Тема: А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика.
Цель: показать, как факт личной
биографии отражается в
поэзии
А.А.Блока, раскрыть особенности поэтического
мира раннего периода творчества
поэта.
Форма урока:
урок-композиция.
Задачи: 1) формирование
умения соотносить реальные
биографические
факты с поэтическим миром поэта,
закрепление навыков выразительного
чтения;
2) развивать образное мышление,
внимание учащихся;
развивать умение грамотно излагать
свои мысли,
обогащать словарный запас;
3) воспитывать интерес к
художественной литературе,
поэзии и искусству в целом.
Оформление, оборудование: в
классе опущено затемнение,
зажжены
свечи, звучит приятная легкая музыка; через
проектор на экран выведены
портреты А.Блока и
Л.Менделеевой. В ходе урока
на экране меняются
фотографии из жизни А.Блока
периода создания цикла
«Стихов о Прекрасной Даме»
Ход урока.
1.
Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей
и задач урока.
2. Новый материал.
Ведущий. Александр Блок
мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую
хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна,
необходима, без неё было невозможно жить. Её принесла поэту Любовь. Любовь была
призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем мире. Блок
обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл
жизни.
1-ый уч-к. Будучи 16-летним
юношей А.Блок встретил Л.Менделееву на спектакле и полюбил ее на всю жизнь. Их
роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то переходил
к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой
золотоволосой девушке. Поэт долго ухаживал за своей возлюбленной, а перед самым
объяснением, 5 ноября 1902 года, он написал:
Я закрою голову белым.
Закричу и кинусь в поток.
И всплывет, качнется над телом
Благовонный, речной цветок.
2-ой уч-к.
Мне страшно с тобою встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму – живут или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.
3-ий уч-к. В ту роковую ночь
объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение
убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был
полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови
Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после
студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились. А 17 августа 1903
года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой
церкви над рекой была сыграна свадьба.
4-ый ученик. Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой
мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась
книга стихов о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа:
ревность, холодность, встречи, тоска – все воплотилось в ином плане,
претворилось в мелодично сложенные строки.
5-ый уч-к.
Сегодня шла Ты одиноко.
Я не видал Твоих чудес
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.
Или:
Забудем дальний шум. Явись ко мне без
гнева,
Закатная, таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.
Ведущий.
Жизнь приобрела легкость, возвышенность, поэтичность и лиризм возведенный в
ранг обобщений. В любой мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего,
тайного смысла
Я стал всему удивляться,
На всем условия печать.
6-ой уч-к.
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дальнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Ведущий. Предчувствия,
которыми пронизаны все стихи этого цикла, - не просто предчувствия счастья,
ответа на любовь, но ожидание чуда:
И нам недолго любоваться
На эти здешние пиры:
Пред нами тайны обнажаться,
Возблещут дальние миры.
Эти ожидания, при всей их религиозной сущности, полны
живой страсти, напряженной тревоги, ликования, юношеской экзальтации
7-ой уч-к.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно и низко.
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
8-ой уч-к.
Верую в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли…
Непостижимого света
Задрожали струи.
Верно в Солнце Завета
Вижу Очи Твои.
Ведущий. «Стихи о
Прекрасной Даме» пронизаны связью с вселенной, с вечностью. Неслучайны здесь
упоминания о Ветхом Завете, о рождении мира, света, любви, о деяниях Бога.
Человек – это творение рук божьих по его образу и подобию. Образ женщины
обожествляется, возносится к небесам, приобретая статус Вечной Женственности,
царящей во всем мире, соединяющей мир живых и мертвых.
9-ый уч-к.
У забытых могил пробивалась трава.
Мы забыли вчера… и забыли слова…
И настала кругом тишина…
…Только здесь и дышать, у подножья могил,
Где когда-то я нежные песни сложил
О свиданье, быть может, с Тобой…
Где впервые в мои восковые черты
Отдаленною жизнью повеяла Ты,
Пробиваясь могильной травою…
Ведущий.
В этом цикле стихов Любовь принимает характер
возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице
Вселенной»:
…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
В другом лирическом напеве прекрасная Дама предстает
в образе девы-чайки в волнах влюбленного напева
10-ый уч-к.
Мы шли на Лидо в час рассвета
Под сетью тонкого дождя.
Ты отошла, не дав ответа,
А я уснул, к волнам сойдя.
Я чутко спал, раскинув руки,
И слышал мерный плеск волны.
Манили страстной дрожью звуки.
В колдунью-птицу влюблены.
И чайка-птица, чайка-дева
Все опускалась и плыла
В волнах влюбленного напева.
Которым ты во мне жила.
Ведущий. Мы окунулись с
вами в прекрасный завораживающий мир любовной лирики раннего А.А.Блока, в
которой запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющейся в мир, чтобы
утвердить в нем красоту и гармонию.
11-ый уч-к.
Я вам поведал неземное.
Я всё сковал в воздушной мгле.
В ладье – топор. В мечте – герои.
Так я причаливал к земле.
Скамья ладьи красна от крови
Моей растерзанной мечты.
Но в каждом доме, в каждом крове
Ищу отважной красоты.
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами,
Летящим в облаке огня!
3. Заключение.
Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
4. Домашнее задание. Выучить наизусть 2 стихотворения А.А.Блока из цикла
«Стихов о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.