Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы по творчеству А.Блока.

Конспект урока литературы по творчеству А.Блока.

Скачать материал

Тема:        А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика.

 

Цель:         показать, как факт личной биографии отражается в

                    поэзии А.А.Блока,  раскрыть особенности поэтического

                   мира раннего периода творчества поэта.

 

Форма урока:    урок-композиция.

 

Задачи:     1) формирование умения соотносить реальные

                   биографические факты с поэтическим миром поэта,

                   закрепление навыков выразительного чтения;

 

                  2) развивать образное мышление, внимание учащихся;

                  развивать умение грамотно излагать свои мысли,

                 обогащать словарный запас;

                 

                  3) воспитывать интерес к художественной литературе,

                  поэзии и искусству в целом.

 

Оформление, оборудование: в классе опущено затемнение,

                        зажжены свечи, звучит приятная  легкая музыка; через

                         проектор на экран выведены портреты А.Блока и

                        Л.Менделеевой. В ходе урока на экране меняются

                        фотографии из жизни А.Блока периода создания цикла

                         «Стихов о Прекрасной Даме»

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.

 

2. Новый материал.

 

Ведущий.  Александр Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было невозможно жить. Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

 

1-ый уч-к. Будучи 16-летним юношей А.Блок встретил Л.Менделееву на спектакле и полюбил ее на всю жизнь. Их роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то переходил к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой девушке. Поэт долго ухаживал за своей возлюбленной, а перед самым объяснением, 5 ноября 1902 года, он написал:

Я закрою голову белым.

Закричу и кинусь в поток.

И всплывет, качнется над телом

Благовонный, речной цветок.

2-ой уч-к.

Мне страшно с тобою встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.

 

По улице ходят тени,

Не пойму – живут или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.

 

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.

 

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.

 

3-ий уч-к. В ту роковую ночь объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились. А 17 августа 1903 года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба.

 

4-ый ученик. Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась книга стихов о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа: ревность, холодность, встречи, тоска – все воплотилось в ином плане, претворилось в мелодично сложенные строки.

 

5-ый уч-к.

Сегодня шла Ты одиноко.

Я не видал Твоих чудес

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

Или:

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

 

Ведущий. Жизнь приобрела легкость, возвышенность, поэтичность и лиризм  возведенный в ранг обобщений. В любой мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла

 

Я стал всему удивляться,

На всем условия печать.

 

6-ой уч-к.

 

Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

 

Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

 

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

 

Ведущий. Предчувствия, которыми пронизаны все стихи этого цикла, - не просто предчувствия счастья, ответа на любовь, но ожидание чуда:

И нам недолго любоваться

На эти здешние пиры:

Пред нами тайны обнажаться,

Возблещут дальние миры.

Эти ожидания, при всей их религиозной сущности, полны живой страсти, напряженной тревоги, ликования, юношеской экзальтации

 

7-ой уч-к.

 

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

 

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О, как паду – и горестно и низко.

Не одолев смертельные мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

 

8-ой уч-к.

Верую в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли…

 

Непостижимого света

Задрожали струи.

Верно в Солнце Завета

Вижу Очи Твои.

 

Ведущий. «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны связью с вселенной, с вечностью. Неслучайны здесь упоминания о Ветхом Завете, о рождении мира, света, любви, о деяниях Бога. Человек – это творение рук божьих по его образу и подобию. Образ женщины обожествляется, возносится к небесам, приобретая статус Вечной Женственности, царящей во всем мире, соединяющей мир живых и мертвых.

 

9-ый уч-к.

У забытых могил пробивалась трава.

Мы забыли вчера… и забыли слова…

И настала кругом тишина…

 

…Только здесь и дышать, у подножья могил,

Где когда-то я нежные песни сложил

О свиданье, быть может, с Тобой…

Где впервые в мои восковые черты

Отдаленною жизнью повеяла Ты,

Пробиваясь могильной травою…

 

Ведущий.

В этом цикле стихов Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой  женщине, а «Владычице Вселенной»:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В другом лирическом напеве прекрасная Дама предстает в образе девы-чайки в волнах влюбленного напева

10-ый уч-к.

Мы шли на Лидо в час рассвета

Под сетью тонкого дождя.

Ты отошла, не дав ответа,

А я уснул, к волнам сойдя.

Я чутко спал, раскинув руки,

И слышал мерный плеск волны.

Манили страстной дрожью звуки.

В колдунью-птицу влюблены.

И чайка-птица, чайка-дева

Все опускалась и плыла

В волнах влюбленного напева.

Которым ты во мне жила.

 

Ведущий. Мы окунулись с вами в прекрасный завораживающий мир любовной лирики раннего А.А.Блока, в которой запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию.

11-ый уч-к.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.

 

Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты.

Но в каждом доме, в каждом крове

Ищу отважной красоты.

 

Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!

 

И скоро я расстанусь с вами,

И вы увидите меня

Вон там, за дымными горами,

Летящим в облаке огня!

 

3. Заключение.  Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

 

4. Домашнее задание.  Выучить наизусть 2 стихотворения А.А.Блока из цикла «Стихов о Прекрасной  Даме» (по выбору учащихся).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы по творчеству А.Блока."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

Конспект урока по творчеству Александра Блока. Содержит биографические данные поэта. Также его стихотворения. На уроке проводятся анализы его стихотворений. Подразумевается использование презентации, а также аудиозаписей романсов на стихи поэта. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 588
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Картоева Тамара Хароновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Картоева Тамара Хароновна
    Картоева Тамара Хароновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 5621
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе