Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы в 5 классе "Русские загадки"

Конспект урока литературы в 5 классе "Русские загадки"

Скачать материал

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №40»

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

АЧИНСК

КРАВЧЕНКО, 34

 

Нечипоренко Л.Н.

Преподаватель русского языка и литературы

 

 

Конспект урока русских загадок в 5 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:  приобщить учащихся к русским традициям, к русской культуре;

 

          развивать логику, мышление, учебные навыки;

 

          воспитывать уважение к прошлому России, к русскому языку;

 

 

 

Оборудование: 

интерактивная доска.

 

 

 

 

Ход урока

 

Все присутствующие сидят за огромным столом, в русских костюмах в импровизированной русской горнице.

 

Ведущий - 1: 

 

русский народ в течение многих лет собирал загадки, многие из которых дошли до нашего времени. Загадки – это устное народное творчество, это богатство русского народа.

Их можно разделить на группы, так как они создавались по разным темам. Собираясь в крестьянских избах, народ пел песни, плясал, женщины занимались рукоделием, загадывали друг другу загадки.

 

Ведущий - 2:

 

вот уж вечер наступил, намаялись за день, ноженьки гудят, рученьки болят.

Ладно, люди добрые, хватит ныть, горевать, что впервой мы работали. Загадаю вам загадки, потом вы мне, повеселим души наши.

Кто окажется смекалистей других, пойдет домой не с пустыми руками. Пойдет с подарочком.

 

Вот конфеты душистые,

Да пряники золотистые.

 

(На красивом подносе лежат пряники и конфеты)

 

 

Ведущий - 3:  

 

ну, готовы слушать? Начинаем!

 

 Тексты загадок с картинками демонстрируются на интерактивной доске с

 

«В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде»

(волны)

 

 

«Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит»

(дорога)

 

«Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится»

(луна)

 

 

«Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины»

(зима)

 

 

«Бежит по снегу,

А снегу нету»

(поземка)

 

 

«Голубая простыня

Весь свет покрывает»

(небо)

 

 

«Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем»

(роса)

 

«Раскаленная стрела

Дуб свалила у села»

(молния)

 

 

Ведущий - 1: 

устали, давайте отдохнем и чайку горячего попьем.

 

(Вносится самовар, разливается чай)

 

 

Ведущий - 2:

 

пришла пора и про песню вспомнить.

 

( учащиеся исполняют русскую народную песню «Лучинушка»)

 

Молодцы, а теперь скажите, что это такое?

 

«Голова на ножке,

В голове горошки»

(мак)

 

 

«Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки»

(березы)

 

 

«Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое?»

(ромашка) 

 

 Ведущий – 3:

 

Найдите в текстах ответов загадок ошибку и справьте ее.

 

Тексты на экране с картинками

 

Громко каркать не боится
В кроне дерева… синица?


Затрещала увлечённо
Белобокая… ворона? 


Дружной стайкой на кормушке
Расчирикались… кукушки?


Целый день клюют рябину
Красногрудые… павлины?


В сосняке, за дальней балкой
Пятый раз кукует… галка?


Нам весной ласкает слух
Звонким тиньканьем… петух?


В темноте, среди ветвей
Жутко ухнул… соловей?


У речки в мае, до зари
Выводят трели… снегири?


Распушив красивый хвост
По вольеру ходит… клёст?


На осине слышен стук,
Там дупло долбит… индюк?

 

Ведущий - 3:

 

скажите, что за работу сегодня выполняли? 

 

 

Отвечают присутствующие:

 

1 – й :

 

в поле пшеничку собирали да в снопы ее вязали.

 

2 – й :

 

увозили по амбарам, задавали там ей жару…

 

3 – й :

 

били, били, колотили, зернышки с колосьев добывали.

 

 

Ведущий - 1:

 

а вы можете вспомнить свои загадки?

Вспомнили – загадайте их нам быстрей, а мы их отгадаем.

 

( Присутствующие загадывают загадки друг другу)

 

 

Ведущий - 2:

 

а сейчас возьмите листочки, напишите свою фамилию, слушая текст загадки, пишите ответ.

 

 

1.     «Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я  -  подосиновик»

 

2.     «Птичка-невеличка:

Носик стальной,

А хвостик льняной» - иголка с ниткой

 

 

3.     «Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней -    книга

 

 

 

 

Ведущий - 3:

 

А что такое загадка?

 

Ответы:

 

загадка – замысловатое, поэтическое описание какого-нибудь предмета или явления.

 

Ведущий - 1:

 

содержание загадок отражает жизнь народа, окружающую действительность:

растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

 

Давайте приведем примеры сказанному

 

 

Ведущий -  2:

 

с развитием общества менялась и тематика загадок. Многие загадки так устарели, что их трудно угадать, например:

 

«Летом обута,

Зимой разута»

 

Это соха.

 

 А что такое соха?

Это прообраз современного плуга, деревянное устройство, которым пахали в старину поля.

 

На экране изображение сохи.

 

Ребята рассуждают о том, каким тяжелым был крестьянский труд в далекие от нас времена, в поле работали от зари до зари и дети, и взрослые

 

На экране картины крестьянского труда девятнадцатого века

 

Ведущий - 3:

загадка – интересный жанр, она же является малым по форме литературным произведением.

Цель загадки – поставить собеседника  в затруднительное положение.

 

А для чего  необходимо было ставить человека в затруднительное положение?

 

Ведущий - 1:

отгадывание загадок способствует активному развитию речи, обогащает словарный запас, помогает увидеть вторичное значение слов. Загадка имеет неоценимые качества. Необходимо почаще вспоминать про их существование и не забывать о том, что они есть.

 

Ведущий - 2 –

 соглашусь с данной точкой зрения.                                

 

А сейчас определяем самого активного участника нашего  вечера и дарим ему поднос  с конфетами да пряниками.

 

Давайте дружно  посидим, чайку еще попьем, да домой пойдем, завтра рано вставать и работу начинать.

 

Итог урока:   рефлексия

 

Преподаватель:

ребята, для чего люди придумывали загадки?

Можно ли их назвать литературным произведением?

Что несет в себе загадка?

Можно ли утверждать, что загадки делятся по темам?

Почему загадки считают богатством русского народа?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы в 5 классе "Русские загадки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Учащиеся на уроке  приобщаются к традицииям русского народа,  начинают понимать язык русских загадок. Урок проводится в аудитории, украшенной в русском стиле, за столом с чаем да пряниками, сушками и конфетами ведется разговор о русских загадках о их сути и богатсве, о их красоте и благозвучии.  Цель данного урока - показать учащимся неоценомое богатство русских загадок. Урок поможет систематизировать знания учащихся, полученные в ходе знакомства с русскими загадками. Проводится он с компьютерной поддержкой в целях  лучшего иллюстрирования изучаемого материала.

Задания построены таким образом, чтобы у школьников была возможность показать свои знания, полученные самостоятельно. В ходе урока создаются условия для формирования у  обучающихся коммуникативной компетенции.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 493
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 769
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нечипоренко Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нечипоренко Любовь Николаевна
    Нечипоренко Любовь Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 294288
    • Всего материалов: 127

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе