Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы по теме "Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители")

Конспект урока литературы по теме "Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители")

Класс: 5а

Дата: 13.11.2014

Предмет: литература

№ урока: ___

Тема урока: "Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители")

Цель урока: раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста; углубление знаний о литературной сказке; развитие монологической и диалогической речи учащихся; развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать; развитие навыков выразительного чтения; расширение словарного запаса; формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников; создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Вид урока: изучение нового материала

Методы обучения: беседа


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку

Рапорт дежурного


Проверка домашнего задания

Что вы знаете об этом писателе



- Что привлекло ваше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?


Сообщение о А. Погорельском

(Произведение написано для племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого).



Изучение новой темы

- Вы прочитали это произведение. Чем оно показалось вам необычным? На какие прочитанные в этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

- Докажите, что это сказка.













- А есть ли отличие?





- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?



– В какое время происходят события? С тех прошло много лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны? Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.


(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на сказку.)




(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.


У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

(Отражены реалии того времени: точная география Имя, возраст мальчика.)





Словарная работа

Объяснение непонятных слов.




- А зачем нам надо понимать значения этих слов?





- В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки русских народных сказок?

- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

- Поговорим о главном герое. Кто он?




(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана более ста лет назад).



(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).















(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш ровесник)



- За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?

(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).


- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

У Никиты было индивидуально задание – пересказать от лица мальчика это спасение. И от того, как Никита справится с заданием, зависит наше представление о характере героя.

Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение Чернушки”.


Отвечают на вопросы


- Как художнику удалось показать напряжённость момента? Насколько точно художник воспроизводит этот эпизод?

- Какие качества главного героя проявились здесь?

(твёрдость, щедрость).



- Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)


- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)


- Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)


- Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –


- Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие?

(это сон, видение, обморок)


- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?

(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)


- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?



- Обратимся к следующему эпизоду.



Чтение по ролям диалога короля и Алёши



- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)



- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?


(Алёша не должен быть нескромным).



- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?

От чего же предостерегает король Алёшу?




- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?


(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)



- Почему изменилось отношение детей к Алёше?


(стал гордым, высокомерным, заносчивым)



- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?


(он потерял волшебное зёрнышко)



Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”.

- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?


(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)



- А для нас это с вами урок?

- Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?

- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?


(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)



- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?

К чему привела неблагодарность Алёшу?


(Он предал маленьких жителей)



контроль

- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?


(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).



Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.




– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве второго эпиграфа?


(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”.



Надо развивать таланты, данные нам.

Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).

- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?

- Если так трагично заканчивается сказка

- жители подземного королёвства ушли

- Алёша наказан

- предательство, то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?


(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).



(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).



Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.


Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.




На доске находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.




Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа.





Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.


  • Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.



-Ребята, встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло?


(Heт)


- О каком зле, или каких злых героях мы читали?

(Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное. В сказках зло, как правило, олицетворено или опредмечено)



-Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?

(Да)



- Каким образом?

(Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)


- Что победило?

(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)




Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?


Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.



Рефлексия


Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.




Домашнее задание

Дочитать сказку




Практическая часть.


  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)

  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

  7. Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)

  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

  9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

  11. Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)

  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)



Практическая работа.


Добрый

Жестокий

Ласковый

Общительный

Дерзкий

Любознательный

Скромный

Непослушный

Застенчивый

Упрямый

Гордый

Самолюбивый


Тест на знание текста(«Черная курица или подземные жители»)

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный камень

в) золотая монета

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза

в) шесть раз


Практическая часть.


1. Почему Алёша остался один в пансионате?

2. Что было его утешением в часы одиночества?

3. Какую курочку Алёша любил больше всех?

4. Как Алёша спас Чернушку?

5. Чего испугался Алёша ночью?

6. Как Чернушка справилась с рыцарями?

7. Куда привела курица мальчика?

8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?

9. Какое желание загадал Алёша?

10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось?

11. Какое условие поставил король Алёше?

12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король?












Краткое содержание


Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. 
    В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. 
    Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. Алеши кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других. 
    Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал - золотую монету, подарок бабушки. 
    После праздника лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю. 
    - Дверь заперта ключом, - сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась. 
    Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать. 
    Проходя мимо кошки, Алеша попросил у нее лапки... Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: "Дуррак! дуррак!" Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась... 
    Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько... В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок. На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал. Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошел король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать. Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык. Притом Алеша сделался страшный шалун. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее. Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок. Его опять там оставили. К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться. На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли. Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придется переселиться далеко. Попросила Алешу еще раз исправиться. Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.


Конспект урока литературы по теме "Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители")
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста; углубление знаний о литературной сказке; развитие монологической и диалогической речи учащихся; развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать; развитие навыков выразительного чтения; расширение словарного запаса; формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников; создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Автор Хамитова Альбина Тимергаяновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2054
Номер материала 18473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓