КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №40»
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
АЧИНСК
КРАВЧЕНКО, 34
Нечипоренко Л.Н.
Преподаватель русского языка и литературы
Конспект урока русских загадок в 5 классе
Цели: приобщить учащихся к русским традициям, к
русской культуре;
развивать
логику, мышление, учебные навыки;
воспитывать
уважение к прошлому России, к русскому языку;
Оборудование:
интерактивная доска.
Ход урока
Все присутствующие
сидят за огромным столом, в русских костюмах в импровизированной русской
горнице.
Ведущий - 1:
русский народ в
течение многих лет собирал загадки, многие из которых дошли до нашего времени.
Загадки – это устное народное творчество, это богатство русского народа.
Их можно разделить на
группы, так как они создавались по разным темам. Собираясь в крестьянских
избах, народ пел песни, плясал, женщины занимались рукоделием, загадывали друг
другу загадки.
Ведущий - 2:
вот уж вечер
наступил, намаялись за день, ноженьки гудят, рученьки болят.
Ладно, люди добрые,
хватит ныть, горевать, что впервой мы работали. Загадаю вам загадки, потом вы
мне, повеселим души наши.
Кто окажется
смекалистей других, пойдет домой не с пустыми руками. Пойдет с подарочком.
Вот конфеты душистые,
Да пряники золотистые.
(На красивом подносе лежат пряники и конфеты)
Ведущий - 3:
ну, готовы слушать?
Начинаем!
Тексты загадок с
картинками демонстрируются на интерактивной доске с
«В тихую погоду
нет нас нигде,
А ветер подует –
бежим по воде»
(волны)
«Шагаешь – впереди
лежит,
Оглянешься – домой
бежит»
(дорога)
«Круглолица,
белолица,
Во все зеркала
глядится»
(луна)
«Кто поляны белит
белым,
И на стенах пишет
мелом,
Шьет пуховые
перины»
(зима)
«Бежит по снегу,
А снегу нету»
(поземка)
«Голубая простыня
Весь свет
покрывает»
(небо)
«Утром бусы
засверкали,
Всю траву собой
заткали,
А пошли искать их
днем,
Ищем, ищем – не
найдем»
(роса)
«Раскаленная
стрела
Дуб свалила у
села»
(молния)
Ведущий - 1:
устали, давайте
отдохнем и чайку горячего попьем.
(Вносится самовар, разливается чай)
Ведущий - 2:
пришла пора и про
песню вспомнить.
( учащиеся
исполняют русскую народную песню «Лучинушка»)
Молодцы, а теперь скажите, что это такое?
«Голова на ножке,
В голове горошки»
(мак)
«Разбежались по
опушке
В белых платьицах
подружки»
(березы)
«Стоит в поле
кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?»
(ромашка)
Ведущий – 3:
Найдите в текстах ответов загадок ошибку и справьте ее.
Тексты на экране с картинками
Громко каркать не боится
В кроне дерева… синица?
Затрещала увлечённо
Белобокая… ворона?
Дружной стайкой на кормушке
Расчирикались… кукушки?
Целый день клюют рябину
Красногрудые… павлины?
В сосняке, за дальней балкой
Пятый раз кукует… галка?
Нам весной ласкает слух
Звонким тиньканьем… петух?
В темноте, среди ветвей
Жутко ухнул… соловей?
У речки в мае, до зари
Выводят трели… снегири?
Распушив красивый хвост
По вольеру ходит… клёст?
На осине слышен стук,
Там дупло долбит… индюк?
Ведущий - 3:
скажите, что за
работу сегодня выполняли?
Отвечают
присутствующие:
1 – й :
в поле пшеничку
собирали да в снопы ее вязали.
2 – й :
увозили по амбарам,
задавали там ей жару…
3 – й :
били, били, колотили,
зернышки с колосьев добывали.
Ведущий - 1:
а вы можете вспомнить
свои загадки?
Вспомнили – загадайте
их нам быстрей, а мы их отгадаем.
( Присутствующие загадывают загадки друг другу)
Ведущий - 2:
а сейчас возьмите
листочки, напишите свою фамилию, слушая текст загадки, пишите ответ.
1.
«Я в красной
шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я - подосиновик»
2.
«Птичка-невеличка:
Носик стальной,
А хвостик льняной» - иголка с ниткой
3.
«Ты беседуй чаще с
ней –
Будешь вчетверо умней - книга
Ведущий - 3:
А что такое загадка?
Ответы:
загадка – замысловатое, поэтическое описание какого-нибудь предмета или
явления.
Ведущий - 1:
содержание загадок отражает жизнь народа, окружающую действительность:
растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.
Давайте приведем примеры сказанному
Ведущий - 2:
с развитием общества менялась и тематика загадок. Многие загадки так
устарели, что их трудно угадать, например:
«Летом обута,
Зимой разута»
Это соха.
А что такое соха?
Это прообраз современного плуга, деревянное устройство, которым пахали
в старину поля.
На экране изображение сохи.
Ребята рассуждают о том, каким тяжелым был крестьянский труд в далекие
от нас времена, в поле работали от зари до зари и дети, и взрослые
На экране картины крестьянского труда девятнадцатого
века
Ведущий - 3:
загадка – интересный жанр, она же является малым по форме литературным
произведением.
Цель загадки – поставить собеседника в
затруднительное положение.
А для чего необходимо было ставить человека в
затруднительное положение?
Ведущий - 1:
отгадывание загадок способствует активному развитию речи, обогащает
словарный запас, помогает увидеть вторичное значение слов. Загадка имеет
неоценимые качества. Необходимо почаще вспоминать про их существование и не
забывать о том, что они есть.
Ведущий - 2 –
соглашусь
с данной точкой зрения.
А сейчас определяем самого активного участника нашего вечера и дарим
ему поднос с конфетами да пряниками.
Давайте дружно посидим, чайку еще попьем, да домой пойдем, завтра рано
вставать и работу начинать.
Итог урока: рефлексия
Преподаватель:
ребята, для чего люди придумывали загадки?
Можно ли их назвать литературным произведением?
Что несет в себе загадка?
Можно ли утверждать, что загадки делятся по темам?
Почему загадки считают богатством русского народа?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.