Главная / Начальные классы / конспект урока литературы в 4 классе С.Бегалин "Ёж Есена"

конспект урока литературы в 4 классе С.Бегалин "Ёж Есена"

Конспект урока литературы.

Класс: 4

Тема: С. Бегалин «Ёж Есена»

Цель: через разные виды контроля проверить глубину и степень осознанности восприятия художественного произведения

Задачи: учиться анализировать и выделять главное в тексте, составлять композицию произведения;

учиться выяснять мотивы поступков, характеры героев;

учиться любить Родину и бережно относиться к окружающей природе.

Методы: частично-поисковый, словесный, практический, компьютерная презентация.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеосюжеты, раздаточный материал (карточки для групповой работы, для работы в парах, тесты, карточки с домашним заданием)


Ход урока:

I. Вводно-эмоциональный момент.

II. Подготовка к чтению

- Ребята, разгадав кроссворд, вы прочитаете имя одного из героев рассказа, который будем сегодня читать.

Кроссворд (слайд)

  1. Кульминация этого рассказа «Пропала страсть к охоте» («Перепёлка» И.Тургенев)

  2. В этом рассказе двое злодеев похитили ребёнка. («Вождь краснокожих» О.Генри)

  3. Название главы из книги К.Булычёва «Девочка с Земли» («Джинн в коробке»

  4. Назовите кличку этой собачки: «Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам» («Каштанка» А. Чехов)

- Какое слово получилось по вертикали?

(Ёжик)

- Молодцы! (на слайде)

- У известного казахского писателя С. Бегалина есть рассказ «Ёж Есена»(слайд)

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде и скажите о чём пойдёт речь в рассказе?

- О еже, о дружбе мальчика и ежика.

- А что такое дружба и кого мы называем настоящим другом?

- А могут ли по-настоящему дружить человек и животное?

- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

III. Первичное чтение

- Послушайте рассказ (аудиозапись чтения актёром)

- Понравился рассказ?

- Подумайте, какие чувства испытали, слушая рассказ? (слайд)

IV. Словарная работа

( на слайде слова, их лексическое значение и иллюстрации: крынка, вьюн, увита вьюном, утрамбованная земля, завязь)

V. Анализ перечитывания, деление на части.

Чтение учеником 1 части до слов: «…Но постепенно зверёк…»

-Добавим ремарку: как предложил, с каким чувством? (с нежностью, заботливо)

Чтение «цепочкой» 2 части до слов: «…Наступило лето…»

- Прочитайте слова бабушки, которые удивили Есена.

(Ах, озорник, - …-Всё бы тебе играть да играть. А ведь ты уже совсем большой. Иди, мышей полови лучше или змей…)

- А какие истории знаете вы о жизни ежа в природе? (ответы детей)

- Есен наблюдал за ежом, спрашивал друга, но ничего не увидел, другу не поверил. А что бы вы посоветовали Есену в данной ситуации?

(Смотреть документальные фильмы, читать книги, энциклопедии о животных).

- Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о жизни ежа в природе (видеосюжет)

- Права ли была бабушка?

(Да, ёж действительно питается змеями и мышами).

- А как в художественном произведении называется описание природы?

- Прочтите следующую часть до диалога и найдите пейзаж.

(-Наступило лето. На яблонях появилась завязь. Вишнёвые деревья стояли увешанные аппетитными тёмно-красными ягодами.)

- Зачем в этом рассказе автор даёт описание природы? Может быть это лишнее?

(Показать какая была вокруг природа, что мальчики не захотели оставаться в доме и они не чувствовали опасности).

- Диалог прочитаем по ролям до слов:

«- Ладно. Не забыть бы налить в консервную банку воды для ежа.»

- На что обратил наше внимание автор в этой строчке?

-Есен заботится о ёжике, не забывает о нём. Как это его характеризует?

Чтение половины 4 части учеником до слов: «И вдруг Каби испуганно вытаращил глаза …»

-Автор написал «вытаращил глаза», а почему не просто – Каби увидел?

-Показать страх мальчика.

-А кто может показать, как он «вытаращил глаза»? (дети показывают) а ещё раз и ещё 5 раз - вот мы и сделали физминутку для глаз!

- До конца прочитаем по ролям

- Изменилось ли мнение Есена о еже?

-Вначале ёж – животное, за которым надо ухаживать, домашний питомец, сейчас герой, способный защитить Есена.

- Можно ли назвать его настоящим другом?

VI. Вторичный синтез.

а) Работа в группах.

- Составить композицию рассказа. Повторим, что такое композиция и из чего состоит (слайд)

- Повторим правила работы в группах (слайд)

Составление композиции рассказа (1 группа - словами, 2- словосочетаниями,3 – предложениями, 4 – цитатами)

Проверка (все четверо представителей выходят и по очереди называют части композиции, я показываю соответствующие слайды и мы сравниваем)


б) - Что вы можете рассказать о С. Бегалине на основании прочитанного? Какой это был человек?

(Добрый, любящий детей, животных и природу).

(слайд о С. Бегалине)

(рассказ о Сапаргали Бегалине подготовила и расскажет ученица)

Сапаргали Бегалин – старейший писатель Казахстана. Он написал много произведений для детей. С малых лет Сапаргали отличался любознательностью и стремлением к знаниям. Годы учёбы были для него не в тягость. Благодаря грамоте мальчик познакомился с восточными поэмами и сказками. Также он увлекался казахским народным творчеством и всю жизнь собирал песни, поговорки, пословицы, легенды. Особенно глубоко проникла в его сердце поэзия великого Абая.

Вначале маленький Сапаргали исполнял эпические произведения и играл на домбре. Своим мастерством он завоевал всеобщее признание и восхищение. Но вскоре он берётся за перо сам.

С. Бегалин – тонкий знаток природы Казахстана и быта казахского аула, он немногословно, красочно и с любовью повествует о родной земле, о замечательных тружениках, живущих на ней и пишет не как сторонний наблюдатель, а как человек, тысячью нитей связанный с ними.

- Зачем С. Бегалин написал этот рассказ?

в) - Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю ответить на вопросы теста, где вы и определите тему и идею рассказа «Ёж Есена».

Тест:

1. К какому жанру относится произведение?

а) легенда б) рассказ в) сказка

2. Тема рассказа:

а) Дружба человека с животным

б) Как ёж спас Есена от змеи

в) Два друга – Есен и Каби

3. Идея произведения:

а) «Змея от своего яда не погибает»

б) «Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём»

в) «Люби родину и гордись ею»

4. «…Есена удивили слова бабушки…» – это фраза из:

а) кульминации б) развязки в) завязки

5. Какой чертой характера наделяет автор героев рассказа?

а) любознательность б) равнодушие в) обидчивость

Сверка (слайд)


г) - Что же нам хотел сказать автор?

- Сам С.Бегалин был добрым человеком, и он хотел, чтобы дети тоже выросли добрыми людьми. Любили свою родину, жили в любви и согласии с окружающими, помогали друг другу.

- А ведь мы с вами в этом году уже читали подобное произведение другого автора, который затрагивает эту же тему. Кто вспомнил?

(Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)

- Предлагаю посмотреть вам сюжет из мультфильма и вспомнить это произведение (просмотр видеосюжета)

Работа в парах.

- Чем же похожи эти произведения и много ли в них отличий?

- На листах у вас нарисованы круги Эйлера-Венна.

Задание: внутри первого круга записать слова из произведения «Ёж Есена», а во втором - слова из сказки Киплинга. Слова вы должны использовать все.

(Индия, мальчик, ёж, Казахстан, лес, мангуст, джунгли, дружба, защитник, змея, семья)

Сверка (слайд)

- Какое же ключевое слово получилось в центре пересечения (дружба).

- Дружат не только люди, но люди и животные.

VII. Домашнее задание.

- Домашним заданием будет на выбор: а) вспомнить или найти произведение о помощи животного человеку в трудную минуту, или человека животному (фильмы, мультфильмы, сказки, рассказы и т.д.) и рассказать о нём,

б) самим сочинить и записать рассказ о дружбе животных и человека, можно стихотворение

VIII. Итог урока.

- На ваших листочках с домашним заданием «мультяшные» ёжики, а вот посмотрите на фотографии настоящих ежей и скажите, какого ежа бы вы выбрали для портрета нашему герою? Почему? (слайд)

Составление синквейна:

  1. Ёж

  2. Маленький, отважный

  3. Играет, защищает, бегает

  4. Ёж спас Есена от змеи.

  5. Друг

(слайд)




Дополнительное задание

- В Хрестоматии по литературе на странице 208 есть стихотворение Кадыра Мырза Али «Ёж». Давайте прочтём его и сравним главного героя с ежом Есена.

Читает ученик.

- Почему Алим сравнивается с ежом? (колючий, неприступный, агрессивный)

- Есть ли отличие между ними? (да, ёж Есена такой по отношению к врагу, когда защищал друга от змеи, а Алим такой всегда в общении с окружающими)

- Я вам желаю быть отважными в определённых ситуациях и иметь добрых друзей, как ёж Есена, но, в отличие от Алима, иметь мягкий и добрый характер в общении с людьми.



конспект урока литературы в 4 классе С.Бегалин "Ёж Есена"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературы

Класс: 4

Тема: С. Бегалин «Ёж Есена»

Цель:  через разные виды контроля проверить глубину и степень осознанности восприятия художественного произведения           

Задачи: учиться анализировать и выделять главное в тексте, составлять  композицию произведения;

                 учиться выяснять мотивы поступков, характеры героев;

                   учиться любить  Родину и бережно относиться к окружающей природе.

Методы:  частично-поисковый, словесный, практический,  компьютерная презентация.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеосюжеты, раздаточный материал (карточки для групповой работы, для работы в парах, тесты, карточки с домашним заданием)

Автор Грохотова Альбина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2205
Номер материала 27438
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓