Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)

Конспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)



Сороковые роковые

Цель:

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны.

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

  • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

  • учить анализировать стихотворение, отвечая на вопросы учителя.

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ. Слайд№3

Ход урока.

1.Вступ.слово учителя.

Более шестидесяти лет отделяет нас от времен ВОВ, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том, чем бала война для нашей страны. К сожалению, ВОВ не была последней войной, поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к голоду, к смерти, к потери близких людей. Эти чувства сохраняет и передает поэзия.


2.Актуализация знаний.

























3.Работа по теме





























































































































4. Обобщение изученного материала



























5. Задание на дом











6. Итог урока




















1)В лирике о войне выделяют основные группы жанров.

2)Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну

-Как понимаете данные слова?

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

3)Беседа с учащимися.

  1. Почему война названа «священной»?

  2. Какими качествами обладали люди, вставшие на защиту Родины?

4)Об одном из таких качеств писала А.Ахматова. Слайд

5).Беседа с учащимися.

  1. Что вкладывает поэтесса в слово «мужество»?

  2. Какие чувства она выразила в этом стихотворении?

  3. Автор пишет: « Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова…»

В чем смысл и какова композиционная роль этих строк?

Какой художественный прием заключен в них?

6).Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.



К.Симонов известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он переезжал с фронта на фронт, поэтому знал войну «изнутри».

В первые , особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение:«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Ал.Суркову.

7). Беседа с учащимися.

  1. Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало любимым в народе?

  2. Как создается образ русской земли в стихотворении?

8).

Алексей Сурков, которому Симонов посвятил стихотворение- автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное, лирическое стихотворение выполняло функцию боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941г.

« Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворение не писал – просто сложил письмо из наиболее проницательных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где он сейчас находится, о чем думает, какая, наконец погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…Письма в стихах были одними из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода ВОВ»-так рассказывает о «Землянке» поэт Ев.Долматовский.

9).Беседа с учащимися.

  1. Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: «Зачем расстраивать воюющего солдата»? Как вы думаете, какие строчки показались цензуре печальными?

  2. Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения обязательно надо было публиковать в годы войны? Почему?

10).

В 1942г Твардовскому пришлось побывать под Ржевом. Там шли тяжелые бои. Положение наших войск осложняло страшное бездорожье.

Твардовский писал: «Впечатления этой поездки были на всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце».

В чем, по вашему мнению, заключается основная мысль этого стихотворения

11) Солдаты защищали свою отчизну, будущее своей Родины. Они шли в бой с оружием в руках, а в сердце каждого теплился огонёк любви к родным и, конечно ,детям.

Конечно, каждый солдат защищал и оберегал знамя. Каждый был готов умереть со знаменем в руках, ведь это частичка родной страны.







1)Ответить на вопросы.

  • Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

  • Какими чувствами вы прониклись, слушая стихи поэтов-фронтовиков?

  • Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?

2)Заполнить таблицу «Жанры лирики ВОв», используя прослушанные стихи и песни и используя материал учебника.

3)Какая графа осталась не заполненной?

4)Выполнить тест в рабочей тетради







1)Заполнить графу «сатирический жанр (2-3 стих.)».

2)Из предлагаемых в учебнике стихов о войне выбрать одно для заучивания наизусть и самостоятельного анализа.





1)Во многих стихах и песнях страна изображалась через любимый город, одной из таких песен была «Моя Москва».

2)На этом урок окончен, спасибо за работу!


Слайд №4.





Слайд№5-6

















Слайд №7









-8



Слайд №9















Слайд №10











Слайд №11













Слайд №12













Слайд №13























Слайд №114



Слайд №15







Слайд №16



Слайд №17





































слайд№18











Слайд №19




Конспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока литературы "Сороковые роковые" был создан к уроку литературы в 8 классе по программе Курдюмовой с использованием методических разработок, учебника литратуры 8 класса и интернет рессурсов.

Методическая разработка расчитана на 2 урока, на данных уроках учащиеся знакомятся с поэтами фронтовиками, их стихами, слушают песни военных лет, созданные композиторами на стихи поэтов-фронтовиков.

В заключительной части урока проводится работа, направленная на привитие учащимся чувства патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.

Уроки построены так, что учащиеся не только слушают стихи и песни, но активно участвуют в работе по теме.

Автор Шевченко Лариса Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1226
Номер материала 22829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓