Главная / Начальные классы / Конспект урока математики на тему "Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы" (4 класс)

Конспект урока математики на тему "Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы" (4 класс)


Предмет: Математика (слайд 1)

Класс: 4

Тема: Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.

Цель: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических навыков работы с величинами, обеспечение условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять на практике.

Задачи:

  1. Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

  2. Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

  3. Воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд; воспитывать чувства дружбы и товарищества.

Тип урока – урок применения знаний и умений.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, презентация «Задачи на встречное движение», карточки-схемы для учащихся, листы самооценивания.

Условные обозначения:

ГДВ – генеративные действенные вопросы;

КДВ – конструктивные действенные вопросы;

ФДВ – фасилитирующие действенные вопросы.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, психологического настроя учеников.

- Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их нашими добрыми улыбкам и начнём наш урок.


Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.

Поднимите руку партнёры под номером 1

Поднимите руку партнёры под номером 2

Поднимите руку партнёры под номером 3

Поднимите руку партнёры под номером 4


На слайде: «Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду!»


- Предлагаю наш урок начать с девиза (слайд 2)

- Прочитайте.

(Читают хором с экрана «Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду!»)

- Подумайте, пожалуйста, что он может для вас означать?

(-Если я хочу что-то сделать, я смогу это сделать.

-Если я могу это делать, то я могу это делать всегда и всюду.

-Если захотеть, можно что угодно сделать.

-Для меня хочу и буду – если я захочу, то я всё сделаю и для себя новое открою, а могу – это то, что я сейчас умею.)


- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на последних уроках?

(Мы познакомились с понятиями скорость, время, расстояние)

- По отношению к этой теме, что означает для вас слово могу из нашего девиза?

(это значит - я могу решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния)

- Что означает слово хочу, буду?

(-Это значит, что я хочу добиться нового.

-Если я сильно захочу, то я смогу всего добиться.)

- Конкретно на сегодняшнем уроке хочу что сделать?

(Хочу ещё лучше научиться решать такие задачи)

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

- Хай Файв!

- Ребята! Кому было трудно выполнить домашнее задание? (Ответы детей).

- Трудностей нет. Значит, мы можем продолжать работать дальше?

- Запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

II. Самоопределение к деятельности.

- Запишите дроби в порядке возрастания, подписывая под ними соответствующие буквы. Слайд 3.


http://festival.1september.ru/articles/631924/1.gif


(Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях)


- Какое слово у вас получилось?

(1/19, 2/19, 4/19, 8/19, 9/19, 10/19, 11/19, 14/19).

Д В И Ж Е Н И Е Слайд 4.

- Что такое движение?

(Движение – это перемещение в нужном направлении) Слайд 5.

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

А математическая разминка – это движение мысли.

Какие величины не используются в задачах на движение?

(Тонны, центнеры, м2, кг)

По каким признакам можно разделить данные величины на группы? Слайд 6.

(Скорость, время, расстояние.)

Что такое скорость?

(Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени)

Ребята, какие действия можно производить с этой величиной?

(Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить)

Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

(Расстояние, время.)

Финк Райт Раунд Робин

(Подумай-запиши-обсуди)

- Подумайте и запишите в своих тетрадях формулы нахождения скорости, времени, расстояния. Даю вам 30 секунд.


V = S : t S = V * t t = S : V

- Достаточно было времени для выполнения этого задания?

(Если дети не успели выполнить это задание, нужно дать дополнительно 10 с.)

- Обсудите со своими партнёрами по лицу ваши ответы.

(рассказывают своим партнёрам по лицу правила нахождения скорости, времени, расстояния)

- Хай файв!

- ….. что тебе сказал партнёр по лицу?

- ….. что тебе сказал партнёр по лицу?



- Проверьте свои записи. V = S : t S = V * t t = S : V слайд 7

- Кто согласен, поставьте в своём листе оценивания под №1 «+»

- У кого есть неточности, поставьте «?» ………..

IV. Постановка учебной задачи.

КВД: - Для чего мы сейчас вспомнили формулы нахождения скорости, времени, расстояния? (Чтобы мы смогли решить задачи на движение)


А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?

(Может быть скорость сближения,

скорость удаления.)

Посмотрите на слайд, как движутся объекты? слайд 8


(объекты движутся навстречу друг другу)

- Определите тему урока. (Задачи на встречное движение)

слайд 9.


- Да. Сегодня мы с вами будем решать такие задачи.


- Чтобы успешно достичь цели урока, какую учебную задачу вы поставите перед собой?

(научиться решать задачи удобным способом, научиться применять формулы, работать в группе…)


V. Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

- Составьте задачу по рисунку. слайд 10.

(Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа. Каково расстояние между городами?)

Какие величины известны?

(Скорость и время.)

Какая нет?

(Расстояние между пунктами.)

Какое время до встречи эти поезда были в пути?

(2 часа.)

Сколько был в пути каждый поезд?

(Каждый был в пути 2 часа.)

С чего мы начинаем решение задачи на движение?

(Мы должны все данные записать в таблицу)

Работать вы будете с партнёром по плечу. (Релли Тейбл)

- Возьмите листочек с таблицей и по очереди запишите все данные.

(одна табличка на двоих)

- Даю вам 30 секунд.

(заполняют таблицу с партнёром по плечу по очереди)

- Время вышло. Всем хватило времени на выполнение задания?

Проверьте по эталону. слайд 11.

- Поднимите руки, кто записал так же.

Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (Мы не знаем какое расстояние прошёл каждый поезд)

Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

(Да, мы знаем скорость и время.)

Второй?

(Тоже известно время и скорость поезда.)

-А теперь мы можем узнать всё расстояние?

(Можем, нужно сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе)

А есть ли другой способ решения задачи?

(Думаю, что да.)

Как по другому можно найти расстояние?

(Нужно узнать скорость сближения.)

Что это такое?

(На сколько км они сближаются за 1 час)

Как узнаем скорость сближения? (нужно сложить скорости первого и второго поезда)

Зная скорость и время сближения мы можем найти расстояние? (Да, сможем)

Участники под №1 и 4 запишите решение задачи I способом (на листочках в клеточку) и передайте листочки своим партнёрам по плечу. А участники под №2 и 3 запишите II способ решения. Для решения у вас есть 3 минуты.

- Всем хватило времени для решения задачи?

- Проверим. слайд 12

- А какой у вас получился ответ? (одинаковый)

Кто прокомментирует ответ? (между городами 600 км)

- Оцените свою работу в листах оценивания под №2

Ребята, вы решали задачу разными способами.

КДВ: - Как вы думаете, какой способ решения более рационален?

(способ, в котором мы сначала находим скорость сближения)

- Почему? (В этом способе решения меньше действий).


Физминутка

Микс-фриз-груп

- Вы отлично поработали. Сейчас под музыку вы танцуете и перемешиваетесь в классе. Чувствуйте себя свободно! Когда музыка остановится, я скажу «Замрите!» и вам нужно будет замереть на месте. Далее я задам вопрос, ответом на который будет какое-то число. Вам нужно будет быстро собраться в группы с таким количеством человек.

- Встаем задвигаем стульчики и начинаем движение.

Вопросы

  1. Сколько единиц измерений движения? (3)

  2. От дома до школы 8 км. Саша преодолел ½ пути. Сколько км осталось пройти Саше? (4)

  3. Сколько способов решения задач на движение мы знаем? (2)

- Поблагодарите друг друга.

- Пройдите на свои места.


Мы знаем о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.

ФДВ: - При нахождении какого данного мы можем применить умение решать задачу только вторым способом? (Решение задач на нахождение времени).

2. Предлагаю посмотреть на экран. слайд 13.

«Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а скорость велосипедиста 10 км/ч. Расстояние между сёлами 100 км»

Задайте вопрос к задаче.

(Через какое время они встретились?)

Что нужно для решения задачи? (Заполнить таблицу).

- Заполните таблицу самостоятельно.

- Проверим по эталону. слайд 14.

Какая величина в задаче общая?

(Расстояние.)

Можно ли сразу найти время движения?

(Нет, мы не знаем, какое время двигался каждый.)

Что надо найти в этой задаче вначале?

(Скорость сближения.)

- Теперь сможем узнать, через какое время они встретились?

- Запишите решение задачи в тетрадях. (самостоятельно).

- Проверьте свое решение по слайду. слайд 15

- Оцените свою работу в листах оценивания.



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Молодцы! Продолжаем работать.

- Перед вами на карточках 2 задачи. Они разные по сложности. Выберите для себя любую из них. (Читают про себя задачи и выбирают) слайд 16.

  1. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами?

  2. Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

- Впишите данные выбранной вами задачи в таблицу, а решите её самостоятельно в тетрадях. (даю вам 5 минут)

- Вам хватило времени?

- Тем ребятам, которым не хватило времени, я даю ещё 2 минуты.

- А пока ребята заканчивают, остальные своё свободное время используйте рационально.

- Возьмите карточку №2 и решите столько выражений на сравнение дробей, сколько успеете за 2 минуты. Время пошло.

- Хай файв!

- Кто решил первую задачу?

- Кто решил вторую задачу?

КДВ: – В чем особенность этой задачи? (Скорость второго автобуса была неизвестна.)

- Проверим по эталону. Слайд 16.

- Оцените свою работу в листах самооценивания.


VII. Рефлексия деятельности.

- Итак, над какой темой мы работали?

(Задачи на встречное движение)

-Удалось ли достичь поставленных задач? (да)

ФДВ: - Каким способом?

(Мы решали разные задачи. Выполняли решения задач разными способами.)

- Какие получили результаты? (Я узнал, что такие задачи можно решить быстрее вторым способом)

КДВ: - Где вам могут пригодиться полученные знания?

(В старших классах.

А я теперь могу узнать с какой скоростью я иду от школы до дома)


- Всем ли было легко? (Нет)

- Значит надо ещё потренироваться? (да)

- Этим мы займемся на следующих уроках.

- Поздравьте своих друзей с успешным окончанием работы.

Домашнее задание:

- Запишите домашнее задание.


Молодцы. Вы сегодня были супер!

- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.



























7


Конспект урока математики на тему "Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Предмет: Математика (слайд 1)

Класс:4

Тема: Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.

 

Цель: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических навыков работы с величинами, обеспечение условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять на практике.

Задачи:

1.              Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

2.              Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

3.              Воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд; воспитывать чувства дружбы и товарищества.

Тип урока – урок применения знаний и умений.  

 

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, презентация «Задачи на встречное движение», карточки-схемы для учащихся, листы самооценивания.

Автор Дудина Елена Аркадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 881
Номер материала 25727
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓