Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы в 5 классе. Проблемы в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Конспект урока литературы в 5 классе. Проблемы в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Конспект учебного занятия по литературе в 5 классе.

Разработала: Смеречук Вера Брониславовна, учитель высшей квалификационной категории,

МОУ Школа с. Аксарка, Приуральский район, ЯНАО

УМК: Бунеев Р.Н. Литература. 5 класс. Шаг за горизонт. Книга 3. М: БАЛАСС, 2013;

ОС «Школа 2100», серия «Свободный ум».

Тема: Проблемы в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: Урок решения учебной задачи

Технология обучения: Метод кейсов (Исследование частного случая)

Цели урока:

1)создание условий для проявления познавательной активности учеников, организация деятельности детей по поиску и обработке информации;

2)обобщение способов действия постановке учебной задачи и аналитическому пересказу.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Формирование:

- толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

-навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

-целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

2. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.

3. Мотивирование на достижение личностных результатов.

Метапредметные:

Регулятивные.

Формирование действий:

- целеполагания;

- способности ставить новые учебные цели и задачи,

- планировать и осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия:

-умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

- практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- действовать с учётом позиции другого, уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты;

- использовать речевые средства для регуляции умственной деятельности.

Познавательные.

1.Смысловое чтение

2.Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

3.Умение

анализировать, обобщать и интерпретировать информацию:

- выделять главную информацию,

- использовать информацию для установления причинно-следственных связей. и зависимостей, объяснений и доказательств фактов.

Предметные.

Понимать:

- тему, идею, проблему литературного произведения;

- образную природу литературы как явления словесного искусства.

Уметь:

- рассказывать, ставить и отвечать на вопросы с использованием образных средств литературного русского языка;

- устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания;

- применять в рассуждениях, в дискуссии авторские средства: описания героев, интерьера, деталей портрета, сопоставление героев, диалоги героев, повествование от первого лица.

Методы обучения: Подводящая к теме беседа, проблемно-диалогический метод, самостоятельная работа, дискуссия, аналитическая беседа.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация, повесть «В дурном обществе» В.Г. Короленко (Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса, автор Бунеев Р.Н.), оценочные листы.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности уч-ся к работе, порядка работы на уроке.

1.2. Мотивация. Прием «Яркое пятно». Притча «Все в твоих руках».

    1. Учитель подводит учащихся к осознанию темы.

-Что вы знаете о проблемах, которые появляются в жизни каждого человека?

-Можно ли решить эти проблемы и как?

- Вы уже сталкивались с жизненными проблемами и как их решали?

- Кто вам в этом помогал?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

  1. Конфронтация.



    1. Предъявление проблемной ситуации. Представьте, что вы наблюдаете со стороны за героями повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко.

- На какие проблемы вы обратили бы внимание?

- Какая главная проблема не может оставаться без нашего внимания?



    1. Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы должны ответить на уроке.

- Почему Вася и Соня дали клятву на могиле Маруси?

- Как мы будем решать эту учебную задачу?

2.3. Подготовка учащихся к знакомству и освоению нового учебного содержания. Работа с текстом (текст прочитан учениками заранее). Проверка знания текста. Отметить номера правильных утверждений.

1.Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

2.Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

3.Васю и его отца разделила смерть Васиной матери

5.Вася и Валек впервые встретились в роще.

6. Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

7. Маруся очень отличалась от Сони.

8.Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

9. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.

10.Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

11.Маруся заболела осенью.

12.Вася тайком взял куклу у Сони.

13.Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

  1. Информация

    1. Самостоятельная работа с текстом повести «В дурном обществе».

Какие фрагменты текста следует выбрать для работы?

1) Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей.

2) Первая встреча с «детьми подземелья».

3) Разговор с Валеком об отце Васи.

4) «Смутные ощущения» и размышления о воровстве.

5) История с куклой.

6) На могиле Маруси.

3.2. Найдите в тексте ответы на вопросы:

-Почему Вася вел образ жизни, отличный от других членов семьи?

- Какая проблема появилась в семье Васи?

-Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?

-О чем задумался Вася, когда Валек рассказал об отношении Тыбурция к нему и Марусе?

-Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

-Как Валек и Тыбурций помогали Васе понять отца?

-О чем заставил задуматься Васю разговор с Валеком?

-Что изменилось в отношениях Васи с отцом после истории с куклой?



  1. Исследование

4.1. Самостоятельная работа. Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.

-Почему Вася считал себя «негодным мальчишкой»?

-Как он изменился после встречи с «детьми подземелья»?

-Как вы думаете, почему подружились Вася, валек и Маруся? Что привлекло детей друг к другу?

-Чем похожи Вася и Валек? Чему мальчики учат друг друга?

- В чем причина отчужденности, возникшей между Васей и его отцом?

-Кто из них обладал большим даром понимания?

-Как Вася открывал новое в своем отце, а отец – в своем сыне?

-Какая сцена между Васей и его отцом представляется вам наиболее драматичной? Почему?

-Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?

-Почему Тыбурций решился объясниться с отцом Васи?

-Почему после объяснения с Тыбурцием судья называет сына «мальчик», а не по имени?

-Согласны ли вы с утверждением Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»?

-Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?



  1. Принятие решения.

Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах.

-Что вы теперь думаете о Васе? Как оцениваете его поступки? Можно ли сказать, что он ведет себя как порядочный человек по отношению к людям? А по отношению к своему отцу?

- Вы уже обратили внимание, что в повести автор использует прием сопоставления. А для чего дается сопоставление Васи и Валека, отца Васи и Тыбурция?

-Что объединяет двух персонажей - отца Васи и пана Тыбурция? Чем они отличаются?

-Как меняется отношение Васи к пану Тыбурцию и почему?

-Какие жизненные уроки могут извлечь дети и взрослые из этой повести?

- Какие люди и события оказали особенно большое влияние на формирование характера главного героя, его личности?

-Какие поступки отца Васи вызывают у вас уважение и почему? Объясните.

-Какую роль в развитии характера Васи сыграла история с куклой?

- Чем интересен Вася и его отец?

-Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?

-Какова будущая дорога жизни у Васи?

- Почему у такой грустной повести оптимистичный финал?

  1. Дискуссия.

Перед началом дискуссии создается группа «Эксперты» (по одному представителю от каждой группы) для оценки выступлений участников дискуссии.

Члены группы «Эксперты» получают оценочные листы, в которых отражены критерии и показатели оценки.

Вопросы для дискуссии:

-Какие проблемы вы увидели в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»?

- Как решают эти проблемы герои повести?

-Какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси? И почему с ними рядом теперь был отец?

-Как эти проблемы решили бы вы? Почему именно так?

7. Сверка с оригинальным решением. Рефлексия.

7.1. Составьте кластер по теме урока на интерактивной доске и у себя в тетрадях.

Проблемы и их причины.

Допишите способы решения проблем.

Непонимание. Тяжелая утрата разрушила отношения отца и сына.

Барьер между отцом и сыном. Бродяжничество Васи как реакция на равнодушие отца.

Толерантность и милосердие. Знакомство с дурным обществом помогло Васе по-иному взглянуть на отца.

Я и другие. Случай с куклой окончательно уничтожил барьер, существовавший между Васей и отцом.

Любовь к людям. «Долго сдерживаемая любовь к отцу хлынула целым потоком в сердце Васи».

7.2. Оцените свою работу на учебном занятии по следующим критериям:

0 баллов - не справился с работой;

1 балл - частично выполнил работу;

2 балла - полностью выполнил все задания.

Занесите результаты оценочной деятельности в рефлексивный лист.

Ответьте на вопросы:

-Какие затруднения возникли? Почему?

-Как их можно устранить?

8. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из выбранных вами тем:

1) Проблемы в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2) Вася и его отец (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».





Конспект урока литературы в 5 классе. Проблемы в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
  • Русский язык и литература
Описание:

УМК:  Бунеев Р.Н. Литература. 5 класс. Шаг за горизонт. Книга 3. М: БАЛАСС, 2013;

 ОС «Школа 2100», серия «Свободный ум».

Тема: Проблемы в  повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: Урок решения учебной задачи

 

Технология обучения: Метод кейсов (Исследование частного случая)

Цели урока:

1)создание условий для проявления познавательной активности учеников, организация  деятельности детей по поиску и обработке информации;

2)обобщение способов действия постановке учебной задачи и аналитическому пересказу.

Планируемые результаты:

Личностные:

 1.Формирование:

- толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

 -навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

-целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

2. Ориентация на позицию других  людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.

3. Мотивирование на достижение личностных результатов.

Метапредметные:

Регулятивные.

 Формирование действий:

- целеполагания;

- способности ставить новые учебные цели и задачи,

- планировать и осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия:

-умение работать  индивидуально и в группе, находить общее решение;

- практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- действовать с учётом позиции другого, уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты;

- использовать речевые средства для регуляции умственной деятельности.

Познавательные.

1.Смысловое чтение

2.Формирование  и развитие компетентности в области использования ИКТ;

3.Умение

анализировать, обобщать и интерпретировать информацию:

- выделять главную информацию,

- использовать информацию для установления причинно-следственных связей. и зависимостей, объяснений и доказательств фактов.

Предметные.

Понимать:

- тему, идею, проблему  литературного произведения;

- образную природу литературы как явления словесного искусства.

Уметь:

- рассказывать, ставить и отвечать на вопросы с использованием образных средств  литературного русского языка;

- устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания;

 

- применять в рассуждениях, в дискуссии авторские средства: описания героев, интерьера, деталей портрета, сопоставление героев, диалоги героев, повествование от первого лица.

Автор Смеречук Вера Брониславовна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4329
Номер материала 4553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓