Главная / Математика / Конспект урока математики по теме "Единицы измерения площадей" (5 класс)

Конспект урока математики по теме "Единицы измерения площадей" (5 класс)

Дата: 18 декабря 2014 года

Тема урока: «Единицы измерения площадей»

Класс: 5Б класс

Учитель: Головкова Светлана Анатольевна

Номер урока в теме: второй из четырех.

Цели урока:

Обучающие:

  • повторить и закрепить единицы измерения площадей и соответствия между ними;

  • систематизировать полученные ранее знания с помощью наглядного материала;

  • повторить и закрепить формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника;

  • развитие компетенции по нахождению неизвестных по заданным формулам, перевода из одних единиц измерения в другие;

  • совершенствовать вычислительные навыки

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;

  • развитие навыков работы в парах, группах;

  • вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;

  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения,

  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе;

  • способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный

Формы обучения: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

Решают задания в группах;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


Средства обучения:(в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал), Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., шкала соответствия единиц измерения площадей (плакат); формулы площадей квадрата и прямоугольника (плакат).

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Ход урока

I. Организация начала урока(2-3 мин.).

Вот звенит уже звонок,

Приглашает на урок.

Вы, ребята, не ленитесь,

В кабинет поторопитесь!


А на парте всё в порядке?

Взяли ручку, и тетрадку.

Приготовились на «пять»

Все задачки прорешать!

Вступительное слово учителя.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать ребус. ( Слайд 1) 

_ Молодцы, мы продолжаем с вами изучение темы "Площадь". Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока: «Площадь»

- Площади, каких фигур мы изучили на прошлом уроке?

Ребята повторяют площадь прямоугольника и квадрата (одновременно показывают карточки с формулами для вычисления площадей прямоугольника и квадрата).

Целеполагание и мотивация: Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд 2) (фигура разбита на клетки 1х1см).

Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные см? (Делают вывод: S=a*b. Находят S по формуле. Слайд 3)

-Как вы думаете, площадь можно находить только в hello_html_m16071095.gif?( Можно использовать разные единицы)

-Какая цель нашего урока?( Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника, используя разные единицы измерения.)

- А сегодня мы повторим единицы измерения площадей, с которыми вы уже познакомились, а также установим связь между ними. Итак, наша тема "Единицы измерения площадей" (Слайд 4)

- Так как вы сегодня будете работать в группах, вам необходимо выбрать капитана вашей группы, они будут контролировать вашу работу и оценивать участие каждого участника в группе, ну и вы сами сегодня будете оценивать свою работу.

2. Активизация опорных знаний.(4 мин)


767, стр 117

 согласны ли вы с утверждением:
а) равные фигуры имеют равные площади; (да)
б) неравные фигуры имеют различные площади; (нет)
в) любой квадрат есть прямоугольник; (да)
г) некоторые прямоугольники являются квадратами; (да)
д) если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники? (нет)

III. Усвоение новых знаний и способов усвоения(26 мин)

- У каждого из вас есть оценочный лист, в конце урока вы его оставите на столе.

Оценочный лист

ФИО ученика

Класс 5 б

Этапы

Задания

Количество баллов

I. Разминка (работа в группах, самоконтроль)


 

 

II.Тренажер

(работа в парах, взаимоконтроль)


1

 

2

 

3

 

4

 

III. Отработка формул через решение задач.

1

 

2

 

IV. Решение задач, повышенной сложности (Исследование)

 

 

Ответы на дополнительные вопросы (повторение)

 


Итоговое  количество  баллов

 



Критерии оценок:«5»-больше 16 баллов, «4»-от13-15 баллов, «3»- от 10-12баллов, «2»- меньше 10 баллов.


(Фронтальная беседа)

Какие единицы измерения площадей Вы знаете?

Единицы площади: мм2; см2; дм2; км2.

1 ар(а) (сотка) – площадь квадрата со стороной 10 м

1 гектар (га) - площадь квадрата со стороной 100 м

1а = 100 м 2

1 га = 10 000 м 2


Сколько в 1смквадратных миллиметров? Сколько в 1дмквадратных сантиметров?

Единицы длины:  


Единицы площади?

1 см =10 мм  


1 см2 =100 мм2

1 дм = 10 см  


1 дм2 = 100 см2

1 м = 10 дм = 100 см  


1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2

1 км =1000 м  


1 км2 = 1000 м 2=1000 000 м2


Схема перевода единиц у вас имеется на карточках.


Схема перевода единиц длины:


hello_html_m562cbf55.gif


км м дм см мм






Сhello_html_e29f580.gifхема перевода единиц площадиhello_html_7d11a441.gifhello_html_6e55528c.gif


м2 дм2 см2 мм2


hello_html_m2fe9a221.gifhello_html_m36b5f4a5.gifhello_html_26a59602.gif


км2 га а м2



Приступим к работе!

Практическая часть урока.

Основное содержание практической части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность консультантов

Разминка

Слайд 5

(3 мин)

Предлагается учащимся разбиться на группы и решить по одной задаче каждой группе.

hello_html_m484de094.png

Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной задаче, с последующей проверкой на слайде. Заносятся баллы в оценочный лист.

Учитель и капитаны контролируют работу в группах и оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся выдается жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)

Тренажер

Слайд 6

(5 мин)

Предлагает учащимся перевод одних единиц измерения в другие.

Выразите в квадратных метрах:

hello_html_m74407c5a.png

Каждый учащийся выполняет задание самостоятельно по вариантам . По кругу меняясь, проверяют работу соседа и оценивают, сверяясь с ответами на слайде. Заполняется оценочный лист.

Учитель и капитаны контролируют работу и проверку.

Решение задач, отработка формул

Слайд 7,8

(7 мин)

Карточка №1.

Решите задачи, выбрав правильные варианты ответов.

Задание №1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого 90см, а ширина на 60см меньше. Ответ запиши в дм2.

а) 27 дм2; б) 36 дм2; в) 54 дм2; г) 81 дм2

Задание №2.  Найдите ширину прямоугольника, если длина равна 100см, а его периметр 2400см. Ответ запиши в метрах.

а)11м; б)3м; в)4м; г)5м

Ответ к карточке №1:

Задание №1: 27дм2.

Задание  №2: 11м.

Каждый учащийся решает задачи. Заполняется оценочный лист. Вид проверки – самоконтроль

Учитель и капитаны контролируют работу.

Физкультминутка

(1-2 мин)

Слайд 9

Учитель проводит физкультминутку под музыку

Учащиеся выполняют упражнения


Решение задач повышенной сложности (Исследование).

Слайд 10

(5 мин)


Предлагает учащимся решить исследовательскую задачу и сделать соответствующие выводы.

1. Площадь листа бумаги - 600см2. С какой площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 100 пачек ( в каждой пачке 100 листов), если с 1а получается 40мбумаги?

2. Площадь тетрадного листа - 300см2. С какой площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 500 тетрадей ( в каждой тетради 40 листов), если с 1а получается 40м2 бумаги?

3. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько потребуется денег для установки 12 пластиковых окон, если 1м2 пластиковых окон стоит 6000 руб.?

4. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько потребуется денег для установки 24 простых окон, если 1м2 стекольного полотна стоит 3000 руб.?

Подводится итог работы

Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной задаче, проверяют решение на слайде и делают выводы: насколько экономно нужно использовать бумагу, на изготовление, которой требуется столько лесных ресурсов; насколько бережно нужно относиться к школьному имуществу. Заносятся баллы в оценочный лист.

Капитаны и учитель контролируют работу в группах и оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся выдается жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)

Повторение

Слайд 11

(4 мин)

Каждая группа (4 человека) получает конверт, в котором лежат  8 треугольников с написанными на них формулами. Из этих треугольников предлагается собрать прямоугольник по  указателю. Указатель – это  лист с номерками – указателями формул.  Угаданные треугольники выкладываются  формулами вниз, а сверху на лицевой стороне учащиеся получают картинку. Запись в тетрадях на этом этапе - запись 8-ми  формул.

Указатель:

                      8

7                   

1                     2                                    

                        5      6

4                      3


1.Формула пути.

2. Формула  скорости.

3. Формула времени.

4.Формула делимого a   по делителю b, неполному частному q, остатку r.

5. Формула площади квадрата.

6. Формула площади прямоугольника.

7. Формула периметра прямоугольника.

8. Формула периметра квадрата.

Учащиеся записывают в тетради восемь формул, ищут их на разрезанных треугольниках и собирают по стрелочкам картинку. Заносятся баллы в оценочный лист.

Контролирую работу, Капитаны контролируют работу в группах и оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся выдается жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)

 Итоги урока

(3 мин)

Подводится итог урока:

-с каким настроением вы покидаете урок?

-что изучили сегодня на уроке?

-кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

-какие единицы измерения вы знаете?

-насколько важно изучать единицы измерения площадей и уметь переводить одни единицы измерения в другие?


Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Учащиеся выставляют оценки за урок, подсчитав баллы в оценочном листе.


Информация о домашнем задании

(1-2 мин)

Индивидуальная практическая работа. (Карточка)

  1. Измерьте площадь одной страницы учебника математики в дюймах.

  2. Измерьте площадь одной страницы учебника в сантиметрах.

  3. Вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.

  4. Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж учебника?

Получают карточку с заданием

 

Рефлексия

(1-2 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.


Учащиеся слушают

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


IY. Итоги урока(3 мин): Ребята, ответьте на вопросы:

-с каким настроением вы покидаете урок?

-что изучили сегодня на уроке?

-кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

-какие единицы измерения вы знаете?

-насколько важно изучать единицы измерения площадей и уметь переводить одни единицы измерения в другие?

Y. Информация о домашнем задании (1-2 мин).

Сегодня вы получите индивидуальное домашнее задание на карточках.

Индивидуальная практическая работа. (Карточка)

  1. Измерьте площадь одной страницы учебника в дюймах.

  2. Измерьте площадь одной страницы учебника в сантиметрах.

  3. Вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.

  4. Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж учебника?

YI. Рефлексия (1-2 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то уходя с урока, наклейте на красный листочек свой прямоугольник.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то уходя с урока, наклейте на желтый листочек свой прямоугольник.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то уходя с урока, наклейте на голубой листочек свой прямоугольник.

hello_html_m4d466bb7.png

Конспект урока математики по теме "Единицы измерения площадей" (5 класс)
  • Математика
Описание:

 Конспект второго урока из четырех по данной теме.

Составлен с использованием системно-деятельностного подхода.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

Решают задания в группах;

-оценивают себя и друг друга.

Средства обучения: (в том числе технические средства обучения)

компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал), математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., шкала соответствия единиц измерения площадей (таблицы); формулы площадей квадрата и прямоугольника (таблицы).

 

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

 

 

 

Автор Головкова Светлана Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1393
Номер материала 27034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓