Дорожка № 1): Отгадайте число.

  • Назовите предыдущее число числу 8, 17;

  • Какое число следует за числом 7, 15?

  • Каковы соседи чисел 9, 16?

  • На сколько 9 больше 5? Как узнали?

  • Уменьшите 6 на 4;

  • Посчитайте от 5 до 13, от 14 до 6.

- (Дорожка № 2): Дополните до 8:

(Дети показывают ответ математическим «веером».)

5 и … 1 и …

2 и … 3 и …

4 и … 6 и …

0 и … 7 и …

- (Дорожка № 3): Сравните, записав доказательство. (Индивидуальная работа в тетрадях.)

3+4 … 5+2

8-5 ..... 8-6

4+5 … 8+2

- Как выполнили первое задание? Как выполнили второе задание?

- Как выполнили третье задание?

- Вы можете выполнить это задание? (Нет.)

- А почему? В чём затруднение? Почему не получается выполнить задание?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Дети: - Мы не решали такие примеры (8+2) и не знаем, сколько получится.

- Мы не знаем, как записать число 10.

При записи доказательства 9<10 прошу объяснить детей, почему «десять» записывается как «10», а не «91» или как-то иначе.

Дети: - Мы не знаем.

- Почему?

Дети: - мы мало знаем о числе 10.

- Хотите узнать больше? (Да.)


3. Постановка учебной задачи. (4-5 мин.)

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.


Организация учебного процесса на этапе 3:

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?).

На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.


- Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какой вопрос исследовать? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Дети: Узнаем о новом числе, и его обозначении.


Физкультминутка: Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.


4. «Открытие» детьми нового знания. (Проектирование и фиксация нового знания.) (7-8 мин.)

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.


Организация учебного процесса на этапе 4:

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т. д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы.

Используются предметные действия с моделями, схемами и пр.

В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково.


- Как узнать о месторасположении числа 10? (Надо обратиться к числовому отрезку.)

(Работа по табло в учебнике, с. 38)

- Где расположено число 10 на числовом луче? (После 9, перед 11.)

- Как обозначается число 10? (Двумя цифрами: «один» и «ноль».)

- Почему же «десять» обозначается двумя цифрами?

- Возьмите белый треугольник в конверте и заполните его десятью чёрными точками так, чтобы они располагались внутри фигуры. (Работа в парах.)

- Остались чёрные точки? (Нет.) Пишем 0 точек.

- Где же они? (В треугольнике.)

- Сколько их там? (1 десяток.) Пишем перед нулём 1.

- Что же обозначает запись 10? (1 десяток точек в треугольнике и 0 свободных точек.)

(Письмо цифры 10 в тетради.)


Пальчиковая гимнастика: «Кто из пальчиков ловчее?

Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают».

- Где вы встречались с числом 10? ( Десяток яиц, десяток пуговиц, десять рук и ног у человека.)

- Число 10 с давних времён использовалась как укрупнённая единица счёта. С этим связано и обозначение десятка: 1 десяток 0 единиц – 10.

- Что это за запись «Х»? ( Х – римское обозначение числа 10.)

- Всё ли мы узнали о числе 10? (Нет.)

- Что ещё осталось неизвестным?

Дети: Как можно получить число 10.

- Чтобы ответить на этот вопрос, используйте абак.

( Работа с абаком в парах. Равенства записываются в тетрадь.)

10

hello_html_57aed7ff.gif1+9

2+8

3+7

4+6

5+5

(Проверка.)


5. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин.)

Цель: Усвоение нового способа действий.


Организация учебного процесса на этапе 5:

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или группах.

- Идём дальше по нашей математической дорожке. А это кто нам повстречался на пути? (Буратино, Мальвина, Пьеро.)

- Мальвина очень любит математику. Она задала Буратино выполнить первое задание. Но у Буратино никак не получается.

- Поможем нашему герою? ( Да.)

( Выполнение № 1, с. 38 учебника.)

- Что необходимо выполнить в данном задании? (В соответствии с данным выражением разбить фигуры на части по определённым признакам.)

Задание выполняется фронтально.

- Продолжаем путешествие.

- А это кто такой? ( Злой Карабас Барабас. Он гонится за Буратино. Надо помочь Буратино убежать от злодея.)

- У нас это получится, если мы выполним задание № 4, с. 39 с числовым отрезком.

( Работа у доски с объяснением.)

Физминутка: «Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик отыскать,

Нужно верно сосчитать».


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.)

Цель: 1) Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха;

2) проверить знания состава числа 10;

3) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.


Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен.

Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока.

- Что необходимо сделать? Объясните. (С помощью рисунка – чертежа составить суммы, равные 10, используя натуральный ряд чисел).

Проверка. Ситуация успеха.


7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Организация учебного процесса на этапе 7:

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.


- Чтобы лучше запомнить состав числа 10, выполним задание № 6 (решение уравнений).


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2-3 мин.)

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 8:

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).


- С каким числом познакомились на уроке? (10).

- Расскажите всё, что узнали об этом числе?

-В конце урока составляем «Дерево знаний».

(Розовые цветы – «у меня всё получилось»;

жёлтые – «я понял, но иногда испытываю затруднение»;

красные – «мне нужна помощь»).


Дома по желанию: найти дополнительную информацию о числе 10.



hello_html_1209d4ce.png




Составитель: Мерзлякова Ирина Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9 г. Ижевска»

(Для рубрики «Инновационные технологии»)





Конспект урока математики в 1-м классе.
  • Начальные классы
Описание:

 

Конспект урока математики в 1-м классе по программе "Школа-2000" на тему

" Число 10" (М. 1. Ч. 3. Урок №20).

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Число 10».

Цели и задачи урока:

·        сформировать представление о числе 10 как единице счёта, рассмотреть состав числа 10, учить считать в пределах 10;

·        формировать способность записывать число цифрами и обозначать с помощью точек;

·        тренировать мыслительные операции анализа и синтеза, классификации, обобщения;

·        закрепить умение решать задачи и уравнения;

·        воспитывать интерес к предмету.

Демонстрационный материал:

         1) набор цифр;

         2) образец цифры 10;

         3) конверты для групповой работы;

         4) модель числового отрезка;

         5) девиз урока: «С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся!»;

         6) дорожки с заданиями;

         7) модель треугольника с 10 чёрными точками;

         8) Х – римская цифра 10;

         9) «Дерево успеха»;

         10) абак.

 

Автор Мерзлякова Ирина Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 372
Номер материала 35488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓