Главная / Начальные классы / Конспект урока математики на тему "Решение задач на движение вдогонку"

Конспект урока математики на тему "Решение задач на движение вдогонку"

Тема урока: Решение задач на движение вдогонку.

Тип урока: Урок получения новых знаний и навыков.

Форма урока: Урок – сказка.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Цель урока: познакомить с новым видом задач – на движение вдогонку.

Задачи урока: сформировать понятие о скорости сближения при движении в одном направлении; закрепить умение решать задачи на движение, составлять сложные уравнения и находить корень уравнения; совершенствовать вычислительные навыки;

развивать мышление, внимание, память, умение рассуждать и использовать в речи математические термины;

воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе, интерес к изучению предмета, чувство взаимопомощи и поддержки.

Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями для работы в группах, декорации к сказке (изображение избушки на курьихножках, большого камня,ступы, шкатулки, изображение Ивана Царевича, Елены Прекрасной, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча на слайдах),

ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайды к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологичечкий настрой.

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (45)

- Я желаю вам сегодня сделать много хороших дел.

II. Целеполагание: Постановка учебной задачи урока.

- На предыдущих уроках вы научились решать задачи на движение. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что вы попадёте в сказку, где вас ждёт много испытаний. Вам предстоит решать задачи на движение, составлять уравнения и находить неизвестное. На уроке вы познакомитесь с новым видом задач - на движение вдогонку. Вы готовы?

Тогда сказка начинается.

Жил- был Иван – Царевич (слайд3 с изображением Ивана – Царевича). И была у него невеста – Елена Прекрасная (на слайде 3 появляется Елена Прекрасная). Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену Прекрасную (на слайде3 Елена Прекрасная исчезает). Опечалился Иван – Царевич, залился горючими слезами. А берёзка рядом шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё в этой стране подчинено законам математики.

Отправился Иван-Царевич в далёкий путь.(Слайд 4 с изображением Ивана-царевича на коне) Долго ли, коротко ли шёл он – путь ему преградила река, а моста нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той – задания. Справится с ними Иван– значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку.

- Поможем Ивану – Царевичу? (Слайд 5 с изображением речки)

III. Устный счёт.

1. Дети по одному выходят к доске, берут карточку с заданием и устно выполняют.

На карточках: - 16 увеличить в 4 раза.

- Найти частное от деления чисел 96 и 12.

- Какое число в 12 раз больше 5?

- Сколько килограммов в 6 центнерах?

- Назовите делитель в выражении 72 : 8 = 9.

- Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?

- Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?

2.Повторение таблицы умножения и деления.

С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Иван – царевич пошёл по лесной тропинке, тропинка не простая, а волшебно-математическая. Поможем Ивану –царевичу быстро пройти её. (Слайд 6)

IV. Работа над темой урока.

1. Актуализация опорных ЗУН.

Лесная тропинка привела Ивана – Царевича к избушке на курьих ножках(слайд7). Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. (слайд 8 с изображением Бабы Яги) Увидела Царевича и говорит:

Баба Яга: «Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне справиться с заданием: чтобы рассчитывать движение своей ступы, хочу научиться решать задачи на движение.

а). Работа с учебником. №2 стр. 27- устно.

Учащиеся работают с учебником, выполняют №2 стр 27( Сначала вспоминают формулы нахождения S,V, t. На доске : карточки с формулами: S=V·t, V=S:t, t=S:V, ребята выбирают нужную. Составляют задачи на движение по данным таблицы и решают устно.

б). Решение двух простых задач самостоятельно, после коллективного разбора (Слайд 9 )

1)Какое расстояние ученик проходит за 10 минут, если он идёт со скоростью 110 м/мин?

2)Какое расстояние проходит бабушка за 10 минут, если она идёт со скоростью 60 м/мин?

- У кого скорость больше?

-Кто из них пройдёт большее расстояние за 10 минут? Почему?

2. Знакомство с новым материалом.

а) №1 стр.26- Фронтальная работа (Слайд 10)

(Работа таблицами - схемами к задаче- на доске).

-Знакомство с правилом (Слайд 11)

2.Закрепление.

Баба Яга: «Вот теперь могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею».

Иван Царевич: «Нет, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.

Баба Яга: « Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь задачу правильно, то сможешь взлететь.

Иван Царевич: «Ребята, поможете мне?»

1. Дети работают с №3 стр.27.

-Чтение задачи.

-Разбор задачи, составление краткой записи условия по чертежу (Слайд12 с изображением чертежа к задаче)

Дети решают задачу и записывают решение, поясняя каждое действие.

V.Работа над пройденным материалом.

Баба Яга: «Молодец, Иван Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ними справиться – зашифровано в этих трёх шифровках.

1.Работа над задачей.

Поблагодарил Иван Царевич Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. (слайд13).

Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне появилось задание №6 стр.27. Понял он, что пока он не решит эту задачу, он не узнает куда ему идти.

Учащиеся решают задачу и появляется стрелка.

Обрадовался Иван Царевич, что нашёл нужную дорогу. Но прежде, чем идти к Кощею, решил отдохнуть.

4.Физминутка (проводит ученик).

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

5.Работа в группах.

Учащиеся разделены на три группы. Каждая группа получает карточку - шифровку.

1 карточка. 2 карточка. 3 карточка

50∙8-350= н 98:7+29= ж 72:3-7= к

18∙3-19= а (520-360):4= ё 5∙18:3= н

35:5∙9= ж 150-24∙4= л 40∙7-236= о

23+72:6= а 84:4∙4= т (580-180):5= п

(270+90):6= т 420:6-18= у 52:4+4= к

27∙3= ь 22∙4= ю 26∙3= у

Ключ к шифру:

1)31-р, 60-т, 35-а, 2) 40-ё, 54-л, 43-ж, 3) 17-к, 48-м, 24-а,

63-ж, 50-н, 81-ь , 63-т, 45-в, 75-н, 62-ш, 78-у, 44-о,

58-е, 86-с. 52-у, 88-ю. 80-п, 30-н


Увидел Кощей Бессмертный (слайд14 с изображением Кощея бессмертного), что идёт к нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

А теперь поможем Ивану Царевичу справиться с шифровками, которые дала Баба Яга, и разгадать секрет замка: нажать жёлтую кнопку (Дети работают в группах).

Молодцы, разгадали секрет замка. Путь свободен.

Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит так ласково:

Кощей Бессмертный: «За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой».

Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Дворец у меня большой, но состоит он всего из трёх залов. Все залы имеют форму прямоугольника.

На интерактивной доске (слайд15) изображение таблицы. После устного разбора задачи ребята самостоятельно записывают решение задачи по действиям с пояснениями.

Таблица:

Длина Ширина Площадь

1зал - 30м 21м ?

2 зал - 20м 15м ?]?

3зал - 10м 6м ?

7. Решение уравнений.

Решил Иван Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить своё обещание. Выхватил Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке надпись: №4 стр. 27 (слайд16)

Ребята составляют по таблице уравнения и решают.

(Работа у доски и в тетрадях.)

Решил Иван Царевич уравнения, а вы, ребята ему помогли, в тот же миг шкатулка открылась.(слайд17) Иван взял в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная (слайд18 с изображением Ивана Царевича и Елены Прекрасной).

8. Запись математических выражений и нахождение их значений.

Рассказал Иван Царевич о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Восхитилась Иваном, но он сказал ей, что ему помогали вы, ребята.

Чтобы выйти из дворца Кощея, предстоит выполнить Ивану Царевичу ещё одно задание – трудное, с математическими терминами. Ребята, поможем ему? (У доски и в тетрадях учащиеся пишут математический диктант ). (слайд19)

1) Произведение чисел 700 и 50 уменьшить в 100 раз.

2) Разность чисел 62 и 27 умножить на 30.

3) Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз.

4) Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2.

5) Их числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90.

Со всеми заданиями справился Иван Царевич и вы, ребята, хорошо поработали. А Иван Царевич и Елена Прекрасная отправились домой, в своё царство (слайд20). Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

V. Рефлексия.

Вот и закончилась сказка.

- Понравилась она вам?

-Чему она учит нас?

-Чему вы учились на уроке?

-Какие задания были для вас лёгкими, а какие трудными?

VІ.Домашнее задание.

5 стр. 27.

Все молодцы! Всем спасибо! (слайд21)

Конспект урока математики на тему "Решение задач на движение вдогонку"
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Решение задач на движение вдогонку.

Тип урока: Урок   получения новых знаний и навыков.

Форма урока: Урок – сказка.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Цель урока: познакомить с новым видом задач – на движение вдогонку.

Задачи урока:  сформировать понятие о скорости сближения при движении в одном направлении; закрепить умение решать задачи на движение, составлять сложные уравнения и находить корень уравнения; совершенствовать вычислительные навыки;

        развивать мышление, внимание, память, умение рассуждать и использовать в речи математические термины;

      воспитывать  самостоятельность, активность, аккуратность в работе, интерес к изучению предмета, чувство взаимопомощи и поддержки.

Автор Литвинова Людмила Петровна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 657
Номер материала 3792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓