Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы в 10 классе "Сергей Есенин - поэт "золотой бревенчатой избы"

Конспект урока литературы в 10 классе "Сергей Есенин - поэт "золотой бревенчатой избы"

Краевое государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №40»

Красноярский край, город Ачинск



Конспект урока литературы в 10 классе

«Сергей Есенин – поэт золотой бревенчатой избы»




подготовила

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна









Ачинск

2014 г.


Цели: показать народность творчества С. Есенина;

закрепить у учащихся понимание нравственности: патриотизм, любовь к земле, народу;

развивать способности к воображению, развивать умения и навыки анализа, публичного выступления;

Оборудование:

портрет С. Есенина;

атрибуты деревенского быта:

стол, уставленный деревенской едой – (картошка в мундире, пироги, блины, сметана, квас, молоко, черный хлеб, квашеная капуста, соленые огурцы, баранки), самовар, керосиновая лампа.

На стенах висят старинные фотографии, икона, цветные платки;

Около печи прялка, лавки, домотканые половики;

Отрезы ткани черного, красного, зеленого, синего, желтого цветов;

Береза;


ТСО: мультимедийный проектор;

видеоряд:

географическая карта России;

изображение русской деревни;

Москва;

Петербург;

картины природы;


музыка:

песни на стихи С. Есенина;

русские народные песни;



Ход урока.

Аудитория оформляется в виде крестьянской горницы, создается обстановка театрализованного представления. За столом сидят одетые в народные костюмы юноши и девушки.


Ведущий:

мы начинаем урок в необычной обстановке.

Сейчас на экране мы увидим изображение карты России, глядя на которую, лишний раз убеждаешься в том, как величава, богата, красива наша страна.

А если говорить о России языком красок, какой, ребята, вы ее представляете?

(голубая, зеленая, белая, черная, красная, желтая)

Да, действительно, Россия многоцветна!


Учащаяся:

если бы я была птицей, то поднялась бы в бирюзовое небо, увидела бы солнечную зелень полей, голубые реки, красные деревенские домики, серые степи, белые шапки гор.

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел,

Свадьба ворон облегла частокол

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.


Это и есть Россия!




Ведущий:

величие и красоту России, ее многоцветье через искусство, через поэзию воспевал русский поэт Сергей Александрович Есенин –

Эпиграфом нашего разговора взяты слова поэта:

«Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

Учащаяся:

давайте представим, что мы находимся в импровизированной горнице, где через творчество Сергея Есенина постараемся передать дух крестьянской России того далекого времени. Все, что мы видим здесь – это то, без чего поэт не мыслил своей жизни.

Русская печка, божница в углу,

Лавки и прялки стоят на полу,

Кот деревенский лежит у печи,

А на столе пироги, калачи.

Песня о жизни крестьянской звучит,

Это все то, без чего не прожить.

Юноша: (в образе Сергея Есенина)

Ну что,

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный.

Смотрю на вас и отхожу душой,

И рад всем вам я бесконечно.

Накрыты уж давно столы,

И стынет в чугунке картошка.

Гулять бы всем нам до зари,

Пускай играет русская гармошка.


Узнали вы меня?

Сергей Есенин я, друзья!

Наливай, хозяин, крепче чаю,

Я тебе вовеки не солгу,

За себя я нынче отвечаю,

Про себя послушать я хочу.

Учащийся:

мы знаем, что Сергей Есенин родился в селе Константиново, Рязанской губернии, в далеком 1895 году. Рос среди коренных русских пахарей, народных песен, кулачных боев и мечтал стать поэтом.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил он к себе домой.

Учащийся:

кстати, мы помним, что с детства Сергей отличался от деревенских ребятишек особенным отношением к земле, народу, крестьянскому труду, уже тогда было видно, что у Есенина был талант – выражать свои мысли поэтическим языком. Он отличался от многих ребятишек особенным даром – видеть необычное в обычном, рос крепким, выносливым, терпеливым, рано научился ездить на лошади, косить сено, радоваться жизни.


Учащийся:

(На экране изображение Москвы)

А как село провожало пятнадцатилетнего Сергея в Москву?

Многие плакали, понимая, что прощаются с ним навсегда.

Позже Сергей Есенин писал:

« Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть»

Не сразу приняла Москва молодого Есенина, не сразу открыла перед ним возможности роста. Но все-таки ему удалось занять свое место в строю великих поэтов России. Первая книга стихов Есенина называлась «Радуница», она подтвердила, что в литературу пришел самобытный поэт, «поэт золотой бревенчатой избы», которого не сразу признала Россия. Книга играла разными красками, как и все остальное творчество поэта.

Радуница – радость, радушие, радуга, цвет.

( Радуница – день поминовения усопших, разделение радости предков, ушедших в мир иной, с живущими).

Ведущий:

да, действительно, став поэтом, Есенин решил воспевать Россию в красках. Недаром он называл ее ситцевой. Цветовая радуга в стихах Есенина – сверкающая переливами всех цветов русская жизнь.

«Шестая часть земли с названьем кратким Русь», бедная, убогая, нарядная не пестрая, а гармоничная.

Первый цвет, представленный в поэзии Есенина, это голубой

Появляется отрезок ткани голубого цвета.

Что он навевает?

( грусть, холодность, конфликт, драму)

Учащийся:

такой представлял поэт Россию, которую безумно любил, это была главная тема творчества С.Есенина.

Гой ты, Русь, моя родная

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосет глаза.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный, лес да монастырь.

Учащийся:

Россия жила очень трудно: крестьянский труд, развалившиеся избенки, непроглядная нищета, голод, холод, отсутствие будущего – вот образ России, но теплилась надежда, что народ сможет изменить свою жизнь в лучшую сторону, об этом мечтал поэт.

Я не знаю, писал Есенин, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Ведущий:

Появляется ткань зеленого цвета.

Какие чувства вызывает он у вас?

(цвет жизни, тепла, удачи, радости, цвета, природы)

Учащийся:

используя цветовую гамму, Есенин раскрыл особенности русской природы, говорил о любви к родной земле, к человеку. Природа, человек, родина – это единое целое в творчестве Сергея Есенина.

Спит ковыль, равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь,

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь

Учащийся:

Есенин рос на берегу Оки, любил цветы, вел разговор с каждым деревом. Природа для него – это живой организм, неотъемлемая часть России.



Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

И стоит береза в сонной тишине,

и горят снежинки в золотом огне.

………………………………….

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Так о природе мог писать только влюбленный в нее человек.

Ведущий:

появляется ткань красного цвета.

Отношение человека к красному цвету неоднозначно. Разные образы, разные настроения возникают у нас при виде красного цвета.

А что представляете вы при виде красного цвета?

(Кровь, война, страдания, страсть)

Учащийся:

25 октября 1917 года к власти в нашей стране пришли большевики. Есенин первоначально очень обрадовался этому изменению, надеясь, что наконец-то в деревню придут долгожданные перемены.

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.



Полевая Россия! довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.


О верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

Учащийся:

лилась человеческая кровь, но люди были полны духа, силы, отваги, они верили, счастье пришло!

Дружище!

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Приветствую с новой властью.

Теперь мы всех раз – и квас!

…………………………..

В России теперь советы,

И Ленин старшой комиссар!


Так о революции писал Есенин.

Ведущий:

но вот появляется ткань черного цвета.


Какие ассоциации возникают у вас при виде черного цвета?


(Горе, печаль, смерть, разочарование, страдания)

Учащийся:

после революции в России начались страшные беспорядки, происходили убийства, грабежи, люди испытывали голод, холод. Началась гражданская чудовищная, по своей сути война, Есенин назвал ее братоубийственной и не мог ее принять. Символом трагедии человека в его творчестве выступил черный цвет. Болела душа поэта, покрывалась черной тенью.

Тот ураган прошел,

Нас мало уцелело,

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.


Ах, родина! Какой я стал смешной,

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Учащийся:

разочарование стоило Сергею Есенину очень многого. Жизнь круто изменилась не в лучшую сторону, но надо было как-то жить.

Я усталым таким еще не был,

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

………………………………….

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданьем золотом охваченный

Я не буду больше молодым.


Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг…

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

Ведущий:

Появляется ткань желтого цвета.

Что представляете вы, видя желтый цвет?

(Разлука, жизнь, радость, солнце, тепло, свет, любовь)

Учащийся:

Есенина от разочарования спасала любовь:

любовь к Родине:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

До последних дней своей жизни поэт очень трепетно относился к своей матери, проявлял к ней лучшие свои чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,

ты одна мне несказанный свет, - писал Есенин о матери.



Спасала от одиночества и депрессии любовь к женщине:

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

И радостью великой для Есенина было - создавать стихи:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Ведущий:

(держит в руках творческую «радугу» Сергея Есенина).

Собраны все цвета. Такова в понятии Сергея Есенина Россия!

Она действительно многоцветна. В ней все: тепло и свет, радость и горе, счастье и беда.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Учащийся:

в 1924 году появляется стихотворение Есенина, в котором, видимо, предчувствуя свой уход из жизни, он писал:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

…………………………….

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.


Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле,

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Ведущий:

наступил для Сергея Есенина роковой 1925 год. Это год его ухода из жизни.

накануне он писал:

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.


На экране Петербург.

Учащийся:

в городе Петербурге случилась страшная трагедия, связанная с Сергеем Есениным, в одной из гостиниц его нашли мертвым.

Учащийся:

в канун нового года Москва хоронила своего любимца – Сергея Есенина, поистине народного поэта.

Газеты, писавшие об этой печальной вести, не могли подобрать эпитета.

Большой? Громадный? Талантливый? Гениальный?

Национальный? Русский?

И решили остановиться на слове – великий.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы


Наверное, так бы ответил на этот вопрос сам поэт.

Ведущий:

в детские годы Есенин мечтал:

«… буду я известным и богатым и будет памятник стоять в Рязани мне».

Учащийся:

памятник Есенину поставлен не только в Рязани. Русский поэт сегодня известен всему миру. И богат он беспредельно. Богат народной любовью – искренней и глубокой.

Газеты тех далеких времен писали:

Есенин – поэт подлинно народный.

Рефлексия:

Ведущий:

а в чем проявилась народность Есенина?

Учащийся:

народность Есенина в том, что он искал силы для творчества в народных истоках, любил страну, хорошо знал ее, собирая материал о жизни простых людей. У каждого из нас свой образ великого поэта и человека, но всем нам дорого то, что составляет сердцевину всей поэзии Есенина – это чувство Родины.

Тот поэт, врагов кто губит,

Он все сделает свободно,

Чья родная правда мать,

Что другие не могли.

Кто людей, как братьев любит

Он поэт, поэт народный,

И готов за них страдать.

Он поэт родной земли

Учащийся:

никто не сомневается в том, что Сергей Есенин в стихах отражал жизнь простого русского человека, его борьбу, его величие, его подвиги, труд, быт, праздники, русские традиции, обычаи. Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий.

Учащийся:

к великому сожалению, мы мало интересуемся поэзией, и сегодня стало понятно, что с ней легче воспринимается жизнь.

Учащийся:

Есенин помогает разобраться в истинной красоте русского языка, русской жизни. А это немаловажно

Не обязательно быть великим, говорил Есенин, нужно быть просто человеком, любить жизнь, любить родителей, любить страну.

Учащийся:

С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому.

Считаю огромной заслугой поэта то, что он учил любить жизнь, видеть в ней не худшие стороны, а лучшие.

Учащийся:

я думаю, слушая нас, Сергей Есенин душой порадовался бы тому, что мы говорим о нем с такой душевной теплотой, вспоминаем о его созданных произведениях, прикасаемся к великому имени, вместе с ним входим в мир искусств, который делает человека чище и порядочнее.

Есенин ушел из жизни в 30 лет, но его стихи продолжают жить в песнях, в душах, в умах очень многих людей. Он писал в одном из своих стихотворений:

Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,

За неверие и благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Учащийся:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Сказал бы нам Сергей Есенин.


Заключение:

Ведущий:

сегодня у нас небольшой праздник, побывав на нем, мы открыли для себя много нужного и интересного.

Праздник – это хлебосольное застолье с исконно русскими блюдами, которые любил Есенин, и которыми мы до сих пор украшаем свои столы.

Так отведайте этих кушаний, испейте чайку и добрым словом помяните человека, всем сердцем любящего и почитавшего землю, на которой мы с вами живем.

Учащийся:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспитать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Учащийся:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учащийся:

живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени,

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Звучат песни на стихи Сергея Александровича Есенина



Список использованной литературы:

1. Сборники стихов С.Есенина;

2. И.А. Фогельсон «Литература учит» - М., «Просвещение», 1999




Конспект урока литературы в 10 классе "Сергей Есенин - поэт "золотой бревенчатой избы"
  • Русский язык и литература
Описание:

 Хотите провести  урок  в интересной и увлекательной форме? Пробуйте! Он даст возможность учащимся повторить материал, касающийся биографии и творчества поэта - Сергея Александровича Есенина. Аудитория, в которой проходит урок, оформляется в виде крестьянской горницы, создается обстановка театрализованного представления. За столом сидят одетые в народные костюмы юноши и девушки. Данный урок формирует у учащихся понимание нравственности, развивает способность к воображению, развивает умения и навыки анализа поэтического текста и публичного выступления. На уроке используется интерактивная доска, работа с которой мотивирует учащихся к изучению литературы.

 

 

Автор Нечипоренко Любовь Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 573
Номер материала 49060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓