Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы в 10 классе. Беседа за круглым столом: "Путь Старцева к Ионычу". (По рассказу А.П. Чехова "Ионыч")

Конспект урока литературы в 10 классе. Беседа за круглым столом: "Путь Старцева к Ионычу". (По рассказу А.П. Чехова "Ионыч")



Краевое государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №40»

Красноярский край, город Ачинск



Конспект урока литературы в 10 классе

Беседа за круглым столом:

«Путь Старцева к Ионычу» (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)




подготовила

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна




















Цели:

повторить изученный материал по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»;

формировать у обучающихся общие учебные компетенции;

воспитывать чувство меры, ответственности, уважение к жизни;

Оборудование:

интерактивная доска

Ход урока



Группа обучающихся сидит за большим круглым столом, учащиеся ведут непринужденную беседу друг с другом о сюжете рассказа Чехова «Ионыч», координирует работу обучающихся преподаватель.



Преподаватель:

(На интерактивной доске портрет Чехова и обложка рассказа «Ионыч»)

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче» (1898), строится вокруг двух признаний в любви — как, собственно, строился сюжет и в пушкинском «Евгении Онегине», если вы помните об этом, с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Обучающийся – 1:

и история, и способ ее описания стары, как мир (вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся в любви). Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к испытанным художественным конструкциям, дает свое объяснение вечной истории человеческих взаимоотношений, выражая через них свое видение и понимание мира.

Обучающийся – 2:

кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Обучающийся – 3:

как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С., с одной стороны, и в отсутствие борьбы героя с этой средой, протеста против нее — с другой. «Среда заела» — расхожее объяснение подобных ситуаций в литературной критике.

Обучающийся – 4:

итак, в превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы, по меньшей мере, односторонним объяснением. (Дмитрий Старцев влюбляется в девушку из чуждой ему среды, им движут материальные чувства.) Как человек со стороны входит он в «самый талантливый» дом города С. – к Туркиным. У него нет никакого изначального неприятия этой среды — наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Обучающийся – 5.

что ж. Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать («...в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...»). Отклика в обществе монологи Старцева не встретили. Но в отличие от фамусовского общества (Грибоедов «Горе от ума»), которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом они остались вполне равнодушны, пропуская его протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем — «поляк надутый», но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же от него натерпелись.

Преподаватель:

Ребята, давайте вспомним, каким приехал в город С. Дмитрий Ионович Старцев?

(На доске план, по которому обучающиеся отвечают на этот вопрос)

  1. Внешность Дмитрия Старцева

  2. Отношение к работе;

  3. Интересы;

  4. Взаимоотношения с окружающими;

  5. Характер;

А каким стал Старцев через год?

Что изменилось в его внешности, в характере, изменились ли интересы героя?

Обучающийся – 6:

среда поглотила и подчинила своим законам Дмитрия – молодого доктора. Хочется осудить этого человека, ведь он был весьма положительным человеком по приезде в городок. Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью — неспешным, но неостановимым ходом времени: «Как-то зимой ... весной, в праздник,— это было Вознесение ... прошло больше года ... стал бывать у Туркиных часто, очень часто ... дня три у него дело валилось из рук ... успокоился и зажил по-прежнему ... опыт научил его мало-помалу ... незаметно, мало-помалу ... прошло четыре года ... прошло три дня, прошла неделя ... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных ... прошло еще несколько лет...» Впрочем, что значит — вводит? Разве погруженность в поток времени не является самым естественным и неотъемлемым от любого человека обстоятельством? Время проверяет любые убеждения, испытывает любые чувства; оно успокаивает, утешает, но и затягивает — «незаметно, мало-помалу» переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного («среднего») человека.

Обучающийся – 7:

Старцев умеет испытывать презрение, знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее Невыносимой. Своих героев Чехов наделяет не только отрицающим задором, но и положительной жизненной программой («Нужно трудиться, без труда жить нельзя»,— утверждает Старцев, а Котик убеждена: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...»). Герою может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит — он, действительно, трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять «незаметно, мало-помалу» время совершило губительную подмену'. К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Преподаватель:

(Вопросы на интерактивной доске)

Может ли человек жить без денег?

Для чего деньги нужны людям?

Может ли человек стать рабом денег?

А что это означает – быть рабом денег?

Давайте вспомним сцену в рассказе, где Ионыч сидит за огромным столом и считает добытые практикой деньги, объясните, какие чувства испытываем мы к этому человеку во время этой процедуры?

Обучающийся – 8:

Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.

Разве деньги сделали Старцева счастливым?

Перед лицом времени — незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире — непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать можно сколько угодно — глядь, «незаметно, мало-помалу» вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

С темой времени в рассказе сопряжен мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз навсегда оформившемуся.. Причем невозможно указать на какой-то поворотный момент, с которого это превращение начинается и когда деградацию еще можно было бы предотвратить.

Обучающийся – 9:

действительно, Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Время откроет для него механическую заведенность того, что в первый раз показалось живым и естественным.



Обучающийся – 10:

идет время, проходит жизнь — а тут все совершается по раз навсегда введенной программе. Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой» — ив 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота — совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. Но их бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение. (Не забудем, что Туркины в городе С., действительно, самые талантливые и интересные.)



Обучающийся – 11:

остальные же жители города С., не обладающие их талантами, живут тоже no-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...».

Обучающийся – 12:

и вот к концу рассказа сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее («не человек, а языческий бог»), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, все, что в молодости волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья: покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости — Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о презрении к которому он говорил прежде. И это — итог его существования. «Вот и все, что можно сказать про него».

(На интерактивной доске фотография Ионыча)

Обучающийся – 13:

может быть, так повлияла неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Легкомысленная девичья шутка — назначить свидание на кладбище — дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир, не похожий ни на что другое,— мир, где так хорош и мягок лунный свет», прикоснуться к тайне, «обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Волшебная ночь на старом кладбище — единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

Обучающийся – 13:

на следующий день было объяснение в любви и отказ. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что у него нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, а любовь его безгранична. Что ж, молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании, как это иногда делается, считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

Обучающийся – 14:

это, конечно, не объяснение Ромео Джульетте, но разве все влюбленные бывают красноречивы, как шекспировские герои? Не чаше ли происходит обыкновенное признание обыкновенного человека, на которое со стороны, наверное, забавно смотреть? На Дмитрии в этот момент фрак с чужого плеча, и речи его не особенно складны.

Обучающийся -1:

Старцев искренно увлечен и взволнован. И, кто знает, откликнись на его предложение Котик, и их жизнь сложилась бы иначе. (Представим себе: Старцев сумел увлечь и убедить Котика, и они пошли бы по жизни рука об руку, служили бы народу, устраивали бы в деревне школы, больницы, библиотеки и т.д.— прямо-таки сюжет для романа Веры Иосифовны!)

Обучающийся – 2:

но в том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был и какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Обучающийся – 3:

почему же Котик не могла понять Старцева? Как и все в городе С., как все в доме Туркиных, она живет и действует по некоторой как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно и в ней) — программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Котик отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Обучающийся – 4:

это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами — ив тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека,— тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, своей программой.

Обучающийся – 5:

людей как будто разделяют невидимые, но почти непроницаемые перегородки. Контакт, коммуникация, взаимопонимание невозможны или чрезвычайно затруднены. Одного переполняет тоска, желание рассказать о своем горе, смерти сына,— и среди толп людей он не может найти человека, который бы его выслушал («Тоска»). Другой очень хотел бы поделиться с приятелем тайной своей любви — в ответ же он слышит нечто из совсем другой оперы — об осетрине с душком («Дама с собачкой»).

Обучающийся – 6:

В «Ионыче» чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что предмет его любви поглощен своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, сейчас не понимает любимый человек.

Обучающийся – 7:

пожив какое-то время, отпив несколько глотков «из чаши бытия». Котик как будто поняла, что жила не по той программе («Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница»). Главной своей ошибкой в прошлом она считает то, что тогда не понимала Старцева. Но намного ли правильнее понимает она его теперь?

Обучающийся – 8:

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»,— говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой. Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее «грустные, благодарные, испытующие глаза»). При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, повторяемость остается.

Обучающийся – 9:

и вновь герои поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует его, ищет ответа на свое чувство. Его же превращение почти завершилось, он уже безнадежно поглощен обывательской жизнью, думает лишь об удовольствии от «бумажек». Разгоревшись было на короткое время, «огонек в душе погас». От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, уходит в свою скорлупу.

Обучающийся – 10:

итак, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева. в его деградации?

Мы видим, что нетрудно в этом обвинить его самого или окружающее его общество — но это не будет полным и правильным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но иные силы и обстоятельства дали толчок падению, привели к перерождению. Они кажутся роковыми, непреодолимыми, а судьба самого человека трагической. В чеховском мире судьбу человека определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности.

Обучающийся – 11:

как сопротивляться времени, которое творит дело превращения «незаметно, мало-помалу»? К несчастьям людей ведет вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Обучающийся – 12:

такую трезвость, даже жестокость в изображении Чеховым трагизма человеческого существования многие считали чрезмерной. Критики писали, что Чехов таким образом «убивал человеческие надежды». Действительно, «Ионыч» может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями:

Обучающийся – 13:

нужно трудиться! Без труда жить нельзя!

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели!

Помогать страдальцам, служить пароду — какое счастье!

Как часто писатели и до и после Чехова делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая «о том, чего никогда не бывает в жизни». Старцев же никогда не' стал бы героем романа Веры Иосифовны: с ним произошло то, что бывает в жизни.

Обучающийся – 1:

«Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Обучающийся – 2:

да, Дмитрий Старцев неизбежно превращается в Ионыча, и в его судьбе Чехов изображает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений молодости, значит, действительно, он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!»? Но так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении или не дочитав его до конца.





Обучающийся – 3:

в последней главе все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко и прямо: жадность одолела; горло заплыло жиром; он одинок, живется ему скучно; радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Обучающийся – 4:

сколько презрения заключено в этих словах, как очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший превращение героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать его, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Обучающийся – 5:

смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на соединении двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, который часто бывает обманут жизнью, временем, и иногда трудно понять, в чем при этом он сам виноват. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только один: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

Обучающийся – 6:

Гоголь в лирическом отступлении главы о Плюшкине ( «Мертвые души»), (а превращение Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем) обращается к молодым читателям с призывом всеми силами сохранять в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает самим текстом произведения.

Преподаватель:

мы заканчиваем нашу беседу за Круглым столом.

Давайте еще раз пролистаем страницы рассказа Чехова «Ионыч», пробежимся глазами по дороге жизни Дмитрия Старцева и попробуем дать ответ – что же погубило Дмитрия Старцева?




Итог урока:

Домашнее задание: написать эссе «Деньги в жизни человека»

Конспект урока литературы в 10 классе. Беседа за круглым столом: "Путь Старцева к Ионычу". (По рассказу А.П. Чехова "Ионыч")
  • Русский язык и литература
Описание:

Это урок - повторения  изученного материала  по рассказу А.П. Чехова "Ионыч". Группа учащихся, сидя за круглым столом, ведет беседу о сюжете рассказа А.П. Чехова "Ионыч", координирует работу учащихся преподаватель. Данный урок развивает навыки работы с текстом произведения, ассоциативно-образное мышление, создает условия для развития интереса у учащихся к классической литературе. На данном уроке применяются следующие формы учебной деятельности: групповая работа, беседа, чтение и анализ изучаемого произведения. На уроке используется интерактивная доска.

 

Автор Нечипоренко Любовь Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1529
Номер материала 47971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓