Главная / Начальные классы / Конспект урока математики на тему "Литр" (1 класс)

Конспект урока математики на тему "Литр" (1 класс)

Муниципальное образовательное учреждение Новоталицкая средняя общеобразовательная школа


Конспект урока математики

в 1 классе на тему: « Литр »


Педагог: Смирнова Нина Александровна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  знакомство с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечить усвоение новых знаний учащимися путем наблюдения и практической работы;

-    совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.

 2. Развивающие:

-   формировать навыки логического мышления (наблюдение, сравнение);

- учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы, и находить правильное решение.

 3. Воспитательные:

-   формировать навыки общения в паре и группе;

-    мотивировать к изучению математики.


УУД, формируемые на уроке:

- личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, сравнивать свою работу с эталоном, самооценивание;

- коммуникативные: планировать совместную деятельность, сотрудничать в поиске и сборе информации, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- регулятивные: контролировать свою деятельность, составлять план и последовательность действий, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Оборудование и технические средства обучения: презентация, интерактивная доска, разные сосуды литровой емкости, стакан, баночка, кружка, ведро с водой.

Наглядные пособия: схема плана работы на уроке, схема для актуализации знаний, план определения действий.

Ключевые слова: вместимость, литр.

Рабочие материалы для обучающихся: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровые банки, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, коробка из-под сока и др.), разные мерки, карточки для самостоятельной работы, карточки для самооценки «Мои успехи», сигнальные карточки.

Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С. В. Степанова.

Ход урока



п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.



















II.


































III.































IV.























































































































































V.


















































































VI.









































VII.

Организационный этап


















Актуализация знаний

































Создание проблемной ситуации





























Решение проблемы






















































































































































Применение нового знания
















































































Самостоятельное применение новых знаний





































Рефлексия учебной деятельности

































- Ребята к нам на урок пришли гости. Повернитесь к гостям, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Мы сегодня продолжаем знакомиться с такой интересной наукой как математика.

Проверьте, как организовано ваше «рабочее место».

- Почему это так важно?

- Вспомним наш девиз:

Мы – умные! Мы – смелые!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы в первом классе учимся!

Все у нас получится!

- На уроке мы будем работать по такому плану:

hello_html_59419557.gifhello_html_35eb5600.gifhello_html_m63cb108e.gifhello_html_m654ed0cd.gif



- Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.

Цвет

Вкус



Длина

Кубик

hello_html_m5df93f3e.gif


Масса

Форма

?



- Какое слово лишнее?

- Почему?

Убираем лишнее слово.

- Поработаем с оставшимися словами. Я прочитаю предложения, а вы назовите свойство, о котором шла речь.

- Красная полоска длинная, а желтая короткая.

- Лимон кислый, а яблоко сладкое.

- У Саши голубая кофта, а у Лены зеленая.

Задается модель общения.

- Придумайте аналогичные предложения с оставшимися словами.

- О каком свойстве шла речь?

- Какие из этих свойств можно измерять?

- Соединим эти свойства со словом в овале стрелочкой. Как они называются?

Мотивация.

- Как вы думаете, почему здесь еще одна карточка со знаком вопроса?

- Вы хотите узнать это новое свойство?

Организуется коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется задание, вызвавшее затруднение в учебной деятельности.

- У вас на столах карточки со словами.

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

- Проверка:

1. Весы, масса, килограмм.

2. Длина, сантиметр, линейка.

Подводящий к формулированию проблемы диалог.

- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе?

- А нужно ли нам это знать?

- Для чего нам все это нужно знать?

- Что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?

- Масса и длина – это величины. А вместимость?

- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить о вместимости?

Определение плана действий.


  1. Что такое «вместимость»?

  2. Можно ли сравнить вместимость?

  3. Как измерить вместимость?

  4. Каковы единицы измерения

вместимости?

Организуется коммуникативное взаимодействие для устранения причины выявленного затруднения.

1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: стакан, кружка, банка.

- Для чего мы используем эти предметы в жизни?

- Какие задания можете предложить для работы с этими предметами?





- Вот у нас с Даниилом кружка с водой, нам надо перелить эту воду в другой сосуд, чтобы вода вошла туда полностью. Куда вы посоветуете нам ее перелить?

- В высокий стакан вода не умещается. Вся вода вошла в низкую баночку.

Фиксируется первый шаг в выполнении плана.

- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

- А что же было для нас важным?

- При решении данной задачи нас интересовала… вместимость сосудов или в математике говорят «объём». Повторим все вместе, что нас интересовало в этих сосудах?

- Мы узнали новое свойство предметов. Какое? Открываем слово «вместимость».

Фиксируется второй шаг в выполнении плана.

- Чья вместимость больше: кружки или стакана? Баночки?

- Вместимость кружки обозначим - к, стакана – с, баночки – б. Запишем:

к > с, к = б

Является ли вместимость величиной? Почему?

Соединяем стрелкой на доске.

Фиксируется третий шаг в выполнении плана.

2. - Всегда ли можем измерить вместимость сосуда с помощью переливания?

- Итак, если сосуд один, как измерить, сколько жидкости в нём помещается?

- Ребята, посмотрите внимательно на стол. В каком сосуде больше воды?

-Нам нужно сравнить количество воды в этих сосудах. Будете работать в группах. Выберите сосуд, перелейте воду в мерку, потом в пустую банку, считая количество мерок.









- Интересно, у кого же больше получилось воды? Почему?

- А теперь посмотрите, что у нас получилось. Что вы заметили?

Фиксируется четвертый шаг в выполнении плана.

- Может мы что- то делали не так?

- Какой можно сделать вывод?

Подводящий к формулированию темы урока диалог.

- Что нужно сделать, чтоб и мерок было поровну?

- Правильно. Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

- Это банка объемом 1л. (Это литр).

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: Литр – 1л

-Посмотрите сосуды литровой емкости: стеклянная банка, мерная кружка.

- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?



Историческая справка.

В старину русский народ жидкость измерял разными мерками. Кто знает эти мерки. Это кружка, ведро – 12л и бочка – 40л. Так люди в старину измеряли вместимость сосудов.

- Над каким пунктом плана мы работали?

- Оцените себя на этом этапе урока.

Физкультминутка.

- Я буду показывать карточки с разными единицами измерения. Если число на карточке обозначает длину, то вы должны шагать, если массу – прыгаете, а если объем, то вы приседаете.

4кг, 7л, 2см, 5кг, 9л, 1кг, 3л, 10кг, 8л.

- Мы разделили числа по группам. Какие задания можете предложить с этими числами?

- Итак, мы доказали, что вместимость – это величина.

- Чему бы вы хотели еще научиться?

1. - Ребята, у меня возникли затруднения. Я попрошу вас сравнить объем двух банок. В одну банку входит 4 стакана воды, а в другую 2 бутылки.





- Кто готов помочь?

- Почему?

- Хорошо помогите исправить текст задания.

- Оцените себя на этом этапе урока.

2. - Мы сравнивали величины. Вы сказали, что хотите научиться решать задачи.

- Найдите в учебнике задачу №3 на странице 38.

- Прочитайте задачу. О чем эта задача?

- Что такое молоко?

- В каких емкостях находится молоко?

- Сколько молока в банке?

- Что известно про молоко в бидоне?

- Что значит на 4 больше?

- Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

- Посмотрите на схемы. Выберите ту, которая иллюстрирует нашу задачу. Объясните свой выбор.

- Запишите решение первой части задачи.

- Прочитайте второй вопрос задачи.

- Вспомните сколько молока в банке? В бидоне?

- Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.

- Запишите решение.

- Сколько будет чисел в ответе?

- Проверьте, так ли у вас получилось?

- Оцените себя. Закрасьте третий кружок.

Физкультминутка.

- Сейчас мы поиграем в игру «Правда или ложь». Если вы согласны с моим утверждением поднимаете руки, не согласны – приседаете.

- Вместимость измеряется в килограммах.

- Масса измеряется в килограммах

- Массу измеряют в литрах.

- Массу дыни нельзя измерить в литрах.

-Единица измерения вместимости – литр.

- Итак, мы сравнивали, решали задачи.

- Какие еще арифметические действия можно выполнять с величинами?

- Какое задание нужно выполнить на карточке?

- Вставьте пропущенные числа.

3л +6л=6л+…л 9л - 2л=…л

л - 4л=4л 9л - 4л=…л

л +2л=7л 9л - 6л=…

9л – 2б.=…л

-Проверьте и оцените свою работу на этом этапе урока.

- Посмотрите на первое равенство. Что можете сказать?

- Что было неизвестно во втором равенстве? Как его найти?

- А в третьем?

- Почему не смогли найти значение четвертого выражения?

- Что заметили в выражениях второго столбика?





- Какое задание можно еще предложить?

- Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу?

- Что нового вы узнали?

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

- Были ошибки?

- Ребята, в словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Объем» толкуется еще как величина, количество. Большой объем информации. Объем знаний. (Чтение)

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. Подумайте, какой объем знаний вы сегодня получили?

- Напишите слово «Я» на одном из сосудов.

- Какое у вас настроение, ребята. Покажите на сигналах.


















Учащиеся включаются в учебную деятельность

Читают хором.



Садятся.


Сами определяют план работы на уроке: новый материал, трудное задание, решение задачи, самостоятельная работа.











Объясняют, что

кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов.












Самостоятельно

придумывают аналогичные предложения с оставшимися словами.




- Величины.











Работа в парах самостоятельно.






Объясняют, что масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм. Это величина.

Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Это величина.


Испытывают затруднение.

Дети не знакомы с этим словом и не знают, что оно обозначает.






Сами планируют свою деятельность.















Предлагают задания для работы с этими предметами.

- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Сколько всего воды во всех сосудах.

- Можно выяснить, где воды больше всего, а где меньше и т. д.



Указывают, в какой сосуд перелить воду.













- Поместится вода или нет.


Пытаются ответить сами.

Вместимость.













-Вместимость кружки больше, чем вместимость стакана, но равна вместимости баночки.





Делают самостоятельно вывод: свойства предметов, которые можно сравнить называются величинами. Поэтому вместимость является величиной.





Объясняют: сосуд может быть тяжелым или сосуды могут далеко находиться друг от друга. Сосуд может быть один.


Решают, что надо выбрать какую-то мерку.


Из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.



Самостоятельная работа в группах: выбирают разные сосуды, переливают воду в мерки, потом в 3-литровые банки. (Выполнение практической работы)

1гр. – 6 мерок.

2гр. – 3 мерки.

3гр. – 4 мерки.

4гр. - 9 мерок.

-Больше воды у ребят 4 группы, так как 9 больше чем 4, 3, 6.

Делают вывод, что банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а количество мерок разное.



Вывод: наливали воду разными мерками, а надо одинаковыми. Для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками.

-Нужно взять одинаковые мерки.









- Тема сегодняшнего урока «Литр».









Рассказывают, что в магазинах продают сок в коробках 1л, 2л. Мама покупает молоко, кефир в пакетах. Папа заправляет машину бензином на заправке, ему автомат заливает 10л, 20л.



Рассказ ученицы.





Самооценка. Закрашивают первый кружок.



Ученица делит числа на группы.







Самостоятельное формулирование задания.

Предлагают задания, остальные показывают решения на сигнальных карточках.

Определение плана действий.

-Сравнивать величины, складывать, вычитать и решать задачи с литром.

Выполняют задания на новый способ действия.

Возникновение проблемной ситуации.

Дети испытывают затруднение.

Задание выполнить не могут. Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки.

Предлагают свои варианты заданий и делают вывод: сравнивать можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки.

Самооценка. Закрашивают второй кружок.

Проверяют свое умение применять новое знание в типовых условиях.




Текст задачи читает ученик.

Фронтальная работа над задачей.

















Решение записывают самостоятельно.

Один ученик работает у доски. Свое согласие или несогласие выражают с помощью сигналов.



Дополняют схему.

Записывают решение задачи самостоятельно.

Объясняют, сколько будет чисел в ответе.



Самоконтроль и самооценка. Закрашивают третий кружок.









Присели.

Руки подняли.

Присели.



Руки подняли.

Руки подняли.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельное формулирование задания.

Проверяют свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления с эталоном.










Самоконтроль и самооценка.

Устная фронтальная работа.

- От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

- Уменьшаемое.

- Слагаемое.

- Нужно вычитать одинаковые величины.



Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на 2. Вывод: разность уменьшается на 2.

Самостоятельное формулирование задания.

- Продолжить.

Фиксируют новое знание; оценивают собственную деятельность; определяют направления будущей учебной деятельности

















Дети оценивают свою работу на уроке.

















.









План на доске и у каждого ребенка.



Схема на доске в течение всего урока.




































Слайд 2

Проверка на интерактивной доске.













Карточки с вопросами выносятся на доску.








































На карточке с обратной стороны написано слово «вместимость».





















На столе находятся разные сосуды с водой. В каждом сосуде по 1л воды.












Банки всех групп выставляются на стол в ряд.













Слайд3,4



Тему на доску.








Слайд 5





Слайд 6





У каждого ребенка план урока в кружочках «Мой успех».

Физкультминутка продолжает предыдущие физкультминутки по теме «Величины».





Слайды 7 - 9



































Схемы у каждого ученика.



















































Слайд 10







Слайд 11







































Словарь С. И. Ожегова.



Слайд 12

У всех детей карточки с разными по объему сосудами.







hello_html_m3ec8d421.gifhello_html_m3ec8d421.gif

17


Конспект урока математики на тему "Литр" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок математики проведен для учителей области и района. Урок проведен с требованиями ФГОС. На уроке была поставлена проблема и дети решали ее самостоятельно. Они работали группами, парами. На протяжении всего урока возникали проблемные вопросы, которые решали сами дети. Тема урока не была дана в готовом виде. Урок связан с жизненным опытом. Была представлена работа со словарем. Была проведена самооценка. Тема урока раскрыта полностью, цель достигнута и задачи все решены. На уроке были формировались универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, универсальные и личностные.

Автор Смирнова Нина Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1175
Номер материала 7736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓