Нуштаева Ольга Викторовна учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ №11»
Конспект урока математики с
применением системно-деятельностной технологии обучения
Урок математики
Класс: 4-г
Тема урока:
Сложение и вычитание единиц времени.
Цель урока: 1. Усвоение
алгоритма сложения и вычитания единиц времени.
2. Развитие аналитических
способностей, умения выдвигать и доказывать предположения. Развитие навыка
самоконтроля и взаимоконтроля.
3. Воспитание ответственности
за задание, ответственности.
1. Мотивация к учебной
деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к
учебной деятельности.
-Какие единицы времени мы уже
знаем?
-Для чего нужно точно определять
время?
Устный счет:
1.
Сравни:
72 ч * 3 сут
|
1 сут *24 ч
|
2 сут
5ч* 52 ч
|
300 мин *5 ч
|
120 мин *3ч
|
48 ч*2 сут 4ч
|
2. Рабочий
день длится 7 часов. Сколько рабочий часов в 2-х, 4-х, 5-х, 7-и днях?
2. Актуализация и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление
учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование
каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
1. На
доске схема:
век месяц
час секунда Вставить пропущенные единицы времени
(один ученик у доски).
2.
Найти зависимость между величинами (один ученик у доски подписывает).
Век год месяц сутки
час минута секунда
365,366
Молодцы, хорошо усвоили таблицу.
Давайте посмотрим, что мы уже
можем делать с величинами времени. Я предлагаю вам небольшой тест
(презентация), выполняем устно, спросить несколько человек каждое задание:
1) Расположите слова по
порядку:
Сегодня, завтра, вчера,
послезавтра, позавчера.
2) Где знак поставлен неверно?
а) 2мин50с < 200с
б) 2 ч > 100мин
в) 1 век > 207 лет
3) Занятия в школе начинаются в
8ч 30 мин, длятся 5 часов. В какое время заканчиваются занятия?
а )12ч 30мин б )13ч 30мин
в) 14ч
4) Найдите значение выражения:
12ч 7мин – 5ч 35 мин
а) 2ч 54мин
б) 392 мин
в) 6ч 32мин
Какое задание вызвало
затруднение?
Что мы не умеем делать?
Что нужно сделать, чтобы
преодолеть затруднение? (подумать)
Мы еще вернемся к этому примеру
(перенос его на зеленую доску).
3. Выявление места и причины
затруднения.
Цель: организовать анализ
учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и
причины затруднения.
Посмотрите на слайд. Перед вами
три таблицы. Назовите их.
км
м дм см мм Таблица
измерения________
1000
10 10 10
Т
ц кг г
Таблица измерения_________ 10 100
1000
Век год месяц сутки
час минута секунда Таблица измерении я_______
365,366
Сравните эти таблицы. Отличается
ли таблица единиц времени от других (не десятичная).
При переводе одной единицы в другую мы умножали и делили на
10,100,1000. Теперь – на 24, 12,
30 и т.д. Трудность в боле
сложном вычислении, а прием остается прежним. Кто боится трудностей? Таких нет.
Тогда давайте двигаться вперед.
Физминутка.
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода
из затруднения.
Какая цель сегодняшнего урока?
(опора – на нерешенный пример)
Научиться вычитать единицы
времени.
Определите тему урока.
Вычитание единиц времени.
(Появляется на слайде)
5. Реализация
построенного проекта.
Цель: реализовать построенный
проект.
Запись даты в тетрадях.
Пишу на доске, дети списывают
пример:
17ч 5мин – 9ч 30мин =
- во что можно превратить часы и
минуты? (в минуты) Как это сделать?
Один ребенок у доски:
17х60=1020 минут (в столбик) + 5
минут = 1025 мин
Я пишу в основной пример
после равно 1025 мин –
9х60=540мин+30мин=570 мин
Я пишу в основной пример
после – 570 мин= один выполняет вычитание в столбик. Я записываю
ответ: 455мин
Можно ли решить этот пример
по-другому, не превращая часы в минуты?
Запись примера еще раз на доску и
в тетради:
17ч 5мин – 9ч 30мин = 16ч 65мин
– 9ч 30мин= 7ч 35 мин
Можно было записать этот пример в
столбик: на доске
16ч 65мин
- 9ч 30мин
7ч 35мин
В 1 случае получилось 455 минут,
во втором 7ч 35 минут. Это разные или одинаковые ответы? Как проверить?
7х60+35=455
Какой способ легче? (Второй)
Первый способ убрать с доски.
Решаем следующее задание по
учебнику с. 103 №333
Чтение про себя.
Вывод: (дети) Решение верно и у
Миши и У Маши, но способ Маши удобнее.
_Справились мы с заданием?
Вернемся к примеру, который
вызвал затруднение в начале урока.
Кто хочет у доски объяснить
решение примера? (Остальные в тетрадях)
12ч 7мин – 5ч 35мин= 11ч 67мин – 5ч
35мин= 6ч 32мин А как в столбик записать?
Скажите, мы справились с
затруднением? Молодцы.
6. Первичное закрепление
с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение
детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней
речи.
Теперь попробуем применить наше
новое знание.
Перемена окончилась в 10ч10мин. Когда
началась перемена, если она продолжалась 15 мин?
Запишем решение в столбик.
Один ученик у доски с
комментированием.
Проверка по Учебнику с.104
№339
7. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку
детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое
знание в типовых ситуациях.
«СОМНЕВАЮСЬ» - с. 103 №336(а)
«УВЕРЕН» - с.103 №336 (б)
(Если времени мало, задание:
выбрать любой пример, решить, пользуясь эталоном).
Проверка .
8. Включение в систему
знаний и повторение.
Цель: 1) выявить границы
применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных
ранее знаний,
2) повторить учебное
содержание, необходимое для обеспечения содержания непрерывности.
Умение складывать и вычитать
единицы времени очень пригодится в решении задач.
№335. С. 103 – чтение вслух.
Самостоятельная работа, один
ученик за доской. Самопроверка. Отметка.
9. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Цель: организация рефлексии и
самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.
Какую цель мы ставили в начале
урока?
Справились ли мы со своей
задачей?
Оцени себя в тетради (шкала).
Покажи свое настроение.
Домашнее задание: №336(в) –
задача похожа на классную, № 342. Для тех, кто желает, можно выполнить очень
интересный № 337
Список литературы:
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ «Технология
деятельностного метода обучения
«Школа 2000»
http://festival.1september.ru/articles/527236/ «Деятельностный метод в школе»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.