Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)

Конспект урока литературы «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)



Конспект урока


Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории

МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района

Предмет: литература

Тема урока: «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)

Класс: 6

Цели урока:

Образовательная:

формирование интереса к произведениям современной отечественной литературы;

Развивающая:

развитие критического мышления посредством осмысления художественного текста;

Воспитательная:

воспитание чуткости к проявлению добра и нетерпимости к проявлению зла.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок внеклассного чтения

Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Ассоциации», «Чтение с пометками», «Предсказание», «Тонкие и толстые вопросы»)


Ход урока:


I ЭТАП: ВЫЗОВ

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!Отгадайте загадку: «Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с « уроком»? ( Сказка)

А вы любите читать сказки?Чему учат сказки?

-Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с произведением современного писателя Валерия Роньшина « Злушка»

1 слайд: Портрет писателя 2 слайд: слово « Злушка»

-Какую сказку напоминает вам это название? ( «Золушка» Ш.Перро)

-Что же случилось с названием у Валерия Роньшина? (выпала буква О)

Сокращение имени на одну букву порождает игру слов.

-Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (прием « Рыбная кость»)

-Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Почему вы так решили?

-Тема нашего урока: « Сказка – ложь, да в ней намек…» (по произведению В. Роньшина «Злушка»)

- Какой намек может быть в сказке обычной?

- А в сказке Роньшина?

- Какая проблема заложена в имени героини? (противостояние добра и зла)



II ЭТАП: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕСТА

Учитель:

- Сейчас я прочитаю вам сказку.Ваши действия: внимательно меня слушать и по ходу чтения выделять слова, которые, по-вашему, мнению, характеризуют героиню.

-Вернемся к схеме, посмотрите, ваши предположения оказались верны? (да, нет) Если появилось что-то

новое, то запишите.

-Вопросы по содержанию текста:

«Тонкие»: Какое предложение в тексте прекрасно характеризует Злушку? («…как я всех ненавижу!»)

Какие герои встретились в сказке…(Злушка, лесничий, принц, Марта, Арлет, фея, король)

Почему Злушка невзлюбила Марту и Арлет? (они были добрые и трудолюбивые)

«Толстые»: Почему совершив одно преступление, Злушка совершает другое? ( Почувствовала безнаказанность)

Почему никто не пытался ее остановить? (другие герои были добрыми…)

« Предсказание»: А чем закончилась сказка? (нет конца)

Вот я вам и предлагаю выступить в роли сказочника: «Допишите конец сказки»

Почему вы придумали такой финал?

А теперь послушайте, как заканчивается сказка у Валерия Роньшина.

«Сказка- ложь, да в ней намек…» Какой намек у Валерия Роньшина? Совпадает он с вашими мыслями?


III ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

- В чем особенность этой сказки? (страшилка)

-Как вы считаете, эта сказка актуальна для нашего времени?

-Что вас удивило в этой сказке?

-Закончите фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что ….(добро побеждает зло)

-Что нового вы узнали на уроке? Урок вам понравился? Что именно понравилось?

-Спасибо, всем за работу. Листочки с работами, пожалуйста, сдайте, я их прочитаю и поставлю вам оценки.






















Технологическая карта урока литературы в 6 классе учителя МОУ СОШ №14 Голайденко А.Г.

Этап урока

Учитель

Ученик

Компетенция

Технология

Рез-т

Вызов

Цель этапа: Сформированность интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний


Стимулирует познавательную деятельность учащихся. Для этого используются следующие приемы:

1. Формулировка проблемных вопросов,

2. Использование интересных фактов,

3. Знакомство с существующими мнениями, 4.Демонстрация слайдов.

Опора на название рассказа;

Краткая справка о писателе.


Вспоминает известную ему информацию о жанре сказки, воспринимают новую информацию, осмысливает проблему, формулирует вопросы. Поиск несоответствий в имени героини сказки-страшилки;


Учебно-познавательная;

Информационная

ТКМЧП

ассоциации

Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания.

Дети видят в имени героини нравственную проблему – противостояние добра и зла.


Осмысление

Цель этапа: Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям

Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, Предлагает прочитать текст с пометками (отметить слова,характеризущие Злушку. Дописать финал сказки

Выделяют ключевые слова в тексте;

Обсуждает авторскую характеристику героини

Отвечают на вопросы по содержанию текста, дописывает финал сказки

Предлагает свой вариант финала текста (запись в тетради нескольких предложений);


Учебно-познавательная;

Коммуникативная

ТКМЧП

Чтение с пометками

Тонкие и толстые вопросы



Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок.

Целостное восприятие текста.


Рефлексия

Цель этапа:

Обобщение и систематизация знаний, рефлексия

Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии.

Обобщает и систематизирует полученные знания. Осуществляет рефлексию собственной учебной деятельности.

Коммуникативная

ТКМЧП


Обобщенные и систематизированные знания.

Рефлексия учебной деятельности, ее результатов. Самооценка.












Конспект урока литературы «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)
  • Русский язык и литература
Описание:

Предмет: литература

Тема урока: «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)

Класс: 6

Цели урока:

Образовательная:

формирование интереса к произведениям современной отечественной литературы;

Развивающая:

 развитие критического мышления посредством осмысления художественного текста;

Воспитательная:

 воспитание чуткости к проявлению добра и нетерпимости  к проявлению  зла.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок внеклассного чтения

Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Ассоциации», «Чтение с пометками», «Предсказание», «Тонкие и толстые вопросы»)

Автор Голайденко Аниса Гаплахановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 706
Номер материала 1950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓