Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)

Конспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)

Скачать материал

 

                              Сороковые роковые

                                                                                        Цель:

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны.

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

                                                                                        Задачи:

·         познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

·         учить анализировать стихотворение, отвечая на вопросы  учителя.

·         воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ. Слайд№3

                                                                                    Ход урока.

1.Вступ.слово учителя.

Более шестидесяти лет отделяет нас от времен ВОВ, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том, чем бала война для нашей страны. К сожалению, ВОВ не была последней войной, поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к голоду, к смерти, к потери близких людей. Эти чувства сохраняет и передает поэзия.

 

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщение изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Задание на дом

 

 

 

 

 

6. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)В лирике о войне выделяют основные группы жанров.

2)Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну

-Как понимаете данные слова?

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

3)Беседа с учащимися.

1.     Почему война названа «священной»?

2.     Какими качествами обладали люди, вставшие на защиту Родины?

4)Об одном из таких качеств писала А.Ахматова. Слайд

5).Беседа с учащимися.

1.     Что вкладывает поэтесса в слово «мужество»?

2.     Какие чувства она выразила в этом стихотворении?

3.     Автор пишет: « Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова…»

В чем смысл и какова композиционная роль этих строк?

Какой художественный прием заключен в них?

6).Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.

 

К.Симонов известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом  газеты «Красная звезда». Он переезжал  с фронта на фронт, поэтому знал войну «изнутри».

В первые , особенно  тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение:«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Ал.Суркову.

7). Беседа с учащимися.

1.       Как вы думаете,  почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало любимым в народе?

2.       Как создается  образ русской земли  в стихотворении?

8).

Алексей Сурков, которому Симонов посвятил стихотворение- автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное, лирическое стихотворение выполняло функцию боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941г.

« Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворение не писал – просто сложил письмо из наиболее проницательных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где он сейчас находится, о чем думает, какая, наконец погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…Письма  в стихах были одними из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода ВОВ»-так рассказывает о «Землянке» поэт Ев.Долматовский.

9).Беседа с учащимися.

1.       Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: «Зачем расстраивать воюющего солдата»? Как вы думаете, какие строчки показались цензуре печальными?

2.       Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения обязательно надо было публиковать в годы войны? Почему?

10).

В 1942г Твардовскому пришлось побывать  под Ржевом. Там шли тяжелые бои. Положение наших войск осложняло страшное бездорожье.

Твардовский писал: «Впечатления этой поездки были на всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце».

В чем, по вашему мнению, заключается основная мысль этого стихотворения

11) Солдаты защищали свою отчизну, будущее своей Родины. Они шли в бой с оружием в руках, а в сердце каждого теплился огонёк любви к родным и, конечно ,детям.

Конечно, каждый солдат защищал и оберегал знамя. Каждый был готов умереть со знаменем в руках, ведь это частичка родной страны.

 

 

 

1)Ответить на вопросы.

          Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

          Какими чувствами вы прониклись, слушая стихи поэтов-фронтовиков?

          Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?

2)Заполнить таблицу «Жанры лирики ВОв», используя прослушанные стихи и песни и используя материал учебника.

3)Какая графа осталась не заполненной?

4)Выполнить тест в рабочей тетради

 

 

 

1)Заполнить  графу «сатирический жанр (2-3 стих.)».

2)Из предлагаемых в учебнике стихов о войне выбрать одно для заучивания наизусть и самостоятельного анализа.

 

 

1)Во многих стихах и песнях страна изображалась через любимый город, одной из таких песен была «Моя Москва».

2)На этом урок окончен, спасибо  за работу!

 

Слайд №4.

 

 

 Слайд№5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

№  -8

 

 Слайд №9

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

Слайд №11   

 

 

 

 

 

 

 Слайд №12

 

 

 

 

 

 

 Слайд №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №114

 

Слайд №15

 

 

 

 Слайд №16

 

Слайд №17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд№18

 

 

 

 

 

Слайд №19

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы "Сороковые роковые" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока литературы "Сороковые роковые" был создан к уроку литературы в 8 классе по программе Курдюмовой с использованием методических разработок, учебника литратуры 8 класса и интернет рессурсов.

Методическая разработка расчитана на 2 урока, на данных уроках учащиеся знакомятся с поэтами фронтовиками, их стихами, слушают песни военных лет, созданные композиторами на стихи поэтов-фронтовиков.

В заключительной части урока проводится работа, направленная на привитие учащимся чувства патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.

Уроки построены так, что учащиеся не только слушают стихи и песни, но активно участвуют в работе по теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 627 386 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными" (2 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Разделительный мягкий знак (ь)
  • 03.10.2020
  • 2069
  • 152
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 593
    • DOCX 20.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевченко Лариса Николаевна
    Шевченко Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 20053
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 482 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 582 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 213 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1507 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 841 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе