Инфоурок Математика КонспектыКонспект урока математики по теме "Решение задач на совместную работу"

Конспект урока математики по теме "Решение задач на совместную работу"

Скачать материал

ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ

 

Справочный материал

 

Производительность труда - это объём работы, выполненный за единицу  времени.

 

Введём обозначения:

 

Объём работы (А)

 

Время работы(t)

Производительность труда (Р)

 

 

 

Примеры.

 

1.      Библиотеке надо переплести 1200 книг. Первая мастерская может выполнить работу за 10 дней, вторая за 15 дней. За сколько дней выполнят эту работу обе мастерские, если будут работать вместе?

 

 

Объём работы (А),

(количество книг)

Время работы (t),

(дни)

Производительность труда (Р),

(книг в день)

1 мастерская

1200

10

120 книг/день

2 мастерская

1200

15

80 книг/день

вместе

1200

?

200 книг/день

 

1)      120010= 120(книг/день)-производительность труда первой мастерской.

2)      120015=80(книг/день)-производительность труда второй мастерской.

3)      120+80=200(книг/день)-производительность труда двух мастерских при совместной работе.

4)      1200200=6(дней)- за такое время выполнят работу две мастерские.

Ответ: 6 дней.

 

2.      Библиотеке надо переплести некоторое количество книг. Первая мастерская может выполнить работу за 10 дней, вторая за 15 дней. За сколько дней выполнят эту работу обе мастерские, если будут работать вместе?

Если в задаче не известен объём работы -  принимай его за 1

 

 

Объём работы (А),

(количество книг)

Время работы (t),

(дни)

Производительность труда (Р),

(книг в день)

1 мастерская

1

10

книг/день

2 мастерская

1

15

книг/день

вместе

1

?

книг/день

 

1)110=(книг/день)-производительность труда первой мастерской.

2)115=(книг/день) – производительностьтрудавтороймастерской.

3)(книг/день)-производительность труда двух мастерских при совместной работе.

4)1: =6(дней) –затакоевремявыполнятработудвемастерские.

Ответ: 6 дней.

3.      Библиотеке требуется переплести книги за 6 дней. Для выполнения заказа пригласили две мастерские. Первая мастерская может самостоятельно переплести книги за 10 дней. За сколько дней может выполнить всю работу вторая мастерская?

 

 

Объём работы (А),

(количество книг)

Время работы (t),

(дни)

Производительность труда (Р),

(книг в день)

1 мастерская

1

10

книг/день

2 мастерская

1

?

 (книг/день)

вместе

1

6

книг/день

 

1)110=(книг/день)-производительность труда первой мастерской.

2)16=(книг/день)-производительность труда двух мастерских.

3) (книг/день)-производительность труда второй мастерской.

4)1=15(дней)- за такое время выполнит работу вторая мастерская, работая отдельно.

Ответ: 15 дней.

 

Решение задач

№1. Мастер, работая самостоятельно, может изготовить партию из 200 деталей за некоторое время. Ученик за это же время может изготовить только половину всех деталей. Работая вместе, они могут изготовить всю партию деталей за 4 часа. За какое время мастер может изготовить все детали, работая самостоятельно?

Решение

Пусть xчасов – время, которое тратят мастер и ученик на работу, работая отдельно.

 

Объём работы (А),

(количество деталей)

Время работы (t),

(часы)

Производительность труда (Р),

(деталей в час)

мастер

200

x

ученик

100

x

вместе

200

4

Зная, что работая вместе, они изготавливают партию деталей за 4 часа, составим уравнение.

;

x=6.

Ответ: 6часов.

№2. Два ученика решают задачи. Первый может решить 20 задач за то время,  за которое второй ученик может решить в 2  раза меньше задач. Вместе они могут решить 20 этих задач за 2 ч. За сколько часов первый ученик самостоятельно может решить 20 задач?

Решение

Пустьx часов– время, которое тратят учащиеся на решение, работая отдельно.

 

Объём работы (А),

(количество задач)

Время работы (t), (часы)

Производительность труда (Р), (задач в час)

1 ученик

20

x

2 ученик

10

x

вместе

20

2

 

Зная, что решая вместе, они выполнят всё задания за 2 часа, составим уравнение.

 

x = 3.

Ответ: 3 часа.

 

№3. Токарь четвёртого разряда и его ученик за час вместе изготавливают 50 деталей. Ученику для изготовления 50 деталей требуется времени на 2 часа больше, чем требуется токарю для изготовления 120 деталей. Сколько деталей в час изготовляет токарь?

 

Решение

Пусть x часов потребуется токарю для изготовления 120 деталей, тогда ученику потребуется (x+2) часа на изготовление 50 деталей.

 

Объём работы (А),

(количество деталей)

Время работы (t),

(часы)

Производительность труда (Р),

(деталей в час)

токарь

120

x

 ученик

50

x+2

вместе

 

 

50

Зная, что вместе за 1час они изготавливают 50 деталей, составим уравнение.

 

│∙x(x+2)≠0;

5- 7x- 24 = 0;

D = 529;

-1,6 не удовлетворяет условию задачи

(дет/час) – изготовляет токарь.

Ответ: 40 деталей в час.

 

№4. Заказ на 130 деталей первый рабочий выполняет на 3 часа быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что он за час делает на 3 детали больше?

Решение

Пусть  деталей в час делает первый рабочий, тогда второй рабочий делает  детали в час.

 

Объём работы (А),

(количество деталей)

Время работы (t),

(часы)

Производительность труда (Р),

(деталей в час)

1 рабочий

130

2 рабочий

130

Зная, что первый рабочий выполнит заказ на 3 часа быстрее, чем второй, составим и решим уравнение:

D = 529

-13 не удовлетворяет условию задачи

10 деталей в час делает первый рабочий.

Ответ: 10 деталей в час.

 

№5. Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объёмом 192 литра она заполняет на 4 минуту дольше, чем вторая труба?

Решение

Пусть  литров воды в минуту пропускает первая труба, тогда вторая труба пропускает   литра в минуту.

 

 

Объём работы (A),(литры)

Время работы (t), (часы)

Производительность труда (P), (литров в минуту)

1труба

192

2 труба

192

Зная, что первая труба заполняет резервуар на 4 минуты дольше второй, составим и решим уравнение.

0

D = 784

не удовлетворяет условию задачи

12 литров воды в минуту пропускает первая труба.

Ответ: 12 литров в минуту.

 

№ 6. Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней, работая отдельно, выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй- за три дня?

Решение

Пусть  и y – объёмы работ, которые выполняют за день первый и второй рабочий, соответственно. Полный объём работы примем за 1.

 

Объём работы (A)

Время работы (t), (дни)

Производительность труда (P), (объём работы в день)

1 рабочий

1

x

2 рабочий

1

x

вместе

1

12

x + y

Зная, что работая вместе, они выполнят работу за 12 дней, составим уравнение 12∙( x + y)=1. А так как первый рабочий за два дня выполняет ту же работу, что и второй рабочий за 3 дня, составим уравнение 2x=3y.

Составим систему

1(дней) - потребуется первому рабочему для выполнения всей работы.

 

Ответ: 20 дней.

 

№7. Два опе­ра­то­ра, ра­бо­тая вме­сте, могут на­брать текст га­зе­ты объ­яв­ле­ний за 8 ч. Если пер­вый опе­ра­тор будет ра­бо­тать 3 ч, а вто­рой 12 ч, то они вы­пол­нят толь­ко 75% всей ра­бо­ты. За какое время может на­брать весь текст каж­дый опе­ра­тор, ра­бо­тая от­дель­но?

Ре­ше­ние

Пусть пер­вый опе­ра­тор может вы­пол­нить дан­ную ра­бо­ту за  x  часов, а вто­рой - за  y  часов.

 

Объём работы (A)

Время работы (t), (часы)

Производительность труда (P), (объём работы в час)

1 оператор

1

x

2 оператор

1

y

вместе

1

8

Зная, что работая вместе, за 8 часов операторы выполнят всю работу, можно составить уравнение.
 . Учтём условие, что первый работает 3 часа, а второй 12 часов и будет выполнено 75% всей работы и составим уравнение.

.

Составим систему уравнений.

х = 12, y = 24.

Ответ: пер­вый опе­ра­тор за 12 ч, вто­рой опе­ра­тор за 24 ч.

 

Задачи для самостоятельного решения

 

1.       Два опе­ра­то­ра, ра­бо­тая вме­сте, могут на­брать текст га­зе­ты объ­яв­ле­ний за 8 ч. Если пер­вый опе­ра­тор будет ра­бо­тать 3 ч, а вто­рой 12 ч, то они вы­пол­нят толь­ко 75% всей ра­бо­ты. За какое время может на­брать весь текст каж­дый опе­ра­тор, ра­бо­тая от­дель­но?

2.       Чтобы на­ка­чать в бак 117 л воды, тре­бу­ет­ся на 5 минут боль­ше вре­ме­ни, чем на то, чтобы вы­ка­чать из него 96 л воды. За одну ми­ну­ту можно вы­ка­чать на 3 л воды боль­ше, чем на­ка­чать. Сколь­ко лит­ров воды на­ка­чи­ва­ет­ся в бак за ми­ну­ту?

3.       Две трубы на­пол­ня­ют бас­сейн за 8 часов 45 минут, а одна пер­вая труба на­пол­ня­ет бас­сейн за 21 часов. За сколь­ко часов на­пол­ня­ет бас­сейн одна вто­рая труба?

4.       Пер­вая труба про­пус­ка­ет на 2 литра воды в ми­ну­ту мень­ше, чем вто­рая. Сколь­ко лит­ров воды в ми­ну­ту про­пус­ка­ет вто­рая труба, если ре­зер­ву­ар объёмом 130 лит­ров она за­пол­ня­ет на 4 ми­ну­ты быст­рее, чем пер­вая труба за­пол­ня­ет ре­зер­ву­ар объёмом 136 лит­ров?

5.       Пер­вый ра­бо­чий за час де­ла­ет на 10 де­та­лей боль­ше, чем вто­рой, и вы­пол­ня­ет заказ, со­сто­я­щий из 60 де­та­лей, на 3 часа быст­рее, чем вто­рой ра­бо­чий, вы­пол­ня­ю­щий такой же заказ. Сколь­ко де­та­лей в час де­ла­ет вто­рой ра­бо­чий?

6.       Три бри­га­ды вме­сте из­го­то­ви­ли 114 кар­дан­ных валов. Из­вест­но, что вто­рая бри­га­да из­го­то­ви­ла кар­дан­ных валов в 3 раза боль­ше, чем пер­вая, и на 16 кар­дан­ных валов мень­ше, чем тре­тья. На сколь­ко кар­дан­ных валов боль­ше из­го­то­ви­ла тре­тья бри­га­да, чем пер­вая?

7.       Заказ на 110 де­та­лей пер­вый ра­бо­чий вы­пол­ня­ет на 1 час быст­рее, чем вто­рой. Сколь­ко де­та­лей в час де­ла­ет вто­рой ра­бо­чий, если из­вест­но, что пер­вый за час де­ла­ет на 1 де­таль боль­ше?

8.       На из­го­тов­ле­ние 475 де­та­лей пер­вый ра­бо­чий тра­тит на 6 часов мень­ше, чем вто­рой ра­бо­чий на из­го­тов­ле­ние 550 таких же де­та­лей. Из­вест­но, что пер­вый ра­бо­чий за час де­ла­ет на 3 де­та­ли боль­ше, чем вто­рой. Сколь­ко де­та­лей в час де­ла­ет пер­вый ра­бо­чий?

9.       Двое ра­бо­чих, ра­бо­тая вме­сте, могут вы­пол­нить ра­бо­ту за 12 дней. За сколь­ко дней, ра­бо­тая от­дель­но, вы­пол­нит эту ра­бо­ту пер­вый ра­бо­чий, если он за два дня вы­пол­ня­ет такую же часть ра­бо­ты, какую вто­рой – за три дня?

10.   Пер­вая труба про­пус­ка­ет на 5 лит­ров воды в ми­ну­ту мень­ше, чем вто­рая. Сколь­ко лит­ров воды в ми­ну­ту про­пус­ка­ет вто­рая труба, если ре­зер­ву­ар объ­е­мом 375 лит­ров она за­пол­ня­ет на 10 минут быст­рее, чем пер­вая труба за­пол­ня­ет ре­зер­ву­ар объ­е­мом 500 лит­ров?

11.   Каж­дый из двух ра­бо­чих оди­на­ко­вой ква­ли­фи­ка­ции может вы­пол­нить заказ за 15 часов. Через 3 часа после того, как один из них при­сту­пил к вы­пол­не­нию за­ка­за, к нему при­со­еди­нил­ся вто­рой ра­бо­чий, и ра­бо­ту над за­ка­зом они до­ве­ли до конца уже вме­сте. Сколь­ко часов по­тре­бо­ва­лось на вы­пол­не­ние всего за­ка­за?

12.   Пер­вый насос на­пол­ня­ет бак за 20 минут, вто­рой — за 30 минут, а тре­тий — за 1 час. За сколь­ко минут на­пол­нят бак три на­со­са, ра­бо­тая од­но­вре­мен­но?

13.   В по­мощь са­до­во­му на­со­су, пе­ре­ка­чи­ва­ю­ще­му 5 лит­ров воды за 2 ми­ну­ты, под­клю­чи­ли вто­рой насос, пе­ре­ка­чи­ва­ю­щий тот же объем воды за 3 ми­ну­ты. Сколь­ко минут эти два на­со­са долж­ны ра­бо­тать сов­мест­но, чтобы пе­ре­ка­чать 25 лит­ров воды?

14.   Петя и Ваня вы­пол­ня­ют оди­на­ко­вый тест. Петя от­ве­ча­ет за час на 8 во­про­сов тек­ста, а Ваня – на 9. Они од­но­вре­мен­но на­ча­ли от­ве­чать на во­про­сы теста, и Петя за­кон­чил свой тест позже Вани на 20 минут. Сколь­ко во­про­сов со­дер­жит тест?

15.   Две бри­га­ды, со­сто­я­щие из ра­бо­чих оди­на­ко­вой ква­ли­фи­ка­ции, од­но­вре­мен­но на­ча­ли стро­ить два оди­на­ко­вых дома. В пер­вой бри­га­де было 16 ра­бо­чих, а во вто­рой — 25 ра­бо­чих. Через 7 дней после на­ча­ла ра­бо­ты в первую бри­га­ду пе­ре­шли 8 ра­бо­чих из вто­рой бри­га­ды, в ре­зуль­та­те чего оба дома были по­стро­е­ны од­но­вре­мен­но. Сколь­ко дней по­тре­бо­ва­лось бри­га­дам, чтобы за­кон­чить ра­бо­ту в новом со­ста­ве?

16.   Пер­вый и вто­рой на­со­сы на­пол­ня­ют бас­сейн за 10 минут, вто­рой и тре­тий — за 15 минут, а пер­вый и тре­тий — за 24 ми­ну­ты. За сколь­ко минут три эти на­со­са за­пол­нят бас­сейн, ра­бо­тая вме­сте?

    

Ответы к задачам для самостоятельного решения

1.      12; 24

2.      9

3.      15

4.      10

5.      10

6.      44

7.      10

8.      25

9.      20

10.  25

11.  9

12.  10

13.  6

14.  24

15.  9

16.  9; 6

           

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока математики по теме "Решение задач на совместную работу""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный материал предназначен для организации уроков итогового повторения при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 - х и 11- х класса. Цель: развитие навыков решения текстовых задач в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников. Задачи: систематизация текстовых задач; формирование вычислительных и формально-оперативных умений для использования их при решении задач различного направления; развитие навыков применения аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач; формирование устойчивой положительной мотивации к изучению математики. Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач (на проценты, смеси и сплавы, движение, совместную работу и др.), то на дополнительных занятиях этим вопросам уделяется большое внимание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.07.2020 626
    • DOCX 42.3 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90613
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции