Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы в 7 классе на тему:

Конспект урока литературы в 7 классе на тему:

Скачать материал

Литература. 7 класс.

 

Тема. В. Гаршин «Красный цветок». Понятие об образе-символе.

 

Цели урока:

1.      На примере изучения рассказа «Красный цветок» раскрыть понятие «образ-символ».

2.      Формировать умение анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение.

3.      Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

 

1.  Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Мы прочитали рассказ В.Гаршина «Красный веток». На прошлом уроке мы выяснили, что на всех он произвел большое впечатление, никого не оставил равнодушным. Сегодня на уроке мы продолжим обсуждение прочитанного, попытаемся осмыслить идейно-тематическое содержание и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

 

Попытайтесь сформулировать вопрос.

 

Проблемный вопрос (записан на доске):

Анализируя рассказ, вы также должны будете доказать, какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей,  или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о сложности жизни.

 

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

 

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути,  описывает и душевное, и физическое состояние больного.

 

2. Беседа по вопросам. Работа с текстом.

- Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен?

 

-          Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного?

-          Какие прилагательные использует автор при его описании?

 

-          Почему герой считает, что доктор делает зло?

 

-          Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора?

 

-          С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни.

 

-          В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой?  (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!)

 

-          Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой?

 

-          Какими они кажутся ему?

 

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием «символ». (Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова «символ»)

-          Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира).

 

-          Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?

 

-          Вспомните, герой какого произведения зарубежной литературы также боролся со злом, и его тоже сочли сумасшедшим? («Дон Кихот» М. Сервантеса)

 

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

 

-          Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу).

 

-          А определить идею произведения нам поможет сопоставление его со стихотворением А.С.Пушкина «Анчар».

 

-          Что символизирует собой Анчар? Анчар – древо смерти, яда, воплощение зла.

 

Проверка индивидуального задания:  учащийся читает наизусть стихотворение «Анчар» А.С. Пушкина, дает краткий литературоведческий комментарий.

 

3.  Вывод по уроку.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

 

-          Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

А если вспомнить время, в которое жил Всеволод Гаршин, то, наверное, становится понятно, что побудило его написать этот рассказ. Мы говорили о времени правления Александра III, о его преобразованиях, которые были названы «контрреформами», о том, что  их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, способных создать оппозицию политике правительства. Гаршина волновало бездействие, отсутствие сопротивления. Об этом он и говорит в своем рассказе, поэтому и были о нем произнесены такие слова:

Ты грустно прожил жизнь.

Больная совесть века

Тебя соделала глашатаем своим…

 

-          А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?

 

-          Какова его проблематика – философская или социальная?

 

 

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: « Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы в 7 классе на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводится после изучения биографии писателя, поскольку детям для понимания идеи рассказа необходимо проводить параллели с жизнью и творчеством писателя. На протяжении урока учитель работает с метапредметными понятиями: добро, зло, свобода, мир, символ.

Цели урока:

1.    На примере изучения рассказа «Красный цветок» раскрыть понятие «образ-символ».

2.      Формировать умение анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение.

 

3.      Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10735
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 2787
    • DOCX 18.6 кбайт
    • 146 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баринова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Баринова Светлана Викторовна
    Баринова Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9854
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек