Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы по творчеству А.Блока.

Конспект урока литературы по творчеству А.Блока.

Тема: А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика.


Цель: показать, как факт личной биографии отражается в

поэзии А.А.Блока, раскрыть особенности поэтического

мира раннего периода творчества поэта.


Форма урока: урок-композиция.


Задачи: 1) формирование умения соотносить реальные

биографические факты с поэтическим миром поэта,

закрепление навыков выразительного чтения;


2) развивать образное мышление, внимание учащихся;

развивать умение грамотно излагать свои мысли,

обогащать словарный запас;

3) воспитывать интерес к художественной литературе,

поэзии и искусству в целом.


Оформление, оборудование: в классе опущено затемнение,

зажжены свечи, звучит приятная легкая музыка; через

проектор на экран выведены портреты А.Блока и

Л.Менделеевой. В ходе урока на экране меняются

фотографии из жизни А.Блока периода создания цикла

«Стихов о Прекрасной Даме»


Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.


2. Новый материал.


Ведущий. Александр Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было невозможно жить. Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.


1-ый уч-к. Будучи 16-летним юношей А.Блок встретил Л.Менделееву на спектакле и полюбил ее на всю жизнь. Их роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то переходил к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой девушке. Поэт долго ухаживал за своей возлюбленной, а перед самым объяснением, 5 ноября 1902 года, он написал:

Я закрою голову белым.

Закричу и кинусь в поток.

И всплывет, качнется над телом

Благовонный, речной цветок.

2-ой уч-к.

Мне страшно с тобою встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.


По улице ходят тени,

Не пойму – живут или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.


Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.


А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.


3-ий уч-к. В ту роковую ночь объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились. А 17 августа 1903 года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба.


4-ый ученик. Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась книга стихов о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа: ревность, холодность, встречи, тоска – все воплотилось в ином плане, претворилось в мелодично сложенные строки.


5-ый уч-к.

Сегодня шла Ты одиноко.

Я не видал Твоих чудес

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

Или:

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.


Ведущий. Жизнь приобрела легкость, возвышенность, поэтичность и лиризм возведенный в ранг обобщений. В любой мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла


Я стал всему удивляться,

На всем условия печать.


6-ой уч-к.


Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.


Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.


Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.


Ведущий. Предчувствия, которыми пронизаны все стихи этого цикла, - не просто предчувствия счастья, ответа на любовь, но ожидание чуда:

И нам недолго любоваться

На эти здешние пиры:

Пред нами тайны обнажаться,

Возблещут дальние миры.

Эти ожидания, при всей их религиозной сущности, полны живой страсти, напряженной тревоги, ликования, юношеской экзальтации


7-ой уч-к.


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду – и горестно и низко.

Не одолев смертельные мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


8-ой уч-к.

Верую в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли…


Непостижимого света

Задрожали струи.

Верно в Солнце Завета

Вижу Очи Твои.


Ведущий. «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны связью с вселенной, с вечностью. Неслучайны здесь упоминания о Ветхом Завете, о рождении мира, света, любви, о деяниях Бога. Человек – это творение рук божьих по его образу и подобию. Образ женщины обожествляется, возносится к небесам, приобретая статус Вечной Женственности, царящей во всем мире, соединяющей мир живых и мертвых.


9-ый уч-к.

У забытых могил пробивалась трава.

Мы забыли вчера… и забыли слова…

И настала кругом тишина…


Только здесь и дышать, у подножья могил,

Где когда-то я нежные песни сложил

О свиданье, быть может, с Тобой…

Где впервые в мои восковые черты

Отдаленною жизнью повеяла Ты,

Пробиваясь могильной травою…


Ведущий.

В этом цикле стихов Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»:

Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В другом лирическом напеве прекрасная Дама предстает в образе девы-чайки в волнах влюбленного напева

10-ый уч-к.

Мы шли на Лидо в час рассвета

Под сетью тонкого дождя.

Ты отошла, не дав ответа,

А я уснул, к волнам сойдя.

Я чутко спал, раскинув руки,

И слышал мерный плеск волны.

Манили страстной дрожью звуки.

В колдунью-птицу влюблены.

И чайка-птица, чайка-дева

Все опускалась и плыла

В волнах влюбленного напева.

Которым ты во мне жила.


Ведущий. Мы окунулись с вами в прекрасный завораживающий мир любовной лирики раннего А.А.Блока, в которой запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию.

11-ый уч-к.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.


Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты.

Но в каждом доме, в каждом крове

Ищу отважной красоты.


Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!


И скоро я расстанусь с вами,

И вы увидите меня

Вон там, за дымными горами,

Летящим в облаке огня!


3. Заключение. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.


4. Домашнее задание. Выучить наизусть 2 стихотворения А.А.Блока из цикла «Стихов о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся).

Конспект урока литературы по творчеству А.Блока.
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

 

Автор Картоева Тамара Хароновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1250
Номер материала 38426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓