1)В лирике о войне выделяют основные группы
жанров.
2)Поэзия была самым оперативным, самым
популярным жанром военных лет.
Именно поэзия выразила потребность людей в
правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну
-Как понимаете данные слова?
В первый же день войны писатели и
поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач,
А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой
решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие
будут сражаться пером”.
Более тысячи писателей и поэтов ушли
на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.
Поэзия надела военную шинель с первых
же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня
на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
3)Беседа с учащимися.
1. Почему война
названа «священной»?
2. Какими
качествами обладали люди, вставшие на защиту Родины?
4)Об одном из таких качеств писала
А.Ахматова. Слайд
5).Беседа с учащимися.
1. Что
вкладывает поэтесса в слово «мужество»?
2. Какие чувства
она выразила в этом стихотворении?
3. Автор пишет:
« Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова…»
В чем смысл и какова композиционная
роль этих строк?
Какой художественный прием заключен в
них?
6).Поэзия отражала необыкновенную душу
нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали
боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Один из наиболее ярких поэтов этой
поры – Константин Симонов.
К.Симонов известный поэт, прошедший всю
войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он переезжал с фронта на
фронт, поэтому знал войну «изнутри».
В первые , особенно тяжелые месяцы войны,
когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя
врагу села и города, было написано стихотворение:«Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Ал.Суркову.
7). Беседа с учащимися.
1. Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное
впечатление на людей, стало любимым в народе?
2. Как создается образ русской земли в стихотворении?
8).
Алексей Сурков, которому Симонов посвятил
стихотворение- автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное,
лирическое стихотворение выполняло функцию боевой, воодушевляющей песни. Оно
написано в ноябре 1941г.
« Алексей Сурков не писал специально песню.
Впрочем он и стихотворение не писал – просто сложил письмо из наиболее
проницательных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где он сейчас
находится, о чем думает, какая, наконец погода в тех местах, где он сейчас
находится, и какая обстановка…Письма в стихах были одними из весьма
распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода
ВОВ»-так рассказывает о «Землянке» поэт Ев.Долматовский.
9).Беседа с учащимися.
1. Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом
было: «Зачем расстраивать воюющего солдата»? Как вы думаете, какие строчки
показались цензуре печальными?
2. Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения обязательно надо было
публиковать в годы войны? Почему?
10).
В 1942г Твардовскому пришлось побывать под
Ржевом. Там шли тяжелые бои. Положение наших войск осложняло страшное
бездорожье.
Твардовский писал: «Впечатления этой поездки
были на всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце».
В чем, по вашему мнению, заключается
основная мысль этого стихотворения
11) Солдаты защищали свою отчизну, будущее своей
Родины. Они шли в бой с оружием в руках, а в сердце каждого теплился огонёк
любви к родным и, конечно ,детям.
Конечно, каждый солдат защищал и оберегал
знамя. Каждый был готов умереть со знаменем в руках, ведь это частичка родной
страны.
1)Ответить на вопросы.
•
Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем,
кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
•
Какими чувствами вы прониклись, слушая стихи
поэтов-фронтовиков?
•
Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются
в строю?
2)Заполнить таблицу «Жанры лирики ВОв»,
используя прослушанные стихи и песни и используя материал учебника.
3)Какая графа осталась не заполненной?
4)Выполнить тест в рабочей тетради
1)Заполнить графу «сатирический жанр (2-3
стих.)».
2)Из предлагаемых в учебнике стихов о войне
выбрать одно для заучивания наизусть и самостоятельного анализа.
1)Во многих
стихах и песнях страна изображалась через любимый город, одной из таких песен
была «Моя Москва».
2)На этом урок окончен, спасибо за работу!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.