Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства)

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства)



Конспект урока литературы

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

(истоки героизма и предательства)

«Нет уз святее товарищества»

Бывали и в других землях товарищи,

но таких, как в Русской земле,

не было таких товарищей…

Н.Гоголь, «Тарас Бульба»

Цели :

  • образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

  • развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

  • воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи :

  • придать занятию проблемно-творческий характер;

  • развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок -размышление

Оборудование : ;текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков

Ход урока

Вводное слово учителя.

- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

- Наш урок я назвала «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства). Давайте запишем тему в тетрадь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем размышлять на уроке?( Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (Работа над карточками слабого и сильных учеников)

1 учебная ситуация. Товарищество, героизм, предательство.

Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова:товарищество, героизм, предательство.

Словарная работа.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях

Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.

Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.

Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

На предыдущем уроке мы с вами сравнивали поведение братьев в бою и во время пребывания в Запорожской Сечи. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?

Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)

Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)

Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:

Как огонь

Бешеный порыв

Как ребенок

Бессильная ярость

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба».

Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей)

А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)

А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)

3 учебная ситуация. Героизм.

Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».

С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?

Исполин – великан, богатырь...

Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)

Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут)

А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)

Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).

Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Рефлексия.

Сочиняем синквейн.

Пример:

Андрий,

Красивый, сильный,

Воюет, любит, предает,

Как подлая собака,

Погибает.

***

Братья по духу,

Решительные, смелые,

Сражаются, любят родину, верят,

Нет уз святее товарищества.


Патриоты.

Д.З. выучить наизусть отрывок повести на выбор «Описание степи» или «Нет уз святее товарищества». Составить план сочинения на тему «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)» или «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?









Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели : 

образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи : 

придать занятию проблемно-творческий характер;

развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма  :  урок -размышление

Оборудование : ;текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков 

Автор Тавасиева Майя Муссаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1697
Номер материала 29838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓